По утверждениям археологов, наткнуться на древнюю свалку — негустая удача. Можно найти предметы, которые расскажут, как жили люди в этой местности, насколько они были богаты и иную информацию. Но существовали предметы, которые никогда не оказывались в мусорных кучах. Читайте, как на Руси следовало поступать с состриженными волосами и ногтями, какая удел ждала тряпочные лоскутки и что делали с одеждой недавно умерших людей.
Почему нужно было надежно прятать ногти и волосы
Выбрасывать волосы после стрижки на Руси не рекомендовалось. /Фото: midgard-info.ru
Во всех всемирных культурах уделяется немалое внимание личной гигиене и внешнему виду. Испокон веков люди брили бороды, причесывались, стригли волосы, пытались бегать за ногтями. За века возникло множество суеверий, основанных на уходе за своим телом. Например, на Руси нередко считали, что невозможно выбрасывать остриженные волосы и ногти, чтобы злые колдуны не нашли их. Спрашивается, чего бояться? Оказывается, если злобный чародей найдет хоть волосок или кусочек ногтя, он может навести на их хозяина порчу.
И снова законный вопрос: а зачем волшебнику это делать? Объяснялись такие поступки внутренней сущностью: ведуны, знахари и прочие личности считались слугами нечистой мочи. А у нечисти один принцип — вреди как можно сильнее и большему количеству людей. Именно поэтому следовало после стрижки верно спрятать волосы и ногти в дальнее, самое укромное место. Например, хорошим способом было сожжение, а также можно было закопать эти объекты как можно глубже в землю.
К тому же волосам придавалось большое значение, они наделялись особой магической силой. Говорили, что волосы пропитаны энергией и служат для «контакта» между человеком и потусторонним миром. Они как будто бы хранили силу, энергию, здоровье человека. Потому допустить, чтобы хоть одинешенек волосок попал в руки недоброжелателя, было нельзя.
Хлеб как божественный дар, используемый до последней крошки
Хлеб доставался тяжким трудом. /Фото: stihi.ru
Хлеб на Руси доставался нелегко. Пахари, жнецы и мельники трудились в поте лица, ведь о устройствах, механизирующих физический труд, тогда и речи не шло. Потому в семьях не пропадал ни один кусочек хлеба, не пропадали даже крошки. Хлеб никогда не выбрасывали. Зачерствевший размачивался, испорченный с наслаждением ели домашние птицы и скот. А уж если такая радость — лишняя буханка, то ее могли отдать тем, кто нуждался.
Самый удобный способ хранения хлеба — сделать из него сухарики. В любой избе была печка, потому с изготовлением этого блюда проблем не возникало. Вкусное лакомство, которое с удовольствием ели и старшие и дети. И сегодня многие хозяйки сушат остатки хлеба, порезав его на мелкие кусочки. Для этого используют духовки, микроволновки, или же попросту раскладывают хлебушек на столе.
В православии к хлебу всегда относились как к дару божьему, подарку, который кормит человека и дает ему возможность существовать.
Лоскутки, которые должны были служить до полного истлевания
Из лоскутков получались очень красивые и практичные вещи. /Фото: dizain.guru
Издревле на Руси было зачислено хранить старые лоскутки. Красивые кусочки ткани или те, которые остались от дорогих вещей, использовали для пошива одеял и свивальников, из них мастерили забавных кукол, применяли для отделки платья. Мастерицы прекрасно умели это делать, хотя и не знали современного названия «пэчворк». Лоскутная техника сегодня относится к весьма востребованным народным промыслам. Изделия из лоскутов, сделанные со вкусом, действительно смотрятся невероятно стильно, интересно и красиво, особенно если применяются для создания интерьера в загородном деревянном доме.
В «Домострое» можно отыскать упоминание о том, что хорошая хозяйка должна проводить сортировку лоскутков и остатков тканей. При этом льняные куски использовали по многу раз. Так, если рубаха была совсем старой, то, естественно, она становилась потертой и мягкой. Такая вещь прекрасно подходила для пошива ребяческих вещей. Если же ткань совсем износилась, то из нее получался прекрасный аксессуар для уборки в доме, то есть тряпка для мытья полов и уборки пыли.
Объекты культа, пускаемые по воде и вещи покойных, к которым нельзя было прикасаться 40 дней
Нательные кресты передавались по наследству. /Фото: cs1.livemaster.ru
Никогда не выбрасывали на Руси объекты культа. Иконы и религиозные книги, а также нательные крестики использовали до того момента, пока они буквально не разваливались под дланями. Их дарили, передавали из поколения в поколение в качестве наследства, очень ценили. Многие наверняка видели старые иконки в деревенских избах, на каких уже почти ничего не видно, но которые занимают почетное место в красном углу. Если по каким-то причинам надо было разлучиться с такой вещью, люди относили ее в церковь. Был и еще несколько способов: закопать глубоко в землю, но так, чтобы ничья нога не настала на это место, или же ранним утром пустить по проточной воде.
Немало суеверий существовало про вещи недавно умерших людей. В народе находили, что душа человека не сразу попадает на небо, что дорога туда занимает не менее сорока дней. А пока этот этап не прошел, душа имеет сильную связь с телом, мучается, просится назад, хочет вернуться. Чтобы не улететь на небосводы вслед за покойным, не рекомендовалось трогать личную посуду, одежду, орудия труда и иные предметы, которые принадлежали помершему. Вот когда душа обретете покой, тогда этот запрет снимался.
С мусором и свалками связана известная народная пословица “сор из избы не выносят”. Ныне ее часто применяют в такой интерпретации: все ссоры и проблемы должны быть сокрыты от посторонних, не стоит делиться ими с чужими людьми. А на самом деле ранее все было гораздо проще и означало, что мусор легко можно уничтожить просто-напросто, отправив его в печь. Двойная выгода — чистота в доме и тепло от пламени.
Ну и хлеб всегда почитался на Руси. И эти вещи делать с ним категорически запрещалось.