Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль

8 марта 1968-го исчез контрольный сигнал с подводной лодки К-129, находившейся в северных тихоокеанских водах. Поиски продолжались более 70 суток, но все безрезультатно. Советское корабль будто растворилось в океане вместе с экипажем из 98 человек. Этот эпизод долгое время оставался засекреченным. Даже ныне эксперты не сходятся в едином мнении по поводу версий гибели подлодки. Кривотолки вызывает и тот факт, что верхушка СССР отреклась от К-129, и почти сотня подводников признаны «помершими».

Безуспешные поиски и 98 похоронок

Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль
Место гибели субмарины. /Фото: livekavkaz.ru

До потери сигнала субмарина К-129 отбыла в своем заключительном походе 12 дней. Подводная лодка покинула бухту на камчатском берегу 24 февраля, официально выполняя сверхплановое военное дежурство. Из последнего плавания субмарина вернулась полтора месяца назад, ожидая осмотра материальной части и восстановления боеспособности. Основная доля экипажа отсутствовала, поэтому произошла доукомплектация подводниками с других судов и учениками-матросами. Контрольное радиодонесение было запланировано на ночь с 7 на 8 марта.

Как вспоминал запоздалее контр-адмирал Виктор Дыгало, тревожная новость настигла его за праздничным столом по случаю празднования Международного женского дня. Ему позвонили и спешно вызвали в кабинет командующего 15-й эскадрой контр-адмирала Криворучко, где собралось экстренное совещание из-за потери связи с К-129. Радиограммы оставались без ответа, ситуацию не проясняли и полеты разведавиации. Поисково-спасательную группу составляли немало 30 различных кораблей. Но никаких следов субмарины обнаружить не удалось. По истечении 73 суток поисков родственникам пропавших моряков-подводников отправили 98 похоронных извещений.

Отречение от лодки и американские потуги

Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль
Экипаж подлодки К-129. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net

Факт пропажи подводной ладьи был по умолчанию засекречен советской военно-политической верхушкой, а саму К-129 исключили из состава ВМФ. Родственники пропавших без вести членов экипажа повествовали, что в похоронках моряки назывались не погибшими при несении службы, а умершими. Поиски подлодки велись в режиме повышенной секретности, но несмотря на все это американским военным удалось запороть в акватории Тихого океана сосредоточение авиации и кораблей Советского Союза. В США быстро заподозрили пропажу подлодки и решили заметить ее первыми. СССР официально отказался от затонувшей субмарины, что придало судну статус бесхозного. По правовым нормам теперь ее обладателем могла назваться любая нашедшая К-129 страна.

Инновационная акустическая система наблюдения помогла американцам оперативно заметить примерный район гибели лодки. Для обследования ареала спецсудно «Мизар» оснастили лучшими на тот момент гидроакустическими системами, аппаратурой подводного телевидения и магнитного изыскания дна. В поисках задействовали и современную подлодку “Халибат” с глубоководными аппаратами.

После скрупулезной работы советская подлодка была отыскана, сделаны тысячи фотоснимков. К-129 с повреждениями корпуса находилась на глубине свыше 5 километров. Поднять затонувшую подлодку удалось лишь в июле-августе 1974 года после длительной подготовки уникальных глубоководных устройств. Операция проводилась в условиях секретности. Американские журналисты сообщали, что возвышены лишь части судна. Но достоверно неизвестно, какие материалы попали в руки ЦРУ.

Версии катастрофы

Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль
Подъем подлодки янки. /Фото: i.pinimg.com

Несмотря на засекреченность фактов гибели и подробностей операции подъема, сегодня большинство материалов находятся в независимом доступе. Долгое время самыми вероятными причинами катастрофы называли провал подлодки из-за неисправностей или же ошибок экипажа. Рассматривался вероятный взрыв боезапаса или же аккумуляторной батареи. Но озвучивалась и версия о столкновении с американским судном. Подавляющая часть командиров, имевших эксперимент службы на подобных подлодках, предполагали, что субмарина потерпела крушение из-за непредвиденного провала на чрезмерную глубину. Не было секретом, что для собственного водоизмещения подлодка такого образа имела недостаточную энерговооруженность.

Эта особенность ограничивала возможности экипажа в применении оперативных противоаварийных мер. При этом существующие на тот момент нормативы предписывали подлодкам 90% от итого периода боевой службы пребывать в подводном положении либо же на перископной глубине погружения. Ситуация осложнялась необходимостью содержать аккумуляторные батареи с зарядом в 2/3 от их номинальной емкости. Такое условие вынуждало командиров проводить частую зарядку или же пускать в ход дизель. Потому долгое время подлодка стояла в опасном режиме РДП (работа дизельного двигателя при движении под водой), что требовало от экипажа рослого напряжения и безотказной концентрации.

Американские похороны русских моряков

Что случилось с советской подлодкой К-129: Загадочное исчезновение, 98 похоронок и молчание воль
Предпоследний поход К-129. /Фото: 2017.f.a0z.ru

Сегодня технические эксперты, после детального разбора записей с акустических станций США в марте 1968 года, практически единогласно называют причину катастрофы. По имеющимся достоверным этим 11 марта зафиксированы звуки взрывов в ракетных шахтах. Происходило это на большой глубине. Вероятнее всего, когда ракетное топливо сдетонировало в шахтах, подводная ладья К-129 находилась уже на дне. Эту версию частично подтверждают и фотографии, сделанные с поисковой американской субмарины “Халибат”. Таким образом, получается, что на момент пропажи радиосигнала К-129 очутилась в аварийном состоянии, не имея возможности передавать радиограммы и запрашивать помощь. Через трое суток субмарина затонула.

Тела моряков-подводников, возвышенных американцами вместе с частями корпуса К-129, были захоронены в Тихом океане представителями США с соблюдением всех традиций советского ВМФ. Видеокадры траурной церемонии российской стороне передали в 1992 году, а в 1995-м группа судов Тихоокеанского флота подошла к месту крахи К-129, отдав воинские почести затонувшему экипажу. В 1998-м все моряки подводной лодки посмертно удостоены орденов Мужества.

Не немного драматичной была судьба другой советской подлодки. Экипаж К-19 пережил три катастрофы, которые стали для моряков советской “Хиросимой”.

>