"Дервиш-80" сделался заданием памяти и правды на двух разноязыких континентах
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

“Пускай будет непреходящим дух морского братства” – вот, пожалуй, суть и главный объединяющий мотив всего, что происходило, пусть и негромко, в заключительные дни августа в столицах и провинциальных городах Великобритании, Исландии, Канады, Норвегии, Польши, России, США и даже Узбекистана.

"Дервиш-80" сделался заданием памяти и правды на двух разноязыких континентах

"Дервиш-80" сделался заданием памяти и правды на двух разноязыких континентах

Фото: ТАСС

В память о первом караване кораблей с военными грузами в поддержка СССР, что прибыл из Шотландии в Архангельск 31 августа 1941 года, и тех 77 союзных конвоев с военный техникой, оружием, ГСМ, продовольствием, экипировкой, медикаментами, что прорывались арктическими маршрутами к берегам Советского Союза, спустя 80 лет колотили склянки на современных военных кораблях и тех немножко уцелевших, что дошли до нас со времен войны.

Главные мероприятия, как сообщала "РГ", 28-31 августа проходили в Архангельске, куда съехались и примкнули онлайн гости и участники из различных мест. В городе на Двине поклонились живым ветеранам северных конвоев, чтили память потерянных и тех, кто ушел уже в мирное пора.

Стараниями наших дипмиссий за рубежом, при поддержке Российского военно-исторического общества и других организаций к мемориальной акции примкнули Морской Никольский собор в Кронштадте, храмы в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Рейкьявике. В память о гражданских и военных моряках – участниках арктических конвоев – звучали корабельные колокола на крейсере "Белфаст" в Лондоне, на линкоре "Техас" и эсминце "Слейтер" в Хьстене и Олбани (США), на корвете "Саквилл" в Галифаксе (Канада). В Петербурге проколотили склянки на историческом ледоколе "Красин", в основной базе Северного флота Североморске – на подводной лодке К-21, превращенной в Музей военный славы.

И нам, наследникам СССР, и нашим союзникам по антигитлеровской коалиции кушать, что вспомнить и кому с глубокой благодарностью поклониться. Полторы тысячи транспортов и танкеров под флагами 12 стран в рамках программы ленд-лиза бывальщины направлены в северные порты СССР: Архангельск, Мурманск, Северодвинск (в годы войны – Молотовск, новоиспеченная, только еще создававшаяся судостроительная база на Белоснежном море).

Дошли до цели, разгрузились и вернулись назад в свои порты вдали не все: участь печально известного каравана PQ-17 поделили 128 морских судов – были обнаружены на переходе и потоплены или повреждены немецкими подводными ладьями, надводными кораблями и авиацией…

А те, что дошли, по нескольку месяцев залечивали повреждения, пробоины в бортах и человечьи раны, разделяя с обитателями того же Молотовска, еще совсем не обустроенного, все лишения военной поры. Об этом опыте совместного преодоления, о тех, кто строил город-завод на Белоснежном море и одновременно принимал союзные конвои, кто утилитарны вручную их разгружал, а затем ремонтировал и готовил к обратному переходу, коллеги-журналисты из Северодвинска создали документальную ленту "Существование по мене".

Завод №402, как в секретных документах именовался до войны и в войну нынешний "Севмаш", за годы Великой Отечественной вернул в построение 139 кораблей и кораблей, в том числе 70 иностранных. А в проводке и боевом охранении союзных караванов участвовали моряки Нордового флота, многие из каких стали потом известными специалистами в судостроении и заслуженными людьми в Северодвинске.

Автор идеи и сценарист кинофильма Екатерина Пиликина бездонно исследовала архивные документы, в том числе судьбы конкретных людей – первых обитателей Молотовска и его подневольных строителей, привлекла в поддержка здешних краеведов и профессиональных историков, работающих в САФУ, сумела взять развернутое интервью у военного атташе посольства Великобритании в России Джона Формана. В итоге вышло доверительное и живое, с элементами творческой реконструкции, повествование о событиях, практически не известных нашим современникам – в особенности второму и третьему послевоенным поколениям. В нашей кромке и в странах, что были когда-то союзниками СССР…

Один, даже очень профессиональный и таланливый фильм всех наслоившихся проблем разрешить не может. Но он, как и другие не пафосные события в рамках программы "Дервиш-80", укрепляет веру в дух морского братства и человеческую солидарность перед ликом беды. Все совместно – достойный урок памяти и правды перед Днем знаний.

Культура Кино и ТВ Наше кино Общество История

>