«Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

Всеволод Тарасевич/РИА «Новости» 22 ноября 1960 года на автозаводе в Запорожье выпустили первую серию легкового автомашины ЗАЗ-965. Это был легендарный «Запорожец», получивший в народе прозвище «Горбатый» за характерную форму кузова, скопированную с итальянского Fiat 600. Несмотря на бесчисленные недостатки, автомобиль имел широкую популярность, поскольку был относительно недорогим, простым в эксплуатации и готовым к езде по советским путям. В 1960-е ЗАЗ-965 стал для граждан СССР самой доступной машиной: всего выпустили более 322 тыс. колов всех модификаций.

«Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

      Необходимость создания недорогого, компактного и малолитражного автомобиля появилась в СССР к 1960-м годам. Разруха послевоенных лет исподволь уходила в прошлое, в городах шло массовое строительство жилья, благосостояние граждан улучшалось. Стремительно росла Москва — за ней не поспевал социальный транспорт. Жителям спальных районов требовались личные машины: компактные, доступные и не слишком затратные в эксплуатации. Основной вид индивидуального транспорта в краю — мотоцикл — по-прежнему был хорош для села, но не мог удовлетворить потребности горожан.

      Поэтому вслед за Европой массовая автомобилизация завязалась и в СССР.

      «Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

      Михаил Кулешов/РИА «Новости»

      Рекомендуем: дарлин

      Продукцию завода ГАЗ между тем мало кто мог себе позволить: «Волга» и особенно «Чайка» почитались элитными авто для избранных. А первый массовый автомобиль Москвич-400 к тому времени уже устарел и перестал выпускаться. Пришагавшие ему на смену модели получились не только мощнее и качественнее, но и дороже. Требовалось в том числе и транспортное средство, позволившее бы сесть за руль инвалидам. Таких людей немало осталось после Великой Отечественной войны. Помимо примитивных мотоколясок Серпуховского завода (они получили прозвище «моргуновки» благодаря кинофильму «Операция «Ы») для инвалидов ничего не делали.

      Автомобилем, включившем в себя все вышеприведенные качества, стал ЗАЗ-965 — детище разом двух предприятий. Мелитопольский моторный завод (МЕМЗ) по разработкам НАМИ сделал 23-сильный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель МеМЗ-965, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), прежде специализировавшийся на производстве комбайнов и тракторов, скопил остальную часть автомобиля. Позже, в 1975-м, МеМЗ вошел в состав ЗАЗ.

      Первый образец «Запорожца» собрали 18 июня 1959 года, а первая партия уже в рамках серийного производства сошла с конвейера ЗАЗ 22 ноября 1960-го.

      Это был в цельном успешный год для страны: советские футболисты завоевали Кубок Европы, собаки-космонавты Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю, а Москва разрослась до пределов МКАД, поглотив пять городов и масса деревень. Автомобиль «Запорожец», безусловно, тоже стал настоящим явлением эпохи. При создании первой модели запорожские конструкторы позаимствовали многое у итальянского Fiat 600 — машины даже наружно очень похожи. Позднее данное обстоятельство обыгрывалось в шутке о воображаемой картине: «Запорожцы» пишут письмо итальянскому ФИАТу». Тут шел намек на низкое качество отечественного автомобиля в сравнении с импортным, заработавшим высокую популярность в Италии и странах Южной Америки.

      «Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

      Иосиф Будневич/РИА «Новинки»

      В советских реалиях европейская чисто городская микролитражка превратилась в автомобиль, вполне пригодный для эксплуатации на неблагоустроенных путях и даже кратковременно — за их пределами. Двигатель был полностью отечественной разработки, в то время как трансмиссия, включая рычажное сцепление с тросовым приводом и четырехступенчатую коробку передач, сблокированную с основной передачей, практически повторяла Fiat. Были выпущены и инвалидные модификации с ручным управлением. Инвалидам ВОВ такие машины выступали бесплатно на семилетний срок эксплуатации без права продажи и передачи.

      Если конструкцию кузова копировали с Fiat 600, то для мотора рассматривали два варианта — Volkswagen Kafer и Tatra.

      Чехословацкий вариант в итоге предпочли немецкому, опасаясь интернационального скандала. Эксплуатация первых ЗАЗ-965 показала конструкторам недостатки машины. В 1962 году началось производство улучшенной версии — ЗАЗ-965А «Запорожец». Мощность двигателя вытянулась до 27 л. с. Этот автомобиль выпускался до конца десятилетия, в то время как первый вариант быстро сняли с конвейера. За форму кузова в народе ему прикарманили прозвище «Горбатый».

      «СССР оказался не подготовлен к нашествию машин, — констатирует в своей работе «Антисервис: личный автомашина и его техническое обслуживание в СССР (1960-е — 1980-е гг.) доктор исторических наук Елена Твердюкова. — Тысячи советских граждан, пополняя каждогодне ряды счастливых автовладельцев, мгновенно избавлялись от эйфории, обнаружив, с каким трудом можно приобрести бензин и масло, отыскать место для стоянки «железного коня» и хранения запчастей, провести техобслуживание и починить неисправность. Все, что было связано с дорожным сервисом в СССР, разрасталось в крушение».

      Личный парк в СССР в 1960 году насчитывал около 450 тыс. машин. Порядка 150 тыс. из них было зарегистрировано в Москве. При этом в городе работали только семь СТО. Большинство автолюбителей занимались ремонтом самостоятельно или просили о помощи знакомых.

      «Горбатый» Fiat: как «Запорожец» завоевал СССР

      Борис Кавашкин/РИА «Новинки»

      Гораздо лучше первой модели и ее модификаций жителям постсоветского пространства известен ЗАЗ-966: его начали разрабатывать уже в 1961 году, усердствуя учесть все недостатки предшественника, а запустили в серийное производство с 1966-го. Его мощность выросла до 29 л. с., конечная отсечка на спидометре демонстрировала 120 км/ч. За характерные воздухозаборники на бортах этот «Запорожец» прозвали «Ушастым», за форму кузова — «Мыльницей». В 1970-е двигатель усовершенствовали до 40 л. с., желая в те годы машина уже казалась устаревшей. В условиях плановой экономики ЗАЗ и влившийся в него МеМЗ не имели возможностей и средств самостоятельно разрабатывать и доводить новоиспеченные модели до серийного производства.

      Взлет «Запорожца» пришелся на 1960-1970-е годы. С конца 1980-х машину часто упоминали в анекдотах. Желая в регионах «Запорожец» можно было встретить и в 1990-е, и даже в начале 2000-х годов. В шутку этот автомобиль именовали «насмешкой над правами человека». Салон «Запорожца» был маленьким и неудобным, внешний вид — непрезентабельным, расход топлива — чересчур высоким для машины такого класса. Автомобиль был оснащен воздушным охладителем. В жаркую погоду это приводило к проблемам. Водителям доводилось останавливаться на обочинах и ждать остывания мотора. Кроме того, из-за работающей на бензине печки периодически происходили возгорания авто.

      «Запорожец» был не один-единственной визитной карточкой автозавода.

      Параллельно в Запорожье разработали семейство ЗАЗ-970 во главе с шестиместным минивэном.

      Там же придумали автомашина повышенной проходимости, который стал выпускаться в Луцке под названием ЛуАЗ-969. В конце 1980-х годов ЗАЗ делал легковую машину «Таврия» и ее модификации. Ухудшившаяся экономическая ситуация в краю, однако, создавала проблемы с комплектующими и сборкой. Запорожские машины приобретали репутацию ненадежных и не обеспеченных запчастями. После распада СССР поза дел на автозаводе стало критическим. В итоге предприятие отошло к южнокорейскому концерну Daewoo.

      Промышленно развитая в советский период, ныне Запорожская район занимает первое место на Украине по темпам деиндустриализации. Были признаны банкротами и прекратили свою деятельность сразу несколько крупных заводов, в том числе возоремонтный, арматурный и сталепрокатный. Тяжкие времена переживает «Мотор Сич», чьим основным рынком сбыта до политического кризиса между странами была Россия.

      Что прикасается ЗАЗ, то на официальном сайте он представлен как «единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей». При этом за первое полугодие 2016 года завод произвел лишь четыре автомашины, хотя до экономического кризиса 2008 года делал по несколько тысяч машин в месяц. Судя по новостной ленте сайта ЗАЗ, в заключительнее время завод выпускает только пассажирские автобусы малого класса.

      Источник

      >