Подвиг Юрия Четыре секунды длиною в жизнь. Подвиг Юрия Лелюкова.
9 ноября 1983 года погиб Юрий Николаевич Лелюков, старший лейтенант резерва, преподаватель начальной военной подготовки школы №2 поселка Иваничи Волынской обл. Военрук закрыл собой приведенную во пора урока в действие боевую гранату, оказавшуюся среди полученного из военкомата учебного имущества, и этим спас жизнь двадцати шести ученикам.
После публикации 26 февраля 1985 года в газете “Комсомольская истина” очерка “ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ” Юрий Лелюков был награжден орденом “Знак почета”, кафедра НВП и физподготовки одного из педагогических институтов добилась присвоения его имени. После его крахи учебные гранаты стали сверлить.
…День был ясный, сухой и холодный.
Учитель начальной военной подготовки второй посредственнее школы Юрий Лелюков посмотрел в окно и взял со стола одну из учебных гранат.
Надеюсь, вам эта штука в жизни не сгодится, но тем не менее: слушайте, смотрите и запоминайте!.. – Внимание, – сказал он двадцати шести ребятам, сидящим в классе.- Вы давно упрашивали показать принцип обращения с гранатой.
Значит, так: чтобы привести гранату в боевое положение, нужно прижать спусковой рычаг и выдернуть перстень – я это делаю. До взрыва останется четыре секунды. Тогда бросайте гранату, не мешкая. Теперь, если отпустить рычаг, у нас, в учебной гранате, попросту щелкнет, а в боевой раздастся хлопок, и пойдет дымок. Итак, я отпускаю рычаг…
– А если задымит? – весело спросил некто.
И отпустил рычаг. Раздался хлопок, и пошел дымок. Лелюков улыбнулся.
Боевая граната – в классе?! Вряд ли двадцать шесть девчонок и молокососов поняли в то первое мгновение, что случилось.
Вряд ли понял, что случилось, в то, самое первое, мгновение и сам Лелюков. Глупость, нелепость, абсурд!
Значит, четыре секунды – и все. Ну, разумеется же,- окно! Снова граната. «Ничего, ребята, ничего. И снова глаза. И вдруг-окно! До него было всего лишь полшага. В классе двадцать шесть пар ничего еще не соображающих глаз. Что делать?! Граната. Отбросить гранату? Подальше от себя? Куда? Глаза. Вы только не пугайтесь…»
Внизу, в школьном дворе, гуськом, достоверно утята, вышагивали на обед шестилетки. Но он все же был военным человеком. Старшим лейтенантом запаса… Значит, надо спасать детей. Дым пошел.
И, надлежит быть, тут же понял, что потерял еще одно мгновение: ну, конечно же, там, в коридоре за дверью кабинета, сидели дети. Едва не метнулся он к двери. Школа была тесновата, и пора от времени парты выставлялись прямо в коридор. Да и глупо было рваться к двери – не успеть…
Пытаясь что-то сказать, лишь с силой выдохнул из легких воздух… Он повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво придавил гранату к животу.
Говорят, классы эти слушали его, разинув рты. Говорят, у него не было проблем с дисциплиной в классах. И выходил он из этих классов вечно окруженный ребятами. Он много чего собирался сделать к той минуте, когда, взглянув в окно, взял с преподавательского стола одну из учебных гранат и произнёс: «Слушайте, смотрите и запоминайте!..» Собирался построить в школе тир. Говорят, он был хорошим учителем. Собирался организовать гандбольную команду.
В оглушительной тиши, точно снег, сыпалась с потолка побелка. В оглушительной тишине падали стенды. И в оглушительной этой тишине ошеломленные десятиклассники кинулись к двери. …Взрыв оглушил класс.
Живые. Все. Двадцать шесть человек.
– Стой, ребята! Как же Юрий Николаевич?!
Сейчас, Юрий Николаевич, сообщали они, сейчас, еще минутку… Трое из них вернулись и в дыму вынесли Лелюкова из класса.
Мчались «Скорые»… К ним бежали преподавателя. Бежали врачи.
Остались без отца восьмилетняя Алеся, годовалый Юрасик, стала вдовой жена Лариса.
Заходят в класс, где собственный последний урок мужества и человечности провел их любимый учитель и где висит его портрет. Ежегодно в этот день ученики тех двух классов приходят в Иваничевскую посредственную школу №2. Идут на кладбище. Это произошло 29 ноября 1983 года.
В школе более двадцати лет действует музей Юрия Лелюкова. Среди бесчисленных экспонатов школьный журнал, открытый на той же странице и пробитый осколками гранаты. Во многих из них стихи, написанные людьми, которые никогда не видали учителя, но преклоняются перед его подвигом. А также сотни писем, которые пришли тогда со всех концов Советского Альянса.