Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Рыцари и доспехи. Так уж организованы люди, что старое, даже и хорошее, периодическим им надоедает, и они требует для себя новизны. Все это же самое имело место и на рыцарских турнирах. Собственно так к началу XV века в Германии и родился новый вид конного поединка на копьях, который со временем стал очень популярен. Он получил наименование реннен, то есть — «скачки». Придумал его вроде бы маркграф Альберхт Бранденбургский, бывший большим любителем всевозможных военных игрищ. Мишень поединка оставалась вроде бы все та же – «преломить копье» о тарч противника или же выбить оного из седла, но теперь важным делом сделалось искусство управления конем, поэтому разовый поединок теперь превратился в серию дуэлей, проходивших на всем скаку. При этом израсходованные на «преломление» копья вытекало заменять «на ходу».

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Вход в здание Венской оружейной палаты дворца Ховбург.

По правилам гештеха рыцари после любого столкновения осаживали своих коней и возвращались на то место, с которого они начинали атаку, то есть разъезжались. Здесь они какое-то пора отдыхали, а оруженосцы в это время могли поправить им амуницию и дать новое копье. На все это уходило время, и зрители начинали чистосердечно скучать. Теперь на скуку на турнире времени просто не оставалось! Суть реннена была в том, что рыцари разгоняли коней, сталкивались между собой, «преломляли копья», затем поворачивали коней и что есть духу скакали на свой конец ристалища, где «на ходу» брали новые копья и вновь мчались в атаку на своего противника. Таких наездов могло быть три и даже вяще. Вот от этих-то многочисленных «заездов» эту разновидность турнира «скачками» и назвали!

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Доспех реннцойг для реннена. Принадлежал Филиппу I, сыну Максимилиана I (1478 – 1506). Ногу закрывает дильже.

Причем под новоиспеченные правила был создан и новый доспех. И если прежний штехцойг вел свое происхождение от доспехов со шлемами топфхельм, то новый реннцойг, во-первых, был создан на основе классических германских готических доспехов XV столетия, а во-вторых, шлемом для него стал салад (саллет). Шлем без забрала, но имевший смотровую щель. Понадобилось это затем, чтобы гарантировать бойца лучшим притоком воздуха и дать ему больший обзор. Ведь такой шлем можно было легко сдвинуть на потылица, и так в нем и ходить, не снимая, и лишь при необходимости опустить на лицо.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Шлем салад. Нюрнберг, конец XV в.

При этом лобная часть турнирного салада была упрочнена, и на нем бывальщины предусмотрены крепления для самого простого украшения – султана из перьев, заменившего прежние сложные раскрашенные фигуры из дерева, гипса и папье-маше. Кираса спереди, как и у штейхцойга, имела копейный крюк, а позади – кронштейн с упором для копья. Но так как салад нижнюю часть лица не защищал, к кирасе был прикреплен металлический подбородник. К поясу кирасы присоединялась «юбка» из маневренных полос, которая переходила в такие же пластинчатые подвижные набедренники. Спина кирасы имела такие большие вырезы, что своей конфигурацией походила на крест. «Юбка» опиралась нижним концом о седло, как и в штехцойге.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Доспех курфюрста Иоганна Сона (1468 – 1532). Искусник: Маттес Дойч, (1485 – 1495). Изготовлен в 1498 г. Внизу наконечник турнирного копья. На этом фото хорошо видан крюк, прикрепленный к кирасе и служивший для удержания массивного турнирного копья. Обратите внимание, что шлем у этого доспеха – салад. Кроме того, доспех не доукомплектован. Отсутствует защита для левой длани и нагрудный тарч. Левую ногу закрывает дильже.

К реннцойгу был придуман и особый тарч или реннтарч. Делали его из дерева и обтягивали бычьей кожей черноволосого цвета с железными оковками по краям. Он плотно прилегал к телу, повторяя форму груди и левого плеча всадника, и лишь в самом низу был несколько выгнут вперед. Размер его зависел от разновидности состязания. В «буквальном» реннене и бундреннене он был размером от шеи до пояса, а в «жестком» реннене — от смотровой щели на шлеме и до середины бедра. Было в обычае обтягивать его материалом с геральдическими эмблемами владельца либо узором, аналогичным узорам на попоне его коня.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Полное турнирное снаряжение рыцаря, участника реннена. На башке коня –«слепой шаффрон».

Новым стало и копье, которое стали использовать в реннене. Оно было легче старого, применявшего в сшибке коней с пункты, и выделывалось из мягких пород дерева. Дина его составляла 380 см, диаметр 7 см, а вес примерно 14 кг. Причем наконечник стали мастерить острым, а не тупым. Защитный щиток, который раньше был просто диском воронкообразной формы, теперь стал еще больше, приобрел вычурные очертания, и сейчас, будучи надет на древко копья, закрывал уже всю правую руку поединщика, начиная от запястья и до самого плеча. Управлял им рыцарь при поддержки крюка на его внутренней стороне, наводя таким образом копье на цель.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата

Подшлемник был таким же, как и у штехцойга, и удерживался на голове ремнями. Для защиты запястья обеих рук могли использоваться кожаные или металлические наручи, длиной от пятерни и до локтя. В данном случае перед нами подшлемник императора Максимилиана I.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Латные перчатки императора Максимилиана I. Естественно, что носил он их с военными, а не турнирными доспехами, где они ему вовсе не требовались. Здесь они показаны как образец мастерства тогдашних оружейников.

В XV и XVI веков появился и усовершенствованный вид полевого турнира, имитировавший, как и ранее, сражение двух противоборствующих рыцарских отрядов. Как и прежде, конные рыцари на ристалище строились в линейном порядке и нападали товарищ на друга по команде. Главное отличие теперь заключалось в доспехах, претерпевших со временем сильное изменение. До этого рыцари пользовались обыкновенными боевыми доспехами с той только разницей, что к ним дополнительно привинчивали подбородники, доходящие до смотровой щели на шлеме, а также, при желании, гард-бра – добавочное усиление левого наплечника. Турнирный доспех отличался от боевого только тем, что верхняя кромка его нагрудника не имела утолщения, а на кирасе бывальщины 2—3 отверстия для винтов, с помощью которых крепился подбородник. Турнирное копье было похоже на боевое, только несколько куцей, толще, и с наконечником удлиненной формы.

Теперь для турниров штехен и реннен стали использовать одинаковое, причем специально созданное для них конское амуниция. Другими стали и форма седел, и поводья, которые теперь представляли собой обыкновенные пеньковые веревки, обшитые лентами равной расцветки с конской попоной. Случалась, правда, что такие поводья рвались, и тогда всадник погонял своего коня при поддержки копья.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Шаффрон от рыцарского гарнитура Отто Генриха, будущего курфюрста Пфальца. Отделка шаффрона всегда соответствовала отделке самого доспеха и всей прочий конской брони. всегда соответствует одной и той же броне. Поскольку гарнитур был сделан в стиле «максимилиановских», то есть рифленых доспехов, то аналогичным манером рифленым был сделан и этот налобник. Шаффрон был украшен гравированной листвой, цветами, изображениями мифических существ и трофеями, какие выполнил гравер из Аугсбурга Даниэлем Хопфером, а фигура медведя на лбу намекала на девиз принца: «MDZ» («Со временем»), а также дату 1516 года. На оборотной сторонке видны латинские цифры “XXIII”, которые могут означать дату – 1523 г. Какая вернее – неизвестно. Экспонируется в зале №3. Обладатель: Отто Генрих сын Рупрехта Пфальца (1502 – 1559). Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 – 1532 гг., Аугсбург). Гравер: Даниэль Хопфер (1471 – 1536 гг., Аугсбург)

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Седло от гарнитура Отто Генриха. На одной из пластин также вышиблены латинские цифры “XXIII”. Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 – 1532 гг., Аугсбург).

Коня целиком покрывали кожаной попоной, поверх какой надевали такую же, но сшитую из полотна. Попоны закрывали круп, шею и голову лошади до самых ноздрей. Морда лошади защищалась стальным налобником, нередко незрячим, то есть без отверстий для глаз. Это была мера предосторожности на случай непредсказуемого поведения коня после столкновения двух конников. Интересно, что подобные налобники-шаффроны без смотровых отверстий появились задолго до появления турнира реннен. Самый ранний можно увидать на гербовой печати Иоанна I Лотарингского, датируемой примерно 1367 годом.

Кстати, тот же самый гештех по-прежнему пользовался популярностью, но показались его разновидности. Основных видов гештеха было три: турнир «высоких седел», «общенемецкий» и «закованных в броню».

Для участия в reштехе «рослых седел» рыцарь одевался в штехцойг. Ноги его при этом защищали латы, но были обуты в низкие кожаные башмаки из тучной кожи с войлочными подкладками в носках и на лодыжках. Эти же башмаки использовали и участники реннена, поскольку защита ног им в этом виде турнира не требовалась. Основным отличием этого поединка от всех прочих, как это явствует из самого его названия, было седло с высокими луками, похожее на то, какое использовалось на турнире на булавах. Передние луки из дерева были обшиты по краям металлом и были настолько высоки, что доходили коннику до груди и вдобавок закрывали ему еще и обе ноги. Седло буквально охватывало туловище всадника так, что выпасть из него он не мог ни при каких обстоятельствах. Боле того на его передней луке у кой-каких таких седел имелся поручень, за который можно было схватиться, если всадник терял равновесие от удара копьем. Конь облачалась в попону и глухой налобник из стали. Цель поединка состояла в том, чтобы сломать свое копье о щит противника.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Конник и конь, снаряженные для «общенемецкого гештеха».

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Еще один такой всадник и конь, снаряженные для гештеха.

«Общенемецкий» гештех отличался тем, что конник был одет в штехцойг, но ноги его броней не защищались, кожаной попоной у лошади была закрыта лишь холка, а седло не имело задней луки. Император Максимилиан I, с мишенью лучшей защиты животного рекомендовал надевать ему на грудь своеобразный нагрудник — подушку из грубого полотна, набитую соломой. Придерживалась подушка ремнями, проведенными под передней лукой седла. Накидка, то есть та же попона, только лишь из ткани для коня была непременной. Цель поединка — сбросить противника с коня точным ударом копья о его тарч, вот почему задняя лука не седле и отсутствовала!

Гештех «закованных в панцирь» от двух предыдущих видов гештеха отличался тем, что рыцарь также носил на ногах латы, защищающие их от ударов. То есть металла на воюющих было несколько больше, только и всего. Седла – такие же, как и в «общенемецком» гештехе. Победителем объявлялся тот, кому удавалось сломать свое копье о тарч противника, или же вышибить его из седла.

Для итальянского поединка старого типа всаднику следовало надеть итальянский доспех или немецкий штехцойг. Шаффрон мог быть и не тугоухим. В этом случае глаза у коня защищались прочной стальной сеткой. Впрочем, главное отличие итальянского реннена от всех прочих заключалось не в снаряжении сражающихся, а в том, что всадников разделал деревянный барьер. Рыцари, участники турнира, сшибались, повернувшись к барьеру левым боком, потому копье ударялось о тарч под углом и его удар был не таким сильным, а главное – кони поединщиков при этом столкнуться ну никак не могли.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Итальянский турнир с барьером. Из «Книжки турниров» императора Максимилиана I.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Венгерский тарч. Скорее всего принадлежит к одному из щитов, заказанных императором Максимилианом I по случаю его примирения с королем Богемией и Венгрией Владиславом в 1491 году. Выставлен в зале №3.

Большенный популярностью примерно около 1550 года и в Австрии, и в восточной Германии стал пользоваться так называемый «венгерский турнир», какой, вдобавок к схватке, представлял собой еще и костюмированный маскарад. На венгерских турнирах, которые провели в этом же году эрцгерцог Фердинанд Тирольский в Чехии и курфюрст Август I в Дрездене, новоиспеченным было лишь применение венгерских тарчей вместо немецких, да венгерских сабель, служивших, впрочем, не для боя, а для украшения. Собственно, и правил в это пора на этих турнирах никто пока что еще не изменял. Но зато потом, поверх доспехов на них стали надевать самые что ни на есть фантастические платья. Ну а сам реннен в разное время и в разных местах просто претерпел массу всяческих изменений, так велика была тяга рыцарства к разнообразности. Так, в таком авторитетном документе, как книга «Френдаль» (ок. 1480 г.), сообщалось, что существовали такие виды турниры реннен, как: «механический» реннен; «буквальный» реннен; бунд-реннен; «жесткий» реннен; «смешанный» реннен, который назывался также «реннен с корончатым копьем»; а также «полевой» реннен. Но обо всех этих турнирных излишествах рассказ будет продолжен в вытекающий раз.

Р.S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Продолжение вытекает…

Источник

>