«Грамота — линия к коммунизму»: как просвещали советский народ
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Грамота — линия к коммунизму»: как просвещали советский народ

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Грамота — линия к коммунизму»: как просвещали советский народ

Wikimedia Commons

19 июля 1920 года в Советской России была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Она взяла под собственный контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Приоритетной задачей большевиков стало просвещение красноармейцев. Окончившие ускоренные курсы обучения могли ориентироваться в общественно-политической существования на уровне усвоенных лозунгов.

«Грамота — линия к коммунизму»: как просвещали советский народ

      В конце 1919 года, когда белые армии после провала наступления на Москву отходили в полуденном направлении, советское правительство (Совнарком) приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Документ предусматривал активизацию войны с неграмотностью населения по всей стране: отныне жители Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, бывальщины обязаны учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

      Как отмечала один из главных идеологов программы ликбеза Чаяние Крупская, «массы темны и безграмотны не потому, что им нравится быть темными и безграмотными, а потому, что до сих пор нужны были особо подходящие условия, чтобы рабочий или крестьянин, а тем более работница или крестьянка, будучи уже взрослыми, могли обучиться грамоте».

      «Нет никого, кто бы обучил, разъяснил, растолковал», — поясняла она.

      Согласно декрету за подписью председателя Совнаркома Владимира Ленина, каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был открыть пункт по ликвидации неграмотности — ликпункт. Обучение продолжалось три-четыре месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать заводские помещения, частные дома и храмы. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа. В первую очередь обучению подлежали красноармейцы, коммунисты, комсомольцы, женщины и активисты. Наркомату просвещения и его здешним органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

      Окончивший ликпункт уже умел декламировать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать цельные и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в нынешней общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов.

      «Грамота — путь к коммунизму», — гласил лозунг на одном из агитплакатов 1920 года.

      Для немало красноармейцев первым самостоятельно прочитанным текстом стали призывы наподобие: «Врангель еще жив», «Врангель идет на нас», «Кончина Врангелю!».

      Вероятно, в первые полгода действия ленинский декрет не принес ожидаемых результатов. Текущая обстановка, успехи Алой армии в Гражданской войне позволяли сделать следующие шаги. 19 июля 1920 года Совнарком создал Всероссийскую чрезмерную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), подчиненную Наркомпросу, а также ее отделы на местах (грамчека). Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку преподавателей, издание учебной литературы. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.

      Поддержка в создании учебников оказывали писатели Максим Горький и Лидия Сейфуллина, поэты Владимир Маяковский и Демьян Бедный, ученые Николай Марр и Владимир Бехтерев. В 1920–1924 годах бывальщины напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» Вадима Смушкова и «Азбука для рабочих» Евгения Голанта.

      В августе 1920 года в РСФСР прошла перепись населения. Она охватила 72% жителей: на кой-каких окраинных территориях еще велись боевые действия, а Крым и Северную Таврию контролировали силы генерала Петра Врангеля.

      Перепись выявила 54 млн безграмотных, что составило 60% народонаселения от охваченных статистическим исследованием.

      Проблема ликбеза являлась одной из приоритетных задач ленинской внутренней политики. Требовалось гарантировать доступное обучение дошкольников, детей и подростков, наладить профессионально-техническое образование рабочих и крестьян. После двух войн в РСФСР насчитывалось возле 4,5 млн беспризорников, потерявших родственников и место жительства. Все они также не могли похвастать умением читать и писать.

      Всеобщая неграмотность сделалась препятствием не только для модернизации жизни и массовой индустриализации, но и для насаждения государственной идеологии, призванной легитимизировать и укрепить власть большевиков. В этом заключается принципиальное различие между советской образовательной политикой преодоления неграмотности и аналогичными европейскими программами, которые были немало долгосрочными, менее масштабными и не привлекали такое количество ресурсов и напряжение сил, отмечается в статье Ярославны Петровой «Ликбез как социальный проект».

      В ноябре 1920 года в 41 губернии Советской России трудилось примерно 12 тыс. школ грамоты. Их деятельность, впрочем, не была налажена в должной мере: не хватало как учебной литературы, так и методик и самих ликвидаторов. От них требовалось не лишь обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы, пропагандировать элементарные правила собственной гигиены и правила социального поведения.

      Второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян стали школы для малограмотных. Мишени обучения здесь были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории. Кроме того, в деревне намечалось обучение азам агро- и зоотехники, а в городе — политехническим наукам. Ликвидация безграмотности нередко встречала сопротивление со сторонки населения — прежде всего, сельского. К примеру, жители Крайнего севера полагали, что обучать стоит домашнюю скотину, в то пора как человек сам сможет получить необходимые знания, приобретая жизненный опыт.

      Что касается Красной армии, то просветительное отделение было поделено на школьно-библиотечную и клубную секции.

      Для каждого из подразделений определялся свой объем работы и свои направления действий. По сути, культурно-просветительные комиссии ротного, полкового, батальонного степени являлись во время Гражданской войны исполнительными органами по осуществлению культурно-просветительной работы. С окончанием активной фазы боевых поступков войны эта схема продолжала действовать и в армиях казарменного базирования.

      Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий в одном из своих приказов по РККА и флоту помечал, что «борьба с неграмотностью лишь первый шаг в великой борьбе с нищетой, грязью, грубостью и всем прочим наследием рабства». Он также выливал опасение, что по возвращении красноармейцев в безграмотную деревню для них существует опасность «разучиться».

      «А нам необходимо достигнуть того, чтобы каждый красноармеец, вернувшись в свою деревню, сделался активным борцом с безграмотностью, — писал нарком по военным и морским делам. — Для достижения этой цели, помимо верной, организованной, плановой работы всего военного аппарата, необходимо еще постоянное воздействие более грамотных, более сознательных, немало культурных красноармейцев на отсталых. Нужно, чтобы неграмотность и полуграмотность почитались в Красной армии позором, от которого каждый влёкся бы избавиться как можно скорее».

      Ликбез продвигался в умеренном темпе. По переписи 1926 года грамотность населения составила 51,1%, а сквозь 13 лет приближалась к 90%.

      Источник

      >