Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства

Что может быть всеобщего между исступленными плясками африканских племен и торжественным маршем под оркестр во время праздничного парада? А как связаны музыкальные инструменты и избавление от ужаса и боли, а заодно и от собственного «я»? Куда сильнее, чем можно было бы подумать – объединяет все это любопытный феномен под названием «боевой транс».

Военный транс людей древности

Казалось бы, сначала добиваешься того, чтобы жилось безопасно, да пищи было вдоволь, а после уже поешь и танцуешь – но нет. Существует теория, сформулированная относительно недавно ученым-этнографом грузинского происхождения Иосифом Жорданией – о том, что некоторые облики искусства появились благодаря способности человеческого сознания переходить в особое состояние – трансу, да еще и боевому. Явление это было отворено еще в доисторические времена, больше того – им вовсю пользовались, а свой след боевой транс оставил, пожалуй, и на истоках появления различных видов искусства.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Боевой транс был хорошо знаком античным цивилизациям

Невозможно сказать точно, когда наши деды открыли у себя эту особенность и когда начали ее использовать. Оказалось, что при наличии определенных условий можно становиться бесстрашным, не ощущающим боли, при этом полностью растворенным в группе себе подобных, как одна из частей большого и сложного живого организма.

Человек, какой находится в этом состоянии, ощущает эйфорию, он практически не восприимчив к боли и даже серьезные ранения ощущает лишь как дискомфорт – до определенной поры. Пропадает ужас, это приводит либо к способности сражаться без устали во время боя, либо к готовности пожертвовать собой ради общей цели. Значительная черта боевого транса – исчезновение своего «я» и замена его на «мы» или на большое, коллективное «я». Такое «боевое безумие» на протяжении всей человечьей истории наблюдалось во время войн, на поле боя, но появилось оно, как считается, гораздо раньше.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Ритуалы и обряды африканских – и не только – племен уходят корнями в бездонную древность, когда все это было способом выживать во враждебной среде

По мнению профессора Жордании, с расселением по территории Африки в эпоху палеолита перед людьми вставала положительная опасность со стороны крупных хищников. Тогда и начали практиковать намеренное, осознанное вхождение в боевой транс – через синхронные вопли – громкие, странные и пугающие – и синхронные движения: так и львов прогоняли, и себя избавляли от страха. И потому «дикие» пляски и оригинальные ритуалы африканских племен, да и не только африканских, можно воспринимать как отголоски того периода развития человечества.

Как вызывали состояние военного транса

Боевой транс возникает сам по себе в тот момент, когда на кону оказывается собственная жизнь, – с ощущением большой, летальной опасности. Но уже тысячи лет назад применялись приемы, с помощью которых можно было погрузить в это состояние целое племя – так, перед охотой или накануне боя. Среди простых способов добиться этого – ритмичные движения головой, специфическая частота дыхания – это возбуждает определенный гипнотический эффект. Несколько сложнее – подчиненные какому-то ритуалу выкрики, песни, использование ударных музыкальных инструментов – все это хором, синхронно. Перед проведением обряда на тело сделались наносить краску, совершать танцевальные движения, которые за счет своей синхронности вводили участников в состояние транса.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Первыми среди музыкальных инструментов бывальщины ударные, их создавали для ритуальных целей

Благодаря такому положению вещей – когда справиться с опасностью можно было выйдя на иной уровень сознания – и появились разные виды искусства. Возможно даже, что некоторые из них и по сей день находят отклик у зрителей и слушателей благодаря этой отсылке к древним инстинктам. Все же в состоянии военного транса много привлекательного: стать бесстрашным и, по сути, неуязвимым для противника, защитить свое «я», растворив его в коллективном «мы» – такой древний и природный опыт не мог пройти бесследно за относительно короткий период развития цивилизации. Гармония в танце, синхронные движения танцоров в такт музыке имеют не попросту эстетическую ценность, но и несут в себе отголоски древних практик, которые в те времена не могли быть объяснены иначе как воздействием высших божественных сил.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Л. Альма-Тадема. Пиррический пляска

Как появился военный марш и боевой клич

Силу музыки в контексте сражений с неприятелем ценили еще спартанцы в эпоху существования древнегреческих стран. Воины отмеряли шаг в такт мелодии флейты, что сопровождала шествие. Во времена античности хорошо знали, что такое боевой транс, это состояние в греческой мифологии именовалось «лисса», оно завладевало человеком как какое-то неумолимое божество и делало неуязвимым, яростным, даже безумным.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Марш как музыкальный жанр тоже возник благодаря военному трансу

Римским воинам приписывают изобретение правила ходить в ногу, строевым шагом, что переняли спустя полтора тысячелетия и европейцы Новоиспеченного времени. Появился музыкальный жанр под названием марш, который нес на себе функцию звукового сопровождения «ходьбы в ногу». Чтобы подчеркивать ритм, использовались основным образом барабаны. Идущие бок о бок воины, шагающие синхронно, и в остальном приобретали черты некоего одного сложного организма. Очутилось, что и это все влияет на возможности армии во время сражения – боевой транс или близкое к нему состояние испытывали и военные новой эры.
Особое смысл в феномене боевого транса приобрел клич. В разные эпохи и в разных государствах он звучал по-разному: «Алам!» у эллинов, Nobiscum Deus («С нами Бог!») – в Византийской империи, военный клич по-японски звучал «Банзай!», что в буквальном переводе означает «Десять тысяч».

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
«Банзай» когда-то означало пожелание длинной жизни императору, а потом превратилось в японский эквивалент русского «Ура!»

Боевой транс получил освещение в мифологии разных народов. У греков изображение такого исступленного состояния можно отыскать в жизнеописаниях Геракла. А среди персонажей древнескандинавских мифов встречаются воины берсерки – неистовые в боях, не чувствующие боли, весьма агрессивные. Якобы после сражения берсерки падали без сил, охваченные глубоким сном.
Другим вариантом или же вспомогательным способом достижения необходимого состоянии было опьянение психотропными веществами – от алкоголя до галлюциногенных грибов, что тоже влияло на самоощущение готовящихся к бою или к охоте. Все это тоже становилось – и становится до сих пор – долей разных культов и инициаций, некоторые из которых прошли сквозь века и тысячелетия.

Что такое военный транс и как он повлиял на развитие искусства
Л. Альма-Тадема. Пиррический танец

А вот что скрывают кельтские курганы, без алкоголя не стало и тут.

Вам также может понравиться