«Фигура возлежит в гробу»: как вскрывали мощи Серафима Саровского
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Фигура возлежит в гробу»: как вскрывали мощи Серафима Саровского

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Фигура возлежит в гробу»: как вскрывали мощи Серафима Саровского

Церемония передачи мощей Серафима Саровского Русской православной церкви в Санкт-Петербурге, 1991…

Церемония передачи мощей Серафима Саровского Русской православной храмы в Санкт-Петербурге, 1991 год

Сергей Компанийченко/РИА «Новости» 17 декабря 1920 года представители советской власти вскрыли мощи Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых. После описи останки преподобного перевезли в Москву и затем в Ленинград, где их отпечатки затерялись. Святые мощи долгое время считались утраченными, пока в 1990 году их случайно не нашли в Казанском соборе. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

«Фигура возлежит в гробу»: как вскрывали мощи Серафима Саровского

      Почитание святых мощей занимает важное место в истории Русской православной храмы (РПЦ). Не случайно составной частью антицерковной кампании, организованной большевиками после прихода к власти, явилось массовое вскрытие мощей. Если выяснялось, что останки нехорошо пережили время, атеисты заявляли о сознательном обмане верующих, используя факты для своей пропаганды. Волна вскрытий рак завязалась в ноябре 1917 года после обнаружения вместо мощей Александра Свирского восковой куклы. Этот случай размашисто освещался в советской печати. Впрочем, сегодня существует версия о фальсификации инцидента с целью дискредитации РПЦ.

      Первоначально советское правительство всеми способами демонстрировало, что не является вдохновителем кампании, а инициатива якобы идет от возмущенных надувательством граждан.

      Одним из главных идеологов политики в области религии был сотрудник Наркомата юстиции Петр Красиков. Он возглавлял 8-й отдел ведомства, ответственный за проведение в житье декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ради решения поставленных задач Красиков не останавливался перед применением мочи.

      По мере укрепления позиций большевистского режима кампания по вскрытию мощей, часто перераставшая в разграбление церковного имущества, была законодательно закреплена. В марте 1919 года РКП(б) по предложению Красикова одобрила программу по проведению на общегосударственном степени мер, ведущих к «полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви».

      20 июля 1920 года Совнарком РСФСР принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». В этом документе была сформулирована пропагандистская мишень – «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Иными словами, речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного народонаселения Советской России.

      «Мощи не выбрасывались, как это описывается в тенденциозной литературе, а либо сохранялись в музеях, либо предавались земле», — указывается в статье юриста Марины Белоусовой «Нормативное регулирование кампании по вскрытию и ликвидации мощей в РСФСР 1919-1920».

      Так завязался второй этап процесса по вскрытию ковчежцев и рак с останками православных святых в рамках антирелигиозной кампании. Некоторых представителей духовенства воля после проверки мощей обвинила в шарлатанстве и репрессировала.

      До конца 1920 года было осуществлено 63 вскрытия нетленных мощей святых.

      В ноябре того же года в Темникове Тамбовской губернии уездный съезд Рекомендаций принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского – одного из наиболее почитаемых русских святых, какой жил во второй половине XVIII века – первой половине XIX века. При жизни с этим человеком встречался император Александр I, а Николай II в 1903 году организовал торжества в честь прославления преподобного.

      С трибуны вскрытия мощей потребовал мордовский поэт Захар Дорофеев, известный благодаря переводу «Интернационала» на мордовский стиль.

      «Бога нет.
      Пророки – сказка,
      Мощи – выдумка церквей.
      Снята набожная маска
      Революцией с людей»
      , — строчил он.

      Вскрытие вывезенных из Сарова мощей преподобного Серафима состоялось 17 декабря 1920 года. Был составлен специальный акт.

      Судя по переписке тех дней, инициаторы вскрытия мощей готовились к самым несимпатичным выпадам со стороны верующих. Находящийся на границе Темниковского и Ардатовского уездов Саровский монастырь предусмотрительно оградили с целью «недопущения масс граждан на вскрытие мощей». В одной из депеш члена уисполкома сообщалось: «По имеющимся у меня сведениям монахи Сарова разослали своих агентов о поднятии населения ближайшего к Сарову с целью воспрепятствовать вскрытию мощей. Необходимо принять меры и не допустить выступления в Саров».

      Под предлогом угрожающих поступков населения были вызваны комотряды. Темниковский священник Петр Говоров перед открытием мощей попытался заявить о компромиссной возможности их вскрытия, если никто из непосвященных не будет дотрагиваться до святых останков, а мощи не будут сниматься и выставляться после вскрытия на всеобщее обозрение. Его предложения были прерваны заявлением секретаря Темниковского укома партии:

      «Мы пришагали сюда выполнить постановление IX съезда, а не рассуждать».

      «В то памятное 17 декабря с 11:30 и почти до 17:00 длилось надругательство над святыми останками, — помечала Елена Мавлиханова в своей статье «Мощи Серафима Саровского: потери и обретения». — Иеромонахи Маркеллин и Руфин избраны были разбирать облачения с мощей. Отец Маркеллин в полной уверенности, что святой Серафим не допустит над собой ничего нехорошего, с трепетом снимал с раки покрова, открывал гробницу и крышку над мощами с изображением Серафима под стеклом. Когда Маркеллин тронул эту подаренную царями покрышку, тяжелую от стекла, серебра, позолоты, и открыл гробницу, то глазам открылась «фигура в виде очертания человеческого тела, накрытая золотой парчовой епитрахилью».

      Щелкнул фотоаппарат над открытой гробницей. Власти с точностью до наоборот выполнили требования верующих. После вскрытия мощи бывальщины помещены под стеклом в прозрачной раке с приложением четырех печатей милиции и выставлены на всеобщее обозрение. Священник Петр Говоров пробовал запротестовать, но во избежание новоиспеченного надругательства над мощами ему пришлось промолчать. Акт комиссары писали позже на квартире коменданта без духовных лиц. Даже уверенная в полном своем могуществе воля придерживается сценарных постановок: уже в восьмом часу несколько членов комиссии зашли опять в храм и зачитали вслух лишь что написанный акт вскрытия».

      Согласно акту, «фигура лежит в гробе, у которого стенки наружные дубовые, а внутренние кипарисовые, внутри гроб обит зеленой парчой. Башка фигуры покрыта воздухом с круглым отверстием над местом лба».

      В 1922-м мощи изъяли и перевезли в Москву, где поместили в музее верующего искусства на территории Донского монастыря.

      После упразднения музея мощи потерялись и долгое время считались утраченными.

      В крышке 1990 года мощи Саровского случайно обнаружили в запасниках музея истории религии в здании Казанского собора в Ленинграде. Одинешенек из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет размером в рост человека, зашитый в холст. Он стоял в углу хранилища совместно с гобеленами. Под холстом оказался деревянный постамент, над котором под марлей и ватой находились мощи.

      «Мы сняли вату и увидели целый остов человека: сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани, — рассказывал заведующий отделом истории православия музея Сергей Павлов. – На черепе был куколь с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам. На груди лежал медный крест — тот самый крест, каким его благословила мать, — всю жизнь он сопровождал его. Крест в серебряной оправе: оправа поздняя, видим, она была сделана ко дню прославления мощей. Длани сложены крестообразно. На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: «Святый отче Серафиме», на иной – «Моли Бога о нас».

      О находке доложили патриарху Алексию II. Присланная им комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения освидетельствовали мощи, сверяясь с снимками актов об обретении мощей в 1903 году и их вскрытии в 1920-м. Все данные совпали.

      Как замечал Алексий II, сразу после транспортировки мощей в Ленинград «они бывальщины укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились».

      Освидетельствование святых мощей проходило с 25 декабря по 10 января. Официальная передача останков состоялась 11 января 1991 года.

      «После завершения акта передачи святые мощи на прибранной ковром и украшенной цветами машине были доставлены к Александро-Невской лавре, где уже собралось духовенство и множество народа, — вспоминал архиепископ Арсений. – Пропев тропарь и кондак преподобному Серафиму, все запели «Ублажаем тя, преподобие пап Серафиме…». Патриарх на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, подаренной директором музея. Вдогонку за этим, под звон лаврских колоколов и молитвенное пение народа, при всеобщем духовном ликовании святые мощи преподобного Серафима бывальщины внесены в Троицкий собор».

      Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Источник

      >