Госбанк СССР
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Госбанк СССР

В предыдущей статье я строчил о том, как после октябрьской революции 1917 года большевики методом проб и ошибок выстраивали денежно-кредитную систему (ДКС) советского страны. Примерно полтора десятилетия (1917-1932 гг.) страна шла к той модели ДКС, которая, наконец, сложилась в начале 1930-х годов. Вышла такая конструкция ДКС,которая позволила провести индустриализацию экономики, выстоять и победить во второй мировой войне, восстановить послевоенную экономику и дальше строить социализм. Чтобы глубоко разобраться в том, что собой представлял Госбанк СССР в период 1932-1991 гг., надо соображать, как была устроена экономика и ДКС Советского Союза.

Ещё до революции, а потом в ходе созидания нового общества идеологи советского построения разрабатывали теоретические принципы построения и функционирования денежно-кредитной системы (ДКС) советской экономики. Вот набор таких принципов, которые позволяют постичь специфику работы Центрального банка Советского Союза:

1)государственная монополия в банковском деле;

2)государственная монополия в сфере денежной эмиссии;

3)рослая централизация управления ДКС;

4) подчинение ДКС решению задач социально-экономического развития СССР, определяемых пятилетними планами, и задачам построения новоиспеченного общества;

5)планирование денежного обращения;

6)контрольная функция ДКС; постоянный контроль со стороны банков за текущей финансово-экономической деятельностью предприятий (соблюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль исполнения кредитных соглашений и др.);

7)государственная валютная монополия;

8) использование особых методов поддержания покупательной способности денежной единицы (рубля), обеспеченность денежной эмиссии;

9) наращивание государственного золотого резерва как стратегического ресурса; при этом независимость внутреннего денежного обращения от золотого запаса;

10) опора на внутренние источники финансирования и кредитования общенародного хозяйства (сбережения населения, внутренние займы и т.д.);

11) двухконтурная система денежного обращения.

Подробнее об этих принципах ДКС и их применении в государственном управлении СССР можно разузнать из моей книги: Катасонов В. Экономика Сталина (М.: Институт русской цивилизации, 2016).

Ещё раз повторю, что в результате денежно-кредитной реформы 1930-32 гг. деятельность Госбанка решительно утратила коммерческий характер, он стал важным инструментом планового управления народным хозяйством и индустриализации страны. Денежная эмиссия и кредитование Госбанком осуществлялась на основе директивных планов, разработка каких велась в Госплане и которые доводились до Наркомата (Министерства) финансов. А оно, в свою очередь, доводило эмиссионные и кредитные планы до Госбанка.

В предыдущей статье я строчил, что Госбанк СССР в 1925 году стал полным монополистом в деле эмиссии наличных денег. А после реформы 1930-32 гг. он также сделался монополистом в деле эмиссии безналичных денег. Теперь он единолично управлял контурами и наличного, и безналичного денежного обращения. К этому поре коммерческие банки, которые в некоторых объемах занимались эмиссией безналичных кредитных денег, уже были ликвидированы. Осталось несколько особых банков, которые занимались долгосрочным кредитованием предприятий. Их ресурсная база формировалась преимущественно за счет государственного бюджета.

Государственный банк СССР приобрел статус монополиста в районы краткосрочного кредитования, он также стал единым расчётным центром, который обслуживал и предприятия, и государственный бюджет, и специальные государственные банки. Все «горизонтальные» расчеты между предприятиями, в обход Госбанка бывальщины запрещены. В первую очередь был запрещён коммерческий кредит, который широко использовался в период НЭПа. Кредитные ресурсы, какие поступали в виде безналичных средств на счета предприятий, имели своим источником средства государственного бюджета и те временно независимые средства, которые предприятия размещали на счетах Государственного банка. Если этих двух источников не хватало, тогда Государственный банк прибегал к эмиссии добавочной массы денег.

За 1931-1935 гг. в результате эмиссии прирост безналичной денежной массы Государственного банка составил 5,2 млрд. руб., ее объем возрос в 2,25 раза. Возьмем в качестве примера 1938 год. Кредитные вложения Госбанка СССР в народное хозяйство на 1 января показанного года составили 40,7 млрд. руб. Эти вложения на 14,5 млрд. руб. (35,3%) покрывались привлеченными средствами хозяйства на счетах в банке, на 12,8 млрд. руб. (31,2%) — оружиями бюджета. А 13,6 млрд. руб. было покрыто за счет эмиссии (получается 1/3 всех кредитных вложений Госбанка). Учитывая, что Государственный банк был фактически подразделением Наркомата финансов, добавочную эмиссию денег можно рассматривать как средство покрытия дефицита государственного бюджета. Остается дискуссионным вопрос о том, была ли эта эмиссия «накрытой» или «непокрытой». Новые кредиты Госбанка выдавались под конкретные проекты, отдача от которых ожидалась в будущих периодах. Некую аналогию можно отыскать в сегодняшней схеме так называемого «проектного финансирования» (кредит под обеспечение не имущества, а проекта, который может генерировать денежные доходы в грядущем); в условиях «рыночной экономики» такая схема считается крайне рисковой. В «сталинской экономике» не раз случались сбои в сдаче проектов и возврате оружий по кредитам. Но такие сбои не приводили к дефолтам ни предприятия, ни государство. Они быстро купировались с помощью маневрирования финансовыми средствами страны («кредитора последней инстанции»). Безналичная эмиссия Государственного банка осуществлялась на основе кредитного плана страны, какой увязывался с общим народнохозяйственным планом страны и бюджетом государства.

Несколько слов о налично-денежной эмиссии Госбанка. С начала 1930-х годов Госбанк СССР начинов составление кассовых планов в увязке с балансами денежных доходов и денежных расходов населения и кассовыми планами предприятий. Планирование денежного обращения перестало ограничиваться всеобщим определением количества денег в обращении и его косвенным регулированием. Оно стало прямым и охватывало основные потоки налично-денежного оборота для того, чтобы в экономике и социально сфере не возникало «узких пунктов».

Напомню, что с момента учреждения Госбанка в 1921 году он находился под финансовым ведомством, фактически был его подразделением. Лишь в 1938 г. статус Госбанка был повышен. Он сделался самостоятельным ведомством, подчиненным непосредственно Совмину СССР, а на должность председателя правления Госбанка был назначен Н. Булганин, член ЦК ВКП (б) и по совместительству заместитель председателя Совмина СССР. Истина, в 1946 – 1954 гг. Госбанк опять был переведен в подчинение Минфина. Но, начиная с 1954 г. до конца своего существования Госбанк опять был в статусе полноправного ведомства, приравненного к министерству. Итого примерно 25 лет Госбанк находился под финансовым ведомством, примерно 45 лет – под правительством (Рекомендацией министров).

В 1940-1941 гг. в СССР готовилась очередная кредитная реформа. Правда, она не предусматривала никаких институциональных изменений, предназначалась для совершенствования и расширения масштабов кредитования общенародного хозяйства в рамках действующих банковских учреждений. Реформа не состоялась в связи с началом Великой отечественной войны. В период 1932-1988 гг. выходили лишь некоторые корректировки в части набора институтов банковского сектора СССР, их функций и полномочий. Но все они непременно были государственными. Государственный банк расширял сеть своих территориальных учреждений и расчетно-кассовых середин.

Наблюдалось усиление централизации управления ДКС в Государственном банке. Может быть, последний акт централизации произошел в 1959-60 гг., когда была прочерчена некоторая реорганизация кредитной системы страны. В апреле 1959 г. Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и здешних коммунальных банков (все указанные банки были упразднены). Госбанк взял на себя финансирование и кредитование сельского и лесного хозяйства, потребительской кооперации, а также банковское сервис населения, которое ранее осуществляли коммунальные банки.

С ликвидацией кассового хозяйства местных коммунальных банков Госбанк обратился в единый кассовый центр страны. Существовавшие до этого межбанковские расчеты были заменены внутрибанковскими (внутри Госбанка). Структура Госбанка в это пора получила логическое завершение. Дело в том, что в системе Госбанка имелись республиканские конторы во всех союзных республиках за исключением РСФСР. В 1959 г., наконец, показалась Российская республиканская контора Госбанка. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В 1962 г. Государственному банку бывальщины переданы сберегательные кассы, которые до этого находились в ведении Минфина СССР.

Из банков долгосрочных вложений остался лишь Промбанк (доля функций упраздненных банков были переданы и ему). Он был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений и стал называться Стройбанком. Обслуживал капитальное стройка во всех отраслях народного хозяйства. При этом банк был переведен из-под Минфина СССР под непосредственное кураторство правительства. Стройбанк имел немало низкий статус, чем Госбанк. Если председатель Госбанка был членом Совета министров СССР, то председатель Стройбанка не был.

Следует отметить, что не вечно можно было точно определить разграничение прав и обязанностей Госбанка и Стройбанка. Существовало некоторое дублирование, в некоторых случаях наблюдалось стремление переложить доля функций на своего напарника. Госбанк имел более разветвленную филиальную сеть, чем Стройбанк, в силу чего кредитование и финансирование кой-каких предприятий и объектов вынужден был брать на себя Госбанк. В 1980-е гг. появились мнения, что необходимо далее продолжить централизацию банковской сферы, присоединив Стройбанк к Госбанку. А в рамках целого банка («мегабанка») углубить специализацию отдельных подразделений и продолжить расширение филиальной сети. Впрочем, эти планы были позабыты, поскольку началась «перестройка».

Был ещё третий государственный банк – Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, интернациональными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. Внешторгбанк был призван обеспечивать государственную валютную монополию, начин которой положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». Формально Внешторгбанк везде именовался как «акционерный банк». Но фактически один-единственным его акционером был Госбанк СССР. Поэтому Внешторгбанк воспринимали как структурное подразделение Госбанка. Руководитель Внешторгбанка одновременно был заместителем председателя Госбанка.

Государственная монополия и централизация управления ДКС основы размываться в ходе «перестройки» под видом реорганизации банковской системы. На первом этапе (1987г.) реорганизации была создана новоиспеченная структура государственных банков. Центральное место в системе по-прежнему занимал Госбанк СССР. Предполагалось отделить эмиссионную функцию от функции кредитования хозяйства. Функции кредитования предприятий и организаций бывальщины переданы ряду специализированных банков: Промышленно-строительному банку (Промстройбанк), Агропромышленному банку (Агропромбанк), Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банку трудовых сбережений и кредитования народонаселения (Сбербанк), Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Промстройбанк был создан на базе Стройбанка, а Внешэкономбанк – на базе Внешторгбанка. Было немало противников подобного рода реорганизации, какие предупреждали, что она создаст серьезные издержки для экономики. Было немало коллизий в связи с тем, что у ряда специализированных банков не было необходимой материально-технической и кадровой базы на пунктах. Шел передел филиальной сети в первую очередь сети Госбанка и в какой-то степени — Промстройбанка. Пришлось вернуться к системе межбанковских расчетов. Остро возросли издержки денежного обращения и денежных расчетов, стал расти банковский аппарат, общие расходы на заработную плату. Госбанк сделался заниматься только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов.

В 1988-1989 гг. был зачислены законы, разрешившие создавать кооперативные и частные коммерческие банки. Правительство заявило, что в стране создается двухярусная банковская система. В 1988-1989 гг. в Советском Альянсе были зарегистрировано 150 кооперативных и коммерческих банка. Уставные капиталы этих банков были сформированы в основном за счет оружий промышленных предприятий, получивших большие «рыночные» свободы в части распоряжения своими денежными фондами. Несколько специализированных государственных банков (самый крупный из них – Промстройбанк) бывальщины акционированы и приватизированы, многие их филиалы превратились в самостоятельные коммерческие банки. На 1 января 1992 г. в стране действовало 1414 коммерческих банков, из каких 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь.

Централизация управления ДКС была решительно разрушена в 1990 г., когда в РСФСР был создан самостоятельный Государственный банк. На территории РСФСР возникло «двоевластие», которое закончилось лишь в 1992 г. После развала СССР Государственный банк СССР был упразднен, а Государственный банк РСФСР вскоре был реорганизован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Источник