Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР

Республики Прибалтики бывальщины присоединены к Советскому Союзу в 1939 году. Жители СССР всегда воспринимали их как эталон материального благополучия, своеобразный кусочек Европы. Этому содействовала не только особая архитектура, но и дефицитные продукты питания, наличие личных хозяйств во временах совхозов и т.д. В советское время многие товары из Прибалтики бывальщины чрезвычайно востребованными и популярными. Их знал каждый человек, проживающий на территории Советского Союза. Читайте в материале, что это были за сверхпопулярные марки товаров общенародного потребления.

Рижский вагоностроительный завод

Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР
Микроавтобусы Рижского завода в народе называли «рафиками».

На известном Рижском автобусном заводе выпускались знаменитые микроавтобусы, какой в народе ласково звали «рафики». В 60-70 годы это был PAФ 677, потом появился PAФ 2203, выполненный на основе автомобиля «Волга» ГАЗ 24. Его использовали как одиннадцатиместную маршрутку, автомашина скорой помощи или реанимации, милицейский транспорт, и, конечно же как экскурсионный транспорт. Именно на модели 2203 перемещались участники Олимпиады-80. Когда Советский Альянс распался, рафики практически перестали покупать. Затем в городе Нижний Новгород начался выпуск похожих моделей, то кушать Газелей. Продукция Рижского завода перестала быть востребованной в России, и его закрыли в 1997 году.

Был ещё один завод, поставлявший в СССР транспорт. Это Рижский вагоностроительный завод с эмблемой RVR. Он был с далекого 1895 года и ранее назывался «Феникс». Когда закончилась Великая Отечественная война и произошла национализация, на базе «Феникса» сделались производить пригородные электропоезда, трамваи, дизель-поезда. Их можно было увидеть в любой точке Советского Союза. Люди старшего поколения отлично помнят зелёную электричку ЭР. Достаточно уютные вагоны, оснащенные деревянными скамейками, курсировали по всей стране. На железных путях, которые не были электрифицированы, бегали прибалтийские дизели. Кстати, на этом же заводе был сконструирован знаменитый скоростной поезд ЭР 200, что летал между двумя столицами — Москвой и Ленинградом. До 2000 года по улицам советских городов ездили трамваи Рижского завода. В 2020 году предприятие было признано банкротом. Сегодня, к сожалению, его территория полностью запущена, кой-какая часть сдаётся в аренду частным фирмам и магазинчикам.

Переносной Шилялис – мечта советских телезрителей

Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР
Переносной телевизор «Шилялис» одушевлял собой свободу от проводов.

Во времена Советского Союза в Прибалтике функционировал Каунасский радиозавод. Это было крупное предприятие, на каком работало более семи тысяч человек. Знаменитые переносные телевизоры выпускались на нём с 1972 года. Купить их желал утилитарны каждый советский человек. Кроме того, небольшие телевизоры закупали более чем двадцать зарубежных стран. Впервые цветной телевизор «Шилялис Ц 401» показался в продаже в 1978 году. Он имел ярко-окрашенный красивый корпус и мог похвастаться диагональю в 32 см. Такой телевизор прекрасно подходил для махонькой кухни в панельке. Весил он 17 кг, имел небольшие размеры, и потому его легко можно было прихватить за город, во пора поездки на дачу или же в поход. Телевизор имел антенну встроенного типа и мог работает от автоаккумулятора. Стоил «малыш» очень дорогостояще — около 500 рублей. Несмотря на это, он исчезал с прилавков в одно мгновение. В восьмидесятые годы стали выпускать новые модели, немало стильные и «навороченные». Когда Литва стала независимой, предприятие еще работало. Но через несколько лет производство пришло в упадок, и в 1993 году Каунасский радиозавод был затворён.

Радиолы, приемники ВЭФ и знаменитая Спидола

Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР
Радиоприемник «Спидола» был невероятно популярен среди населения.

Электротехнический завод VEF («ВЭФ») основали в дальнем 1919 году. Во времена СССР это было очень крупное предприятие, выпускающее радиоэлектронику. На нём работало более 20000 человек. Покупатели с наслаждением приобретали высококачественную радиоаппаратуру и телефоны этого завода. В шестидесятые годы появился знаменитый транзисторный переносной радиоприёмник на батарейках «Спидола». Его особенностью была возможность принимать куцые волны, то есть владелец приемника мог слушать западные радиостанции. Телефоны ВЭФ, с диском или кнопками, были дефицитным товаром. Раздобыть их было очень сложно. Кстати, на этом же заводе производились микроскопические фотокамеры слежения, так называемые шпионские (марка Minox). В крышке девяностых приватизировали и раздробили на немалое количество маленьких фирмочек. В основном они все разорились. Сегодня на территории предприятия расположен ТЦ Domina. Бывшие заводские цеха используются в качестве складских помещений.

Духи Dzintars и жевательная резинка Kalev

Что спускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР
О духах «Дзинтарс» грезили многие советские женщины.

Dzintars в переводе означает янтарь. Эта марка существовала с 1849 года, а когда в пятидесятые годы случилась национализация, начал свою работу косметическо-парфюмерный завод, ставший лидером косметической и парфюмерной продукции огромного Советского Альянса. Не было женщины, которая бы не мечтала купить духи «Тайна рижанки», «Рижская сирень», «Кокетка», «Соло» и так дальше. Они имели очень неплохие композиции и прекрасно конкурировали с «Новой зарей». Советские дамы были без ума от прибалтийских духов, самостоятельно от того, что цена на них была достаточно велика, покупали их при первой же возможности. После крушения СССР завод функционировал ещё кое-какое время, но попытки выплыть не удались. В 2019 году предприятие обанкротилось.
Не менее популярным, чем духи, товаром была сладкая продукция, предлагаемая фабрикой кондитерских изделий Kalev.

Знаменитая эмблема-парус была создана в 1806 году, когда фабрика основы работать. Выпускались вкуснейшие шоколадки и конфеты, воздушный зефир, фруктовый мармелад и хрустящие вафли. Наименований было весьма много, более двухсот. Но известной в СССР фабрика стала после того, как в производство была запущена жевательная резинка. Это случилось в 1976 году. Долгие годы вкусная жвачка выпускалась в прямоугольных брикетах, о которых мечтал каждый советский школьник. Когда настало пора проведения Олимпиады 80, Прибалтика закупила импортное оборудование для производства бубль-гума и быстро стала лидером по изготовлению жевательной резинки. Пластинки, на каких были надписи на русском эстонском языке, стоили 50 копеек. В пачке папочке находилось 5 пастилок. Вкус был различным — от мятного до кофейного. Это был просто восторг для детворы. Сегодня на фабрике выпускается различная продукция, имеющая марку Kalev, желая с 2018 года ею владеет концерт Orkla (Норвегия).

В своё время жители Прибалтики были массово депортированы в высланные районы Сибири. Советская власть так объяснила причины.

>