Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Блаженны алчущие и жаждущие истины, ибо они насытятся.
Евангелие от Матфея, 5:6

Начнем с того, что вспомним, есть, к сожалению, люди, поддавшиеся соблазну подозревать всех и вся в надувательстве, настоящими, систематическими знаниями в области исторической науки не владеющие, и потому склонные доверять разным мошенникам, лишь бы лишь они тешили их собственное самолюбие и стремление к ниспровержению основ. Одним из направлений генерирования псевдознаний в области исторической науки является распространение удивительной идеи, что датировки исторических событий почему-то неверны, что все летописи подделаны, а результаты археологических раскопок и вовсе сфальсифицированы малопонятно с какой целью. Верить в подобную чушь, однако, может лишь человек, который просто не знает некоторых предметов, что, скорее всего, не вина его, а беда. Потому, что иначе вся эта глупость просто-напросто в голову ему бы не пришла. Что это такое? А вот что – старинные книги и миниатюры в них.

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

Давид и Голиаф. «Библия Порта», 1300 г. Нордовая Франция. (Библиотека кантонального университета в Лозанне) На этой миниатюре Голиаф одет как раз по моде 1300 года. На нем короткий хаубержон с капюшоном и приплетенными к протокам кольчужными перчатками, шлем шапель-де-фер, латные поножи и опять-таки традиционный для того времени рыцарский щит в форме утюга. Природно, шлем шапель пришлось нарисовать, иначе как бы Давид поразил его камнем в лоб!

Дело в том, что наша средняя школа почему-то не сообщает нашим обучающимся самую что ни на есть банальную информацию о… количестве средневековых книг. Напротив, учебники сообщают, что книг было мало, что они бывальщины дороги, и что к кафедрам университетов их приковывали цепями. Именно поэтому получившие такую вот информацию люди вполне серьезно находят, что эти несколько очень дорогих книг ничего не стоит подделать, а значит и «изменить историю».

На самом деле это далеко не так! Реально средневековых инкунабул… десятки, а может быть даже и сотни тысяч, причем достоверно подсчитать их просто невозможно. Например, только лишь в Апостольской библиотеке Ватикана хранится… 50 тысяч томом средневековых манускриптов, большинство из каких подписаны и датированы. А еще есть такие библиотеки с мировым именем, как Британская библиотека, Национальная библиотека Франции, библиотека Тринити колледжа в Дублине, библиотеки в Сорбоне, Оксфорде, Вюртемберге… Господи, да одно лишь их перечисление заняло бы здесь не одну страницу. Только в бассейне реки Луары во Франции находится 76 замков, многие из каких имеют библиотеки из среднегодовых книг, насчитывающие по нескольку тысяч книг, причем многие из них до сих пор не разобраны и не введены в научный виток из-за… позиции их владельцев. Да и обработать и даже хотя бы их все каталогизировать просто не хватает ни сил, ни времени, ни денег.

Так, даже в секретном отделе Апостольской библиотеки Ватикана каждодневно работает около 1500 исследователей, есть специальная лаборатория, которая отцифровывает старинные манускрипты, и денег папская курия на это не жалеет. Но лишь «воз и ныне там», настолько велик объем работы, нужной для завершения обработки всех этих книг.

Подчеркнем, что 80% манускриптов датирована их авторами. В то пора указать год завершения работы было… скажем так, прилично, если не обязательно. Книги украшались миниатюрами, на которых изображалась существование людей указанного в книге времени. То есть мы имеем своего рода паспорт той или иной эпохи, в котором роль снимки с портретом владельца играют «картинки» с соответствующими ей изображениями. Последние подтверждаются артефактами, дошедшими до нашего сегодня, а также перекрестными ссылками на сохранившиеся послания и документы.

Например, мы видим в манускрипте иллюстрацию, изображающую рыцаря в характерных доспехах. Из текста ясно, что это миланские доспехи, какие мы также видим на картине известного итальянского художника. Кроме того, известна переписка английского короля Генриха VIII, пригласившего к своему двору искусников из Милана. Наконец, именно такие доспехи мы видим в музее, с выбитыми на них датами изготовления и указанием имени мастеров, какие их сделали. Даты сходятся, изображения тождественны, следовательно, год установлен, потому что иначе пришлось бы: А – подделывать не одну, а множество манускриптов, раскиданных по самым разным замкам и библиотекам (задача сама по себе очень сложная и практически не выполнимая из-за свой чрезмерной сложности), Б – подделывать множество доспехов, включая документы на их поступление в тот или иной музей, а они сами по себе иногда очень престарелы, и, наконец, С – подделывать переписку королей и… ведомости на отпуск мастерам эля и мяса, а также жалования и прочие бюрократические бумаги, имя каким – «легион»! Понятно, что сделать все это по силам только Богу, ибо он один обладает всезнанием, всеведением и всемогуществом. Тут спасовало бы даже знаменитое оруэлловское Министерство истины…

Но самое интересное, конечно, – это визуальный анализ тех изменений, которые год от года происходили в изображении человеческих фигур на миниатюрах. Ведь если менялся год, то со порой изменялась и одежда изображаемых персонажей, а это, как мы уже отмечали, напрямую связано с материальными объектами, сохранившимися до наших дней.

Давайте ныне займемся тем, что проведем такое исследование. В качестве его объекта мы возьмем известный всем христианский сюжет из Первой книги царств, описывающий убиение пастушком Давидом исполина Голиафа. Мы знаем, что вплоть до эпохи Возрождения люди Средневековья не владели историческим видением картины мира и почитали ее неизменной. А раз так, то любая миниатюра будет являться отражением представления миниатюриста о том, как мог выглядеть тот же Голиаф, на основе его личных впечатлений о воинах своего поре.

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

Заглавная буква B: Давид играет для Саула на арфе-псалтерии (вверху), отрубает голову Голиафу (внизу), XIII в. Темпера, золото, чернила. Размеры: 23.5 × 16.5 см. (Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес) Тут Голиаф также соответствует своему времени: на нем хауберк, кольчужные шоссы, стеганый чепец и наколенники из ткани. Шлем – шпапель-де-фер или «железная шляпа», причем нарисованная даже с завязками. Щит изображен так, что видан изнутри. Он имеет форму утюга и множество ремней, помогавших его удерживать и носить за спиной и на шее.

Но прежде всего обратимся к основе, то кушать сюжету из Библии. Там написано следующее:

Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.

А Саул и Израильтяне скопились и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.
И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на скорбь с другой стороны, а между ними была долина.
И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
Медный шлем на башке его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
И сделался он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пускай сойдет ко мне;
если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими невольниками и будете служить нам…
И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались, и ужаснулись…
К своим братьям, находившемся в армии Саула, пришел юноша по имени Давид. Тут-то он и увидел Голиафа, услышал его хвастливую речь и заявил, что сразится с ним и убьет его.
И одел Саул Давида в свои платья, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не свыкся к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох собственный в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в длани своей выступил против Филистимлянина.
И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и мазав лицом.
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал ликом на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, настав на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

Такая вот история, в какой все очень просто и при этом подробно расписано. То есть иллюстрировать такой текст очень легко. Особо и придумывать ничего не надо! Давид мог быть одет как пастушок, тут особых вариантов нет, да и в касательстве Голиафа все предельно ясно – медный шлем, медная чешуйчатая броня и медные наколенники. Кроме того, у него в дланях было копье, а на поясе меч, которым воспользовался юный Давид. А теперь давайте посмотрим, как это описание менялось в миниатюрах художников различных временных отрезков.

Продолжение следует…

Источник

>