«Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

Теплоход «Армения»

Теплоход «Армения»

Wikimedia Commons

Потопленный немцами теплоход «Армения» отыскан в Черном море после долгих лет поисков. Об истории легендарного теплохода и его последнем рейсе вспоминает «Газета.Ru».

stopCovid1

      У берегов Крыма после нескольких лет розысков найден потопленный немцами в годы Великой Отечественной войны советский теплоход «Армения». Поисковой операцией возглавляло Министерство обороны России при участии специалистов Центра подводных исследовании Русского географического общества (РГО).

      Гибель теплохода почитается одной из самым масштабных трагедий на море в истории: на борту, по разным подсчетам, находились от шести до десяти тысяч беженцев и раненых.

      Для того чтобы заметить обломки корабля, поисковики за последние 20 лет исследовали территорию площадью более 300 квадратных километров. В 2017 году во пора поисковой операции, проводившейся силами Минобороны, магнитометр зафиксировал на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было постичь, ни что за объект находится на дне, ни точные координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее.

      Фоторепортаж: Потопленный немцами теплоход “Армения” отыскан в Черном море

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      «Это она, «Армения»: в Крыму отыщи легендарный теплоход

      Посмотреть весь фоторепортаж
      в разделе «ФОТО»

      Новая поисковая операция состоялась в марте 2020 года, когда зона обследовали гидролокатором. Это исследование показало, что на дне действительно находится объект, очертаниями напоминающий «Армению». Однако стопроцентной уверенности не было: за заключительные 20 лет теплоход «находили» четыре раза, но в итоге эта информация не подтверждалась.

      «Подтверждение мог дать лишь визуальный контакт, — пояснил участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. — Гидролокатору невозможно слепо доверять: человеческая психика так устроена, что она часто выдает желаемое за действительное, тем более, когда объект ищут так длинно, так много людей».

      В ходе очередной экспедиции на дно опустился телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ», какой сделал первые подводные кадры. При первом подходе были обнаружены фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта бывальщины отмечены характерные признаки теплохода «Армения»: расположение палуб и своеобразные проемы в леерных ограждениях.

      «..Робот смотрит нос судна, где когда-то было название. Он поврежден не так сильно, и название могло бы сохраниться. Но, нет: вероятно, его нанесли краской, которую скоро разъела агрессивная морская вода. Хотя и без названия признаков более, чем достаточно, чтобы подтвердить, что это она, «Армения», — рассказал Фокин.

      По словам ученых, сомнения отвалились после обнаружения на палубе судовой рынды, на которой четко читается надпись «Армения».

      В ходе завершающего погружения аппарат исследовал левый борт, однако степень разрушения судна оказалась такова, что невозможно даже оценить число взрывов, загубивших «Армению». Стало ясно, что объект не раскололся на части, стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом на глубине 1,5 километра. Дистанция от берега — 18 морских миль (более 33 километров). Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность крахи от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.

      Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может указывать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть немецкие самолеты заходили на атаку с кормы, считают исследователи. По словам участников экспедиции, новоиспеченных погружений к «Армении» не предвидится.

      Первые сообщения об обнаружении теплохода появились еще 24 апреля. «Транспорт «Армения» отыскан! И найден он в точке, которая и была подтверждена и обнаружена в совместной экспедиции в 2016 году», — сообщали участники экспедиции.

      «В случае подтверждения обнаружения находки «Армении» это будет положительное научное открытие последнего десятилетия. Однако стоит [дождаться] официальных комментариев организации, которая проводила эти исследования, и подтверждения в облике фото и видеофиксации объекта на дне», — заявил тогда РИА «Новости» замдиректора Черноморского центра подводных изысканий Виктор Вахонеев.

      Теплоход «Армения» построили на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

      Корабль имел длину 107,7 метра, ширину — 15,5, вышину борта — 7,7 м. Экипаж насчитывал 96 человек. В ночь с 6 на 7 ноября 1941 года теплоход пришел из Севастополя в Ялту. На его борту был персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, склады с медицинским имуществом, медперсонал Николаевского военно-морского лазарета. Капитаном «Армении» в ее заключительном рейсе был Владимир Плаушевский.

      Свидетелем гибели теплохода стал один из командиров крымских партизан Илья Вергасов. Он с небольшим отрядом поспел отойти в горы и наблюдал за гибелью «Армении» с высокой позиции. Как отмечал Вергасов в своих «Крымских тетрадях», корабль пришёл в ялтинский порт, когда немцы уже заняли Алушту. На причалах Ялты толпились раненые, врачи, медсестры и санитарки. Город подгорел в нескольких местах, слышались взрывы. По воспоминаниям Вергасова, «Армения» очень долго осуществляла погрузку. В Ялте на борт возвысились еще несколько сотен пассажиров.

      Эвакуироваться из Крыма планировали также сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей, ряд местных глав.

      В гавани судно простояло до утра, хотя именно темнота повышала шансы остаться незамеченными для немецкой авиации. Наконец, в 08:00 теплоход вышел в море и взял курс на Туапсе. Его сопровождали два махоньких сторожевых судна.

      «Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, доктора, многие семьи партизан. Сердца наши учащенно бьются, мы задираем головы и смотрим на открывшееся во всю ширь небо. Лишь бы не появились пикировщики! Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах — трехстах. Мы видели лики летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но неужели плетью обух перешибешь? Фашисты пикировали, как на учении. Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, покинув после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого», — констатировал Вергасов.

      По официальной советской версии, теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, относившимся к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Согласно оперативной сводке, самолет зашел со стороны берега и выпустил по «Армении» две торпеды с дистанции 600 м. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть корабля. Взрывом разворотило пространство посередине судна. Новые данные исключают версию о попадании торпеды.

      Популярно, что теплоход затонул за четыре минуты.

      В советский период количество погибших исчислялось цифрой в 5 тыс. человек. В наше время число жертв оценивают в 7-10 тыс. Избавиться удалось лишь восьмерым.

      Роковой ошибкой капитана Плаушевского многие исследователи называют промедление в порту Ялты. По одной из версий, экипаж «Армении» ожидал для погрузки ценный груз, в том числе золото и драгоценности. Спешившие на побережье машины застряли на дороге, разбитой бомбами и снарядами. В ключах можно найти утверждения, что по этой причине дело о гибели «Армении» было уничтожено в 1949 году в Центральном военно-морском архиве.

      Военный историк Александр Неменко в своей книжке «Огненный шторм над Севастополем. Военная техника и вооружения в битве за Крым 1941-1942» приводит справку из архива ФСБ, в какой, в частности, сообщалось:

      «7 ноября с. г., в 10 часов 40 минут, в результате попадания двух бомб самолетов противника, затонул теплоход «Армения», на борту какого находилось пять тысяч человек. Произведенным расследованием установлено, что 5 ноября с. г., вследствие ничем не обоснованной светограммы командира тральщика «Восход» о том, что Ялта занята противником, теплоход «Армения» прибыл в Ялту с суточным опозданием. Впоследствии, благодаря необеспеченности своевременной погрузки и выхода теплохода из Ялты, по вине оперативного дневального по штабу флота Иванова и капитана 1-го ранга Бурмистрова, руководившего погрузкой, теплоход вышел днем, не дождавшись темноты. Бурмистров не дал буквальной обстановки на фронте в районе Ялты, сообщив о приближении противника якобы к Ялте. Фактически же Ялта не была занята противником 7 и 8 ноября. Начальство штаба Черноморского флота Елисеев и оперативный дежурный штаба не проверили действительной обстановки о выходе теплохода в море днем. Надлежащая охрана теплохода «Армения» отсутствовала. Сопровождал теплоход одинешенек сторожевой корабль. Второй сторожевой корабль приказание не выполнил, оставив теплоход в районе его гибели».

      Источник

      >