Обитатели средневековой Англии расчленяли умерших односельчан, чтобы те не вернулись к ним после смерти. Свидетельства необычной практики обнаружили британские археологи в закинутой деревне.
Главное
В янтаре найден клещ, напившийся крови древней обезьяны
Самое читаемое: Запуск, которого ожидали Маск и мир
Крымский мост поднял голову
Восемь сердец Рокфеллера
«Мы считали Ту-154 острием прогресса»
Декламируйте также
Варианты использования алюминия в городской среде практически безграничны
Телевидение, которое изобрели заново
Что нас ждет в середине технологической революции?
Рубль копит силы на обвал
Жители средневековой Англии ощущали вполне реальный страх перед поднявшимися из могил мертвецами, и мало того — предпринимали для защиты от них вполне действенные усилия. К таким выводам пришли археологи из Университета Саутгемптона и социальной организации Historic England. В статье, опубликованной сегодня в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, содержатся выводы, буквально поставившие на уши в понедельник все британские СМИ.
«Ужас нашествия зомби заставлял сельских жителей расчленять мертвецов», «Средневековые крестьяне опасались зомби-апокалипсиса» и иные заголовки появились накануне в западной прессе. Свидетельства того, как жители средневекового Йоркшира относились к мертвым,
появились после разбора костей, обнаруженных на месте давно заброшенного поселения Уоррам-Перси, про которое известно, что несколько столетий назад там находилось до 30 хозяйств.
Два линии домов там были расположены с севера на юг, сегодня там остался лишь остов заброшенной церкви. Человеческие кости, исследованные учеными, бывальщины найдены еще в 1963 году, причем не на церковном кладбище, а неподалеку от домов.
Расположение костей, а главное, следы повреждений на них уверили ученых в том, что уже после смерти людей их односельчане расчленяли и даже сжигали их останки, чтобы те не вышли из могил. «Идея того, что кости из Уоррам-Перси — останки мертвецов, какие сожгли и расчленили, чтобы те не встали из своих могил, похоже, находит наилучшие подтверждения, — считает Саймон Мэйс, специалист по изучению скелетированных останков, автор труды. — Если мы правы, то это первое надежное археологическое доказательство такой практики, что мы имеем. Оно показывает нам темную сторону средневековых верований и служит наглядным напоминанием того, как отличались представления в Средневековье от наших с вами».
Ученым удалось исследовать 137 отдельных костей, которые принадлежали как минимум десяти различным людям. Установлено, что жили они в XI–XIV веках. Анализ содержания стронция в зубах показал, что умершие люди родились и вытянулись в том же районе, где и закончили свои дни.
«Это было сюрпризом для нас, поскольку сначала мы проверяли, не было ли необычное обращение с останками связано с тем, что помершие были пришлыми, а не местными», — пояснил Элистер Пайк, профессор археологии в Университете Саутгемптона.
Исследователи также отбросили еще одно гипотеза — что разрубленные останки свидетельствуют о практике каннибализма, которая могла вполне существовать в голодные годы Средневековья. По суждению антропологов, в случае каннибализма следы от ножей должны концентрироваться в местах крепления главных мышц или суставов. В деревне же Уоррам-Перси ножевые отпечатки на костях были найдены в основном в области шеи, что указывает на то, что как минимум несколько человек были обезглавлены. Установлено, что 17 костей костяков, в том числе пять черепов, были обуглены.
В средневековом фольклоре говорится о мертвецах, способных восставать из могил и бродить по округе, бессердечно убивая тех, кто попадется им на пути. От них предлагалось избавляться с помощью обезглавливания, отрубания конечностей, сжигания и закапывания. Ученые считают, что они наткнулись на первое ровное свидетельство соблюдения этих рекомендаций.