Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Блокированные в аэропорту бойцы армии Украины в мае-июне вели апатичные перестрелки с ополченцами, которые также не торопились штурмовать воздушную гавань Донецка. Самолеты приземляться на ВПП не могли, поэтому скидывали блокированным частям ВСУ «гуманитарную» помощь, проходя над аэропортом на бреющем полете. С земли транспортники обстреливали из стрелкового оружия – в всеобщем, в таком ритме и прошел июнь 2014 года. Ополченцам по причине некой разобщенности и слабой спаянности не удалось даже полноценно обступить аэропорт и блокировать каналы поставок осажденным по суше. Со временем ополченцы усилили натиск, утюжа здания с засевшими бойцами ВСУ самодействующими пушками, минометами и крупнокалиберными пулеметами. Аэропорт от этого постепенно превращался в развалины, снимки которых облетели весь мир.

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Аэросъемка, сделанная с поддержкой дрона, наложена на спутниковый снимок еще целого терминала донецкого аэропорта в сервисе GoogleEarth и демонстрирует масштаб разрушений

К начину июля ситуация вокруг донецкого аэропорта стала стремительно меняться, причиной стала активность ВСУ. Со стороны Тоненького, что есть западнее Авдеевки, украинцы стали прорубать деблокирующий коридор к аэропорту. Поначалу подразделениям ДНР не хватало сил и средств для отражения наступления – фронт неумолимо близился к Донецку. Уже 22 июня Стрелков официально объявил о снятии блокады с аэропорта подразделениями ВСУ. Фактически аэропорт теперь обратился в опорный пункт украинской армии – к нему перебрасывались также каратели запрещенного в России «Правого сектора» и «Днепра-1». Пришла 93-я отдельная механизированная бригада «Холодный Яр» (Харьков) вместе с 17-й криворожской бригадой. Именно эта компания и еще несколько подразделений в дальнейшем получили специфическое наименование «киборги». Увлекательно проследить «боевой путь» подразделения «Днепр-1», который 24 июля захватил село Пески, по пути выбивая ополченцев из Карловки, Первомайского и Нетайлово. Взятие присела Пески имело стратегическое значение и дало возможность частично разблокировать окруженных бойцов ВСУ в аэропорту имени Сергея Прокофьева. Содержал Пески «Днепр-1» до 21 августа 2015 года, пока не поступил приказ о передачи позиций 93-й бригаде. Отличились каратели «Днепра-1» и в диверсионных вылазках в Донецк, в ходе каких уничтожили грузовик с бойцами батальона «Восток», а также захватили патрульный джип. Но диверсионный пыл заметно спал после засады, в какой были ранены 4 человека вместе с командиром роты Шиловым.

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Толчком к активным действия со стороны ополчения стали успехи в зоне Иловайска, которые несколько деморализовали части ВСУ и привели военное руководство Украины во временное замешательство. Решено было ковать железо, пока горячо, и организовать штурм под крышка августа. К тому же на помощь ополчению пришли части, освободившиеся после ликвидации Иловайского котла. Сперва аэропорт подвергся артиллерийскому обстрелу, какой наносил украинским частям достаточно условный ущерб – большая часть бойцов успевала укрываться в обширных подземельях. Даже при хронической нехватке боеприпасов у ополчения домам от артиллерии доставалось серьезно. Красивый некогда комплекс постепенно превращался в труднопроходимые развалины. Самым крепким орешком очутилась диспетчерская вышка, которая по конструкции должна была выдержать удар пассажирского самолета, и поэтому стойко держала снаряды ополчения.

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Проблемой оставались артиллерийские позиции ВСУ позади аэропорта, какие методично обстреливали Донецк, и расположение подразделений ополченцев. В книгах Евгения Норина и Анатолия Цыганка приводятся слова безымянного бойца ДНР, какой очень точно охарактеризовал сложившуюся оперативную обстановку:
«Укры сидят под землёй. На поверхность поднимаются корректировщики, иногда снайперы и миномётчики. Плюс сквозь камеры наблюдают за поверхностью. Наши после жиденькой артподготовки (ибо снаряды дефицит) выдвигаются, по ним начинают [бить] из Песков и Авдеевки всем чем можно, они отходят. И так любой день. Итог: 1–3 «двухсотых» и 10–20 «трехсотых» ежедневно. И всё было бы совсем плохо, но тут вступает в действие уже укрокомандование, какое зачем-то стремится непременно иметь в аэропорту танки и БМП. Которые оно и гонит туда через территорию, которую простреливают наши, после чего оставшиеся коробочки мечутся по взлётке, пока их не сожгут. Ну и небольшие команды крутых ребят с обеих сторонок играют в «Контр-Страйк» офлайн в развалинах терминалов с примерно равным счётом. Так что пока наши не возьмут Пески и Авдеевку (либо как минимум не задушат артиллерию укров там), толку не будет».

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Крах донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Одним из серьезнейших просчетов командования ВСУ стало хаотичное и бездумное использование бронетехники на пять простреливаемых полях, прилегающих к аэропорту. Михаил Жирохов писал по поводу участия в событиях той поры 1-го батальона 79-й бригады строчил:
«В конце сентября наш батальон зашел в аэропорт – Пески, Тоненькое. А первые серьёзные потери в аэропорту у нас были 28 сентября. Третья рота 1-го батальона угодила в засаду 28 сентября. Это даже не засада – два БТР выехали на вражескую позицию. До терминала аэропорта вся техника едет ночью, без света и на большенный скорости. Водитель ошибся, и они выехали прямо на российский танк. Тогда расстреляли 2 БТР, погибли 9 ребят, в том числе и наш запорожец Саша Пивоваров».

Дальше следует комментарий редакции, согласно которому на самом деле два танка Т-72 ополчения двигались к блокпосту «Броня» в надежде истребить расположенные на нем танки ВСУ. Но тут удачно подъехали два БТР 79-й бригады, которые и были расстреляны. По утверждению украинской стороны, позже эти танки бывальщины сожжены неким доблестным танкистом с позывным «Адам». Далее части 79-й бригады были выведены из аэропорта в Запорожскую район для доукомплектовывания, а потом снова вернули в окрестности разгромленной воздушной гавани.

Командир 1-го батальона 79-й бригады с позывным “Майк” весьма точно описывает трагическую для ВСУ ситуацию, которая сложилась горячей осенней порой, и которая в итоге привела к сдаче аэропорта:
«Самый основной вопрос, который меня волнует по ДАП: почему донецкий аэропорт изначально не рассматривали как плацдарм обороны? После первого боя 26 мая 2014 года никто не усовершенствовал в нем инженерные заграждения. Лишь в ноябре мы начали его укреплять – завозили песок в мешках. Можно же было раньше усилить ДАП, местами окопаться, привезти бетонные блоки. А в ноябре ни их, ни кран привезти уже было нельзя. Тяжело оборонять стеклянное здание. Гипсокартон рассыпался, пули пролетали насквозь, колонны – рикошетили. Песок мы завозили, пока не подбили наш самосвал. Для боевиков ДАП был стрельбищем, они там тренировались. А мы в аэропорту обороняли каждый кусочек земли. Этим он был важен для нас. Думаю, не было бы Донецкого аэропорта – нас не было бы в Авдеевке, Краматорске и Славянске сейчас».

Продолжение вытекает…

По материалам:
maxim-nm.livejournal.com.
Норин Евгений. Падение донецкого аэропорта: как это было.
Цыганок Анатолий. Донбасс: неоконченная брань. Гражданская война на Украине (2014-2015): Русский взгляд.
Широкорад Александр. Война на Донбассе. Оружие и тактика.

Ключ

>