«Сплоченность определяется цивилизационной принадлежностью»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Сплоченность определяется цивилизационной принадлежностью»

Каждогодне на Татьянин день, 25 января, в МГУ имени М.В. Ломоносова выдающимся сотрудникам вручают высшую научную награду Московского университета — премию имени М.В. Ломоносова. «Газета.Ru» побеседовала с лауреатом этого года, заведующим кафедрой истории русской философии, профессором Михаилом Маслиным. Премию имени М.В. Ломоносова ученый получил за цикл трудов «Разноликость и единство русской философии».

«Сплоченность определяется цивилизационной принадлежностью»

Санкции против России

Читайте также

  • От миссии на Марс до новых кораблей: планы Роскосмоса по покорению Вселенной на ближайшие годы

  • Титаны в отрыве.
    Как и почему меняется современная интернет-торговля

  • Эффективность госкорпораций

  • В Тимирязевке новый декан

  • Настройки ракеты бывальщины под Байконур, не посчитали азимут

  • Космический хайп

— Расскажите, пожалуйста, о направлении вашей научной работы.
— Кафедра истории русской философии, на какой мы сейчас находимся, — первая в России профильная кафедра по данному направлению. Она основана 15 мая 1943 года, во поры Великой Отечественной войны, когда важной задачей было изучение национальных традиций. По обстоятельствам того времени изучению подлежала лишь та доля философии, которая была связана с социализмом, революцией и так далее. Целостное и интегральное изучение истории русской философии во всех ипостасях и деталях фактически началось только с конца 80-х годов, когда монолит догматического марксизма уже распался.

1990-е годы для экономики и для общественной жития были сложными, но для той области знаний, которую я представляю, были весьма продуктивными. Шло заполнение пробелов («белых пятен» и «черноволосых дыр»), выстраивалась целостная картина нашей отечественной интеллектуальной истории. Всё это привело к созданию энциклопедии под моей редакцией, какая называется «Русская философия».

Реклама

Конечно, это – результат больших коллективных усилий. Мы сумели объединить главные научные мочи страны, привлекли зарубежных ученых. И в итоге создали два издания этой энциклопедии. Это часть нашего основного научного проекта, какой называется «Многообразие и единство русской философии», в рамках которого мы впервые привлекли результаты исследований по истории русской думы, причем не только отечественные, но и зарубежные.

Это очень важно, поскольку отечественная интеллектуальная история сейчас необходима как «мягкая мочь» – та, которая выполняет очень важную функцию изложения правды о нашей Родине, о нашей культуре, о том влиянии, какое Россия оказывает на ход европейской и мировой истории.

Надо сказать, что в последние годы, когда Россия утверждает свое возрастающее воздействие в мире, значение нашей дисциплины существенно возрастает. Мы не просто подвергаем критике какие-то ложные интерпретации, как это было зачислено во времена господства догматического марксизма. Мы вступаем в диалог, находим общие темы, которые возбуждают интерес среди западных исследователей. Стоит отметить, что в заключительные годы интерес к отечественной интеллектуальной мысли существенно вырос. Это происходит не только на Западе, но и в Китае, например.

— Вы сделались лауреатом премии имени М.В. Ломоносова за цикл работ «Разноликость и единство русской философии». Расскажите об этой работе. Как выходил процесс вашего выдвижения на премию?
— На Ученом совете факультета единогласно проголосовали за мою кандидатуру. Как номинант на премию я прочёл лекцию по теме своего проекта, содержание которого оценивало специальное жюри. Далее голосование проходило на Ученом рекомендации МГУ и там уже было принято решение о присуждении мне научной премии имени М.В. Ломоносова первой степени. Монографию, которую я издал на основе нашего научного проекта, я наименовал «Разноликость и единство русской философии». Русское слово «многообразие» звучит по-сербски как «разноликость». Это сербское слово, употребляемое по-русски негуще, представляется мне более образным и содержательным по отношению к той культурно-исторической духовной реальности, которую олицетворяет и «озвучивает» русская философия. Понятия «разноликость» и «сплоченность» в самом общем виде отражают определение той предметной области, которой мы занимаемся.

— В чем же заключается разноликость, а в чем — сплоченность русской философии?
— Наша кафедра является сторонником интегрального, целостного понимания русской философской мысли и хода ее развития. В советский этап основное внимание уделялось только революционерам и материалистам, а сейчас предпочтение отдается больше богословам и идеалистам. Но нужно глядеть не «или-или», а «и-и», это и есть интегральный подход, то, что является соединением разноликости и единства. Разноликость действительно является существенной характеристикой оригинальности русской философии. Принято считать, например, что британцы – эмпирики, как и американцы, немцы – метафизики, французы – экзистенциалисты, а вот русские – и метафизики, и эмпирики, и экзистенциалисты. Русская философия чрезмерно разнообразна. А единство определяется прежде всего цивилизационной принадлежностью.

Новости smi2.ru

— Каков был предмет исследования русской философии на протяжении столетий?
— У нас более чем тысячелетняя интеллектуальная история. Первые произведения философско-богословской мысли существуют с середины XI века. Самый длительный первоначальный этап насчитывает семь веков. Россия является частью ареала восточно-христианской цивилизации, Русь приняла крещение от Византии. Петр Яковлевич

Чаадаев — основатель отечественной философии истории — находил, что это определило отсталость и рабство Руси. Но он ошибался, в XIX веке, не было еще византологии как исторической дисциплины, господствовало мнение о Византии как об азиатской державе, какая повлияла на Россию в духе отсталости. Но это был неправильный и некомпетентный взгляд.

Византия являлась наследницей античных традиций. И тот факт, что от Византии мы получили Библию, основную книгу средневековья, определил высокий уровень нашей культуры. Ведь Кирилл и Мефодий — первые славянские просветители — создали славянский перевод Библии. Это была всеобщая книга всего славянства. Реформация в XVI веке на Западе потребовала перевода с непонятного народу латинского зыка на немецкий, что и сделал Мартин Лютер. Но это было сделано в XVI столетье! А у нас было пятью-шестью веками раньше. Другое дело, что первоначальный период развития русской философско-богословской мысли затянулся на семь столетий, а светская философская традиция оформилась лишь в XVIII веке.

— Как вы уже сказали, интерес к русской философии расширяется, захватывая не лишь Запад, но и Восток, в том числе Китай. Как вы считаете, почему?
— Если говорить кратко, то в Китае сейчас идет значительная работа по выработке, концептуальному оформлению и распространению в обществе национальной идеологии «китайской мечты», которая была заявлена в линии выступлений Си Цзинпиня в 2013 году. Эта идеология имеет очень значительные, многовековые истоки в конфуцианстве – китайской интеллектуальной традиции. В розыске своей идеологической индивидуальности, китайцы обращаются к опыту России. Имеет место сходство некоторых цивилизационных установок русской и китайской цивилизаций. Мы на самом деле совсем не так далеки, как представляется. Не только из-за того, что мы – соседние цивилизации, но и потому что общий строй русской и китайской культур весьма близок друг к другу. Это культуры, которые основаны на неиндивидуалистических и социально ориентированных ценностях, в отличие от западного индивидуализма. Тут имеют место установки коллективистского типа. Для Китая и России это очень характерно.
Интеллектуальные, нравственные ценности — это то, что притягивает ученых всего мира к нашей интеллектуальной истории.

Считается, например, что поляки поголовно русофобы, о чем говорит политика их правительства. Но немного кто знает, что Польша сейчас переживает волну подъема интереса к интеллектуальной истории России.

Раз в два года в Кракове, исконном середине польской культуры и духовной традиции, проходят специальные встречи по обсуждению русской философии, по итогам которых публикуются сборники. Так, последний сборник под общим названием «We are sobornost» («Мы соборные») был посвящен Алексею Степановичу Хомякову. Сейчас изучение российской внутренней культуры возвращается в Европу, после былого доминирования «русских исследований» в США, в эпоху холодной войны. Пионером исследования русской философии в Европе был Томаш Масарик — первоначальный президент Чехословакии. Он написал двухтомную работу «Россия и Европа», специально посвященную русской философии. Масарик был большим симпатизантом России. Он заложил ориентацию на сравнение, а не на противопоставление России и Европы. Эта установка опять возрождается. Почему? Под прикрытием так называемого мультикультурализма происходит исламизация Европы и вытеснение традиционных христианских ценностей. Россия в этих условиях воспринимается как защитница ключевых европейских ценностей. Тут ресурс нашего влияния, нашей так называемой мягкой силы.

— В чем отличие русской философии от других, зарубежных школ?
— Наша внутренняя культура необычайно многообразна. И ее результаты являют собой поистине объединяющее значение. Идеи, выдвинутые русскими мыслителями еще в прошедшем столетии, приобретают сегодня остро современное звучание. Таковы, например, идеи классического евразийства 20-30 годов ХХ века. Эти идеи предвосхитили основание Евразийского экономического альянса, не случайно в Казахстане национальный университет в Астане носит имя последнего классика евразийства Л.Н. Гумилева. В свое время Пушкин строчил о том, что необходимо в каждом университете основать кафедру, которая изучала бы все богатство «физиономии нашего народа», включая традиции, обыкновения и даже предрассудки. История русской философской мысли, – это и есть философское россиеведение.

>