Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

Рубеж XIX-XX вв. можно наименовать наиболее удачным в экономическом плане периодом в истории Российской империи. Либералы-рыночники даже называют его «золотым веком» России. Наблюдался бурливый экономический рост: строились промышленные предприятия, железные дороги, города застраивались новыми современными зданиями. Но в действительности экономическая модернизация Российской империи сталкивалась с цельным рядом препятствий. Уроки тех лет не мешало бы вспомнить и сегодня.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

Два премьера

В Российской империи до определенного времени военное и дипломатическое курсы в работе правительства являлись доминирующими, финансово-экономические вопросы, при всей их важности, находились как бы на втором плане. Ситуация стала меняться как раз на рубеже XIX-XX вв., когда бурливое экономическое развитие и мира в целом, и Российской империи в частности не оставило перед императором и его окружением иного выхода. Гораздо повысилась роль главы правительства как человека, отвечающего за проведение экономической политики.

Именно в этот период российское правительство возглавляли, пожалуй, два самых ослепительных премьер-министра в истории империи – Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин. Оба имели свои взгляды на экономическую политику края и пытались претворить их в жизнь – настолько, насколько им позволяли сложившаяся к тому времени бюрократическая система империи, а также ближайшее окружение императора Николая II. Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

Сергей Юльевич Витте находился на важнейших должностях в Российской империи с начала 1890-х годов. Профессиональный железнодорожник, Витте в 1889 году возглавил Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, в феврале 1892 года сделался министром путей сообщения, а в августе 1892 года возглавил Министерство финансов Российской империи.

Во главе Минфина Витте пробыл немало десяти лет, пока в 1903 году не приступил к исполнению обязанностей главы Комитета министров (с 1905 г. – Совета министров). Витте подлинно внес очень существенный вклад в модернизацию. Во-первых, это железнодорожное строительство, без которого индустриализация в Российской империи была бы невозможна. Во-вторых, это стандарт золотого рублевки. В-третьих – реформа налогообложения промышленности. Все это – Витте.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века? Петр Аркадьевич Столыпин, возглавивший российское правительство в 1906 году, несмотря на весьма непростые взаимоотношения с Сергеем Юльевичем Витте, также продолжал курс на модернизацию страны. Учитывая, что Столыпин возглавил правительство в этап Первой русской революции 1905-1907 гг., политические вопросы в его работе доминировали, но и об экономике Петр Аркадьевич не забывал – он предпринял знаменитую аграрную реформу, приступил к масштабному заселению Сибири переселенцами из Центральной России. В Сибирь переселилось возле 3 млн человек.

Социальная модернизация против англосаксонского пути

В 1860-е – 1870-е годы, когда у власти находился император Александр II, экономический блок правительства пытался копировать и насаждать на российской земле англосаксонскую модель модернизации, какая мало подходила для нашей страны ввиду и историко-культурной, и географической, и социальной специфики. В конечном итоге, курс на модернизацию по англосаксонскому образчику, который, кстати, очень напоминает то, что происходило в 1990-е годы, провалился. При императоре Александре III был произведен консервативный поворот в идеологии, но экономика сделалась приобретать социальные черты. В чем они заключались?

Российский историк, профессор МГПУ Александр Пыжиков – автор книги «Взлет над пропастью. 1890–1917 годы», какая как раз и посвящена, в том числе, анализу экономической политики российского государства на рубеже веков. По мнению Пыжикова, в рассматриваемый период экономическая модернизация приобрела социальную направление.

Во-первых, именно в период 1890-х – 1910-х гг. были заложены основы принципиально иного отношения к трудящемуся человеку. Разумеется, здесь играло очень большую роль и появление революционного движения, распространение социалистических идей среди рабочих, но все же и правительство предпринимало свои инициативы. Впервые в российской истории задумались о защите прав и заинтересованностей рабочего человека на законодательном уровне.

Во-вторых, большое значение уделялось повышению материального и социального уровня населения. В это пора значительно повысилась доступность образования, в высшие учебные заведения стали поступать выходцы из самой простой среды, что прежде было утилитарны невозможно. Конечно, сравнивать с советским институтом образования нельзя, но если сравнить с тем, что было в России за несколько десятилетий до реформ основы ХХ века, то разница будет колоссальная.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

В-третьих, власть пришла к пониманию того, что в такой огромной стране как Россия необходимо государственное регулирование экономических процессов, контроль над развитием как индустрии, так и сельского хозяйства.

Лицом к Востоку

Александр Пыжиков отмечает и важность геополитической направленности экономической модернизации России на рубеже столетий. Именно в этот период началось централизованное и стремительное освоение восточных областей государства российского, продолжившееся уже в советское пора. В Российской империи осознали необходимость развития отношений, в том числе и экономических, не только с Западной Европой, но и с Восточной Азией, прежде итого с Китаем. Во второй половине XIX века Россия начала строить железные дороги, ориентируясь, в первую очередь, на развитие экономических связей с Европой. Но к начину ХХ века ситуация изменилась. И если Россия прежде 80% железных дорог строила в западной части империи, то сейчас настал черед Сибири и Дальнего Востока.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

Так, в 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которая пошла сквозь всю Сибирь и связала Миасс (Челябинская область) с Владивостоком. Этот отрезок Транссиба был построен в 1891-1916 гг. Поезда по Транссибу отправь 21 октября (3 ноября) 1901 года. 16 (29) октября 1905 года началась эксплуатация Кругобайкальской пути, позволившая организовать прямое железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком без паромной переправы через Байкал.

Особое внимание уделялось КВЖД – Китайско-Восточной железной пути. Ее строительство осуществлялось в 1897—1903 годах, фактически КВЖД представляла собой южную ветку Транссибирской магистрали. Российская империя, приступая к стройке КВЖД, рассчитывала усилить свое влияние в Восточной Азии, прежде всего в северо-восточных районах Китая, что натолкнулось на деятельное противодействие Японии, превратившейся в главного конкурента России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Концепцию КВЖД поддерживал Сергей Юльевич Витте, в то пора занимавший пост министра финансов. Витте полагал, что если КВЖД пойдет через территорию Маньчжурии, то это повлечет за собой усиление российского воздействия в Китае. Именно в то время закладывались основы ориентации России на Восток, на евразийское пространство, которые затем, в 1990-е годы, пытались отвергнуть либералы-западники. Но все, как мы видим, вернулось на сферы своя.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

Сегодня Китай является стратегически важным партнером России, многие важнейшие экономические проекты правительства «завязаны» на Китае. Но сейчас мы видим другую ситуацию – уже Китай, а не Россия, конкурирует на международном рынке с Соединенным Штатами, давно превратившись в «мировую фабрику».

Западный ввоз и Первая мировая война

До Октябрьской революции и последовавших за ней событий Россия находилась в серьезнейшей зависимости от импорта из западных, немало развитых в экономическом и технологическом отношении государств. Несмотря на то, что множество инноваций имели российское происхождение, сравнивать промышленность России и Германии, Великобритании или даже Франции было невозможно. Немецкие компании активно занимались строительством в России, с другой стороны Россию постоянно кредитовала Франция – главный противник и конкурент Германии в континентальной Европе.

Как ни удивительно, именно Первая мировая война стала той «встряской», которая была необходима Российской империи для модернизации ее экономики. При всех проблемах, с какими Россия столкнулась в годы Первой мировой войны, нельзя не отметить тот факт, что война «поломала» традиционную зависимость России от немецких технологий. Поскольку 46% российского семени – тогдашнего главного сырьевого ресурса страны – поставлялось в Германию, и оттуда же шло 50% импортных товаров, России пришлось разыскивать новые направления для внешней торговли. И во властных кругах постепенно стала укрепляться точка зрения, что без немецкого импорта в всеобщем можно и обойтись.

Экономическая модернизация России. Чему нас обучают уроки начала ХХ века?

После Первой мировой войны в императорском окружении рассчитывали и далее бойкотировать Германию и Австро-Венгрию в экономическом плане. Одновременно стремительными темпами развивалась отечественная индустрия. Война не означала прекращения строительства новых заводов и фабрик, прокладки железнодорожных магистралей. Можно сказать, что Россия исподволь переходила к политике импортозамещения, которая в перспективе могла сделать ее полностью самодостаточной державой в экономическом и технологическом отношении. Собственно, так и случилось, но уже в советское время – после сталинской индустриализации, которая до сих пор оценивается многими неоднозначно.

С другой стороны, в России до Первой всемирный войны стремительными темпами росло и население. Именно потому Столыпин и начинал освоение Сибири, что Центральная Россия была перенаселенной. Это сейчас на Рязанщине – пустующие деревни. Тогда все было навыворот – в крестьянских семьях рожали по десять детей и, даже несмотря на высокую смертность и крайне низкую продолжительность жизни, народонаселение страны росло.

Многочисленное и молодое население при общей бедности – это дешевые трудовые ресурсы. Именно они во второй половине ХХ столетия позволили Китаю превратиться из отсталой аграрной страны в одну из самых передовых в экономическом отношении держав. И такой же линия мог ожидать и Российскую империю, не случись в жизни нашей страны целая вереница трагических катаклизмов. заканчивавшихся большой кровью.

Надо отметить, что и российские политики, министры, отвечавшие за финансы и экономику, отлично понимали перспективы превращения Российской империи в «мировую фабрику». Стратегия замещения импорта начала реализовываться в канун Первой всемирный войны и практически сразу стала давать «всходы». Освоение бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока, торговля с Восточной Азией, какая неизбежно шла бы через территорию России – все эти факторы сулили нашей стране превращение в экономически развитую державу.

Пора обучать историю

К сожалению, уроки прошло не были восприняты данным образом современным российским руководством, точнее – той его частью, какая занимается разработкой и реализацией экономической политики страны. Если внешняя и оборонная политика, находящиеся под контролем как лично президента, так и министров Сергея Лаврова, Сергея Шойгу, устремлена на утверждение позиций России как великой державы, на защиту наших интересов не только непосредственно у российских границ, но и в других регионах вселенной – от Ближнего Востока до Латинской Америки, то про экономическую политику страны столь оптимистично не скажешь.

В экономическом плане в России по-прежнему «рулят» последователи либерализма «гайдаровской школы», какие не мыслят развитие страны вне привычной им схемы преклонения перед Западом, его экономической моделью, сотрудничеством и торговлей с западными краями. Хотя ситуация очень напоминает вековую давность — с тем лишь отличием, что мир стал куда более многополярным и не сводится к Великобритании, Франции и Германии. Переориентировавшись на Восход, приступив к настоящему, а не бутафорскому импортозамещению, развивая промышленность и технологии, наша страна может довольно быстро вернуть утраченные позиции.

Ключ

>