Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Читатель “Отечества” поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей“Родина” продолжает вести рубрику, открытую в год 365-летия воссоединения России и Украины и напоминающую читателям об всеобщем и славном прошедшем двух братских народов. Читатель “Родины” поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, ставшей дальневосточницей

Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей

Матрёна Мироновна Приходько (Баньковская).

Непреходяще с интересом читаю материалы рубрики “Родичi Родины”. Они и вдохновили меня на воспоминания о прабабушке Матрёне Мироновне, которая в начине прошедшего века оказалась за тысячи километров от родного украинского дома, на самом краю России. В нашей семье бережно хранятся писульки ее внуков и невестки.

Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей

Мирон Приходько с детьми.

Матрёна, младшенькая в большенный семье, появилась на свет 11 марта 1887 года в деревне М. Термаховка Кресятичской волости Радомысльского уезда Киевской губернии. Отец-ремесленник Мирон Игнатьевич Приходько с матерью-рукодельницей Агафьей Филипповной (пряла лен, ткала и шила) возвысили на ноги шестерых сыновей и трех дочерей. “С махонького возраста бабушка [Матрёна] работала в семье. Заложенное с детства положительное отношение к труду добросовестному, требующему полной отдачи, стремление к чистоте, аккуратности сохранились у бабки в течение всей ее длинной жизни…”1. В родной деревне учить девочек было не принято, но Мирон, считая грамоту величайшим благом, велел ходить в школу и трем своим девочкам.

А после судьбина и столыпинская программа переселения привели семью на Дальний Восток.

“Стук да стук, рельсы гудят. Товарный вагон, в нем вящая семейство бедных малоземельных украинцев. Глава семьи – Мирон…

Царское правительство поощряло переселение на Дальний Восток, помогало осесть, прижиться на новоиспеченном пункте, одно требовалось: работайте! Известно – украинцы-крестьяне не нуждались в понукании, была одна сладкая мечта: побольше земли, основное – без панов. А кромка чудный! Богатейший – леса, земля богатая, реки рыбные. Тут и росла чудесная дивчина Мотря – так призывали ее в семье…” – вспоминала Татьяна Александровна Баньковская о своей свекрови Матрёне Мироновне2. К марту 1907 года почти вся семейство, прочертив в пути полтора месяца, перебралась на Дальний Восток. “Он стал моей родиной, сказочной чудо-страной”, – это уже слова Матрёны.

Она не чуралась никакого труда. Сидела в бакалейной лавке в Муравьёве-Амурске, на железнодорожной станции Иман, в знаменитом магазине Кунста и Альберса, в пароходном агентстве… Во Владивостоке повстречала своего суженого Ивана Баньковского, столяра в студии при железной дороге. “Купили икону, цветы для венца. В субботу вечерком бабушка поставила тесто. В воскресенье 5 октября 1912 года отправь венчаться в церковь. Брат Николай держал венец. Батюшка благословил. Присели за свадебный стол…”2

19 мая 1913 года Матрёна родила сына Владимира. А сквозь год началась война.

Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей

Чехословаки во Владивостоке. 1919 год.

“Чехословаки в ноябре 1919 года взяли Владивосток. Расправлялись жестоко с представителями советской воли. Кто-то сказал чехам, что у Ивана Иосифовича винтовка. Пришли с обыском, всё перерыли. После еще два раза приходили. Родственник разузнал: “Вы что, ждете смерти?!” Помог справиться с вещами: комод, цветы – за забор к соседям, что-то с собой – и на пароход. Приехали на рудник Тетюхэ. Вселились на Канале.”2 И вот еще одинешенек штрих к портрету прабабушки Матрёны: “когда пришлось бежать от контрреволюции из Владивостока на побережье Японского моря, принимала с супругом деятельное участие в партизанском движении”1.

Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей

Иван и Матрёна Баньковские с сыном Владимиром.

Сын Володя, будучи живым свидетелем этих событий, запоздалее написал рассказы “Алый галстук” и “Хо-Пухо”.

Что касается многочисленных братьев моей прабабушки, их судьбы сложились по-разному. Ипатий Приходько выучился на артиллериста и вернулся в 1914 году с Первой всемирный брани раненым в Хабаровск. Николай, будучи с 18 лет на военной службе, проживал там же. Зиновий преподавал географию в 7-9-х классах на руднике Тетюхэ. Аркадий сидел бригадиром совхоза. Ну а Никита остался на малой родине, “окончил Киевскую фельдшерскую школу. Работал в госпитале 6 лет. Женился на дочери губернатора. Сидел чиновником по Земле, а перед революцией снова стал доктором…”3

Матрёна, перебравшись в 1939 году с Дальнего Востока на “заход”, ушла из жизни 9 августа 1974 года и похоронена в Ростовской области. До последних дней вела переписку со своей бесчисленной украинской и российской родимее. Надеюсь когда-нибудь издать эти бесценные для меня письма…

Читатель "Отечества" поделился воспоминаниями о своей прабабушке-украинке, сделавшейся дальневосточницей

Письмо от Матрёны.

1. Клиентовы Г.В. и В.В. О бабушке Марёне: мемуары, 1974.

2. Баньковская Т.А. Моя генеалогическая: рассказ.

3. РГАЭ. Ф. Л.В. Баньковского № 1157.

>