Арктика эпохи потепления: новоиспеченные открытия экспедиции Русского географического общества и Северного флотаЧто нашла на морском дне в заполярных широтах комплексная экспедиция Русского географического общества и Нордового флота? Что еще могут найти в Арктике географы и офицеры флота? Начальник отдела гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Алексей Корнис – о знаковых находках в интервью “РГ”.

На дне морском

Алексей Викторович, за годы Великой Отечественной брани Северный флот потерял 23 подводных лодки, из которых 13 пропали без вести. В ходе экспедиции Северного флота и РГО отыскано место гибели подлодки класса "К". Что можете рассказать – исходя из информации, которой располагаете на данный момент?

Алексей Корнис: Первое, что надо отметить: ладью обнаружили в пределах немецкого минного заграждения "Бантос-А", которое долгое время считалось полностью безрезультатным. Это деятельная минная постановка, которую произвели немецкие минные заградители "Бруммер" и "Кобра" 20 марта 1942 года.

Второе. Ладья сильно пострадала при взрыве, скорее всего сдетонировал боезапас. Корпус разломился на три части, при этом точно установить курс движения лодки пока не представляется возможным, поскольку носовая часть и ее середина развернуты относительно кормовой части немало чем на 100 градусов.

Третье. Судя по поднятому зенитному перископу, лодка находилась на перископной глубине. Это, возможно, и стало косвенной вином гибели, т. к. через данное минное поле многократно проходили надводные корабли, которые избежали подрывов из-за эффекта "опускания" мин под поступком течения.

Ну и четвертое. Лежит лодка на глубинах более 100 метров, поэтому обследование производилось, в отличие от обнаруженных на Балтике ладей, только с помощью телевизионных необитаемых подводных аппаратов. Корпус сильно опутан рыболовными сетями, что затрудняет ее идентификацию. Но бесспорно, что исходя из размеров и отдельных видимых механизмов, это лодка серии "К", или "Катюша".

Флотские специалисты и наши научные консультанты Мирослав Морозов, Андрей Коваль и Игорь Борисенко предполагают, что это подводная лодка "К-2", но говорим пока об этом с осторожностью. Могут быть и иные варианты.

На ваш взгляд, реально ли найти все без вести пропавшие за годы Великой Отечественной войны советские подводные лодки Нордового флота?

Алексей Корнис: Думаю, что это обязательно случится. Техника не стоит на месте, а потому океан становится все более доступным. И это может случиться как с помощью океанографов, так и с помощью рыбаков.

Единственное, пожалуй, на данный момент препятствие – возможное нахождение нескольких подводных ладей в территориальных водах или экономической зоне Норвегии. Однако не исключаем, что поиск станет возможным объединяющим наши страны фактором. Спозаранок или поздно.

Если лодка не разрушена, то нужно ли ее поднимать? Или достаточно существующих ритуалов: статус места воинского захоронения, венки на воду? Предугадываю ответ: вопрос вне компетенции. Согласен, пусть решает командование. Но что по этому поводу думают офицеры флота: вы и ваши товарищи?

Алексей Корнис: Нет, поднимать не стоит. Это, с одной сторонки, трудоемкая операция, а с другой – корпус уже сильно пострадал от времени. Он просто не выдержит подъема, как бы бережно он ни проходил. Морю надо покинуть то, что оно забрало от нас почти восемь десятилетий назад. Нельзя тревожить останки. И статус воинского захоронения даст возможность сделать это эффективней.

Имя на карте

В ходе экспедиций Нордового флота и РГО есть вероятность того, что обстоятельства гибели многих пропавших без вести краснофлотцев (командиров и экипажей подлодок) обретут ясность. Можно ли наименовать их именами подводные хребты, новые острова и проливы?

Алексей Корнис: Да, это возможно. Но вряд ли будет осуществлено. Название географического объекта может быть лишь персонифицированным, а как можно разделить подвиг всего экипажа?

Я знаю, что вы, будучи старшим лейтенантом, на борту ракетного подводного крейсера стратегического направления К-496 участвовали в открытии подводных гор в Северном Ледовитом океане. И вот вы уже капитан 1 ранга, и остались ли еще безымянные места на карте, чтобы присваивать им имена достойных людей? И не лишь географов, но и моряков, погибших в бою?

Алексей Корнис: Географических открытий еще будет много, и точно на наш век хватит. Мир, океан меняются всегда, и даже, казалось бы, незыблемые географические константы вдруг оказываются переменными. Скажем, остров Васильевский в середине XX века целиком исчез, но в XXI веке на его месте обнаружили остров с условным наименованием "Яя". Не факт, что он подтвердит этот статус, нездорово он уж редко появляется на поверхности, но тем не менее…

С темой географических открытий современности Гидрографическая служба Северного флота приняла участие в Национальной премии "Хрустальный компас" и в составе объединенного проекта Нордового флота заняла первое место в номинации "Путешествие и экспедиция", а также стала призером в номинации "Социальное признание" – географическому обществу были представлены более 30 географических открытий, сделанных нами на архипелагах Новоиспеченная Земля и Земля Франца-Иосифа. Сейчас их порядка 40. Все они вызваны глобальным потеплением. Хорошо это или плохо – судить не нам. Мы просто констатируем факт.

Размышляю, что присвоение имен героев, погибших за Отечество, – это правильная традиция. И хорошо, что она поддерживается.

Пирамиды под снегом

Читал: с вашей точки зрения, самый прекрасный остров Земли Франца-Иосифа – Винер-Нейштадт. Вы его описали интригующе: арктические египетские пирамиды. Фигура речи? Или Арктика на самом деле фантастичнее и прелестнее, чем многие представляют?

Алексей Корнис: Арктика своеобразна, но ее красота не всякому может открыться. Очень много зависит от игры солнца, состояния атмосферы, да и от настроя наблюдателя. Красоты за полярным кругом хватает. И эстетическая ценность удваивается или даже утраивается из-за труднодоступности. Ведь это очевидно: сытый и голодный глядят на хлеб по-разному. А пирамиды… Там и природной готики много, и конструктивизма.

Давно практикуются туры на Северный полюс: гарантированные люди на ледоколе совершают туда круизы с комфортом… На ваш взгляд, есть ли шанс, что кроме "праздных туров" будет также и арктический военно-патриотический туризм? По пунктам боев наших героев-прадедов. Если да, то куда? Что там можно увидеть?

Алексей Корнис: В Арктике немного таких мест, и они мощно разбросаны по побережью. Враг так далеко, к счастью, не прошел. Вряд ли такой "целевой" туризм возможен. Если, разумеется, не брать Кольский полуостров.

Однако отдельные места, возможно, еще требуют доизучения. Мы совершенно не ожидали, что во время Комплексной экспедиции Нордового флота и РГО найдем на пепелище полярной станции в заливе Благополучия, уничтоженной немецкой подводной лодкой, большое количество объектов быта, пусть и сильно поврежденных временем. Вплоть до гранат.

А судьба одной немецкой автоматической станции на Новой Земле до сих пор нам малопонятна. Она точно была там установлена, но уже дважды поиски не увенчались успехом. Не исключаем, что ее целиком вывезли в послевоенные годы, но, возможно, из-за секретности сведений об этом мы пока не заметили. Хотя остатки другой станции, в районе мыса Пинегина, частично сохранились.

Справка "РГ"

Последний поход "Катюши"

Крейсерская подводная ладья "К-2": построена в Ленинграде. Заложена в конце декабря 1936 года, спущена на воду в апреле 1938 года. В мае 1940 года перебежала с Балтики по Беломоро-Балтийскому каналу в Белое море и далее в Баренцево море. Включена в состав Северного флота, базировалась в Полярном. Мощное вооружение: шесть 533-мм назализованных и два кормовых торпедных аппарата, два 100-мм орудия и две 45-мм пушки-полуавтомата. Скорость 22 узла (около 40 км/ч). Под водой – более 10 узлов (19 км/ч).

Осенью 1942 года в заключительном боевом походе по плану прикрытия конвоя PQ-18 на ее борту было 68 человек. Командир – капитан 3 ранга Василий Уткин, военный комиссар – старший политрук Дмитрий Иванов, помощник командира – капитан-лейтенант Григорий Галаган. Большинству героев-краснофлотцев "К-2" было от 21 до 24 лет. Самыми "престарелыми" в экипаже были командир Уткин – 37 лет и старшина команды комендоров (артиллеристов) мичман Михаил Струганов – он 1911 года рождения.

Конкретно

В порт не вернулись

Немало ли, по вашим данным, еще осталось на морском дне транспортов, с которых можно поднять технику, поставляемую в СССР по ленд-лизу? Для военных музеев любой танк или самолет – очень ценный экспонат. В некоторых случаях – раритет.

Алексей Корнис: Достаточно. Но они в большинстве своем есть на больших глубинах и большом удалении от берега, поэтому из-за трудоемкости такая работа – это не дело ближайшего будущего. Но, страшусь, когда это станет более доступным, поднимать будет уже нечего. К тому же всегда следует помнить, что в некоторых случаях потерянные суда – это те же воинские захоронения.

Кстати

И мы, и британцы топили немецкие субмарины из "волчих стай", которые атаковали конвои, на каких из США, Канады и Великобритании в СССР доставляли грузы по ленд-лизу. В ходе экспедиций вы находите потопленные фашистские субмарины? Допустим, отыщи – какова дальнейшая судьба вражеского корабля?

Алексей Корнис: Наносим на карты. И передаем сведения немецкой стороне. В частности, это было сделано по немецкой подводной ладье U-307.

Что отыскала на морском дне в Арктике экспедиция РГО и Северного флота

Фото: предоставлено пресс-службой Северного флота РФРакурс

На дне

Немецкая лодка U-307 очень своеобразно вошла в историю брани. Высаженный с ее борта осенью 1944 года десант метеорологов на Шпицбергене сдался только в сентябре 1945 года, сделавшись последним капитулировавшим подразделением Германии. Сама лодка до этого события не дожила: потоплена в апреле 1945 года близ Мурманска.

Планы

Помни брань

Командование Северного флота продолжит этапы экспедиции "Помни войну" в благоприятный летний период. Исследуют в частности ряд мест, где рыбаки обрывают тралы, проведут инструментальную оценку рельефа дна по данным советских и немецких архивных документов в вероятных местах гибели гидрографического судна "Меридиан", сторожевого корабля "Туман" и союзных кораблей, потерянных в ходе полярных конвоев. Завершится экспедиция в сентябре.

Эксперимент

По заветам первопроходцев

Многие великие первооткрыватели Арктики устраивали в непреходящей мерзлоте "продуктовые депо" – склады с консервами и прочими съестными припасами (например, закладывали ящики с хлебом и др.), причем как для самих себя, так и для последующих экспедиций. Судьбина у продуктов разная. Консервы, случалось, находили в состоянии, пригодном для употребления. К остальной провизии Арктика не столь благосклонна. Так, так, участники экспедиции Юлиуса Пайера летом 1872 года в северо-западной части Новой Земли, на одном из островов в расщелине между утесами спрятали 2000 фунтов ржаного хлеба в бочках и 1000 фунтов гороховой колбасы, запаянной в жестяных ящиках. "Депо" в прошедшем году нашли, но колбаса и хлеб к употреблению непригодны. Впрочем, для музеев это все равно очень ценные экспонаты.

Алексей Викторович, вы продолжили традицию великих: создали собственный аналог исторических "продуктовых депо", заложив консервы в вечную мерзлоту. Когда начнете их извлекать, дегустировать?

Алексей Корнис: Надеюсь, что лет сквозь пятьдесят. К моему столетию. Будет что попробовать на праздничном столе.

В регионах Общество История Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Мурманская район

Вам также может понравиться