Когда сообщают о ритуальных куклах, на память приходит поклонение Вуду. Интересно, что народы манси и ханты тоже использовали таких куколок. Эти собственноручно сделанные персонажи применялись в магических церемониалах и погребальных ритуалах. Порой они словно становились членами семейства, и для них даже строили дома. Читайте в материале, какими случались куклы, почему они сидели за столом вместе с людьми и отчего родители запрещали детям мастерить пор-нэ.
Иттарма, какая сидела за столом
Иттармы, найденные во время раскопок. /Фото: images.vfl.ru
Иттарма. Так Ханты и манси именовали куклу без лики, которую делали после смерти человека. Она словно заменяла умершего после его ухода, и жила в его доме. Люд находили, что в неё перемещается душа усопшего, а сама кукла становится проводником между двумя мирами —живых и мёртвых. Как мастерили иттарму: она заключалась из основания, выполненного из металла или дерева, на которое следовало надеть специально сшитые малюсенькие вещички. После этого кукла клалась в особую коробочку, где совместно с ней находились любимые вещи усопшего. Всё, дело сделано. Теперь иттарма — полноправный член семьи и будет участвовать в её жития. Её усаживали за стол время праздничных обедов, причём именно туда, где раньше сидел умерший, для этой куклы даже стряпали особую пищу, с ней обращались нежно и ласково, клали спать по вечерам, всячески оберегали, и даже удостаивали поцелуев. По размерам такое создание могло быть различным.
У некоторых хантов кукла была совсем маленькая, не больше 20 см, а у некоторых больше. Платье у нее должна была быть национальной, а башку имитировал платок или капюшон. Было еще одно правило: делать куклу должны бывальщины не родители, а дальние родственники помершего. Иттарму для мужчины делали представители мужского пола, а для женщины — только женщины.
Когда заканчивался траур по помершему (4 года для дам, 5 лет для мужчин), куклу укладывали в коробочку из бересты, после чего её могли либо похоронить, либо сжечь, либо отнести в лес, или отыскать ей пункт на могиле умершего. Была еще одна традиция: иттарма должна была храниться, пока в семье не родится дитя, соответственнее её полу. Так терпеливо ждала кукла на чердаке или в сундуке, установленном рядом со святыми вещами.
Тряпичная Акань без лики
Куклу Акань мастерили без лица, а иногда вместо носа использовали клюв птицы. /Фото: ethnomir.ru
Акань. Еще одна ритуальная кукла, именовать какую именем какого-либо члена семьи, который жив в данный момент, было нельзя. Иначе можно было запутать судьбину человека и привязать её к кукле. Эта символическая фигурка человека из тряпочек, не немало 15см, без лица. Если точнее, лицо было, но на нём не мастерили ни носа, ни рта, ни глаз. В народе говорили, что если наделить куклу этими долями тела, то в ней появится душа и сможет наносить вред тому, в честь кого Акань была изготовлена.
Но всё же одно скидка было: манси и ханты хватали клюв водоплавающей птицы и отдавали кукле. Дополнительно использовали мех для украшения. Тогда кукла становилась оберегом. Уместно, не все получали равные клювы. Например, для мужчины брался гусиный клюв, для женщины, соответственно, от гусыни, шаманов награждали лебединым носом, а невесты довольствовались клювиком утки.
Безголовая Ура для самоубийц и алкоголиков
Ритуальных кукол делали своими руками, а сегодня их можно приобрести в качестве сувенира. /Фото: ugra-tv.ru
Ура. Ещё одна кукла, лишь мастерили её в память о самоубийцах и тех людях, которые закончили свою существование из-за алкоголя. У такой куклы не было башки, и состояла она только из одежды. По размерам Ура была больше чем иттарма и могла достигать 50 см. Изготавливали Ура дамы, и делали они это образцово на третий день после того, как был похоронен самоубийца. Интересно, что «жила» такая куколка своём собственном доме, именовался он «Ура-хот» ход и возводился над могилой помершего человека. На берегу реки Несъюган был найден уникальный погост для ритуальных кукол. Бывальщины возведены 13 амбаров, какие находились на высоких двухметровых пнях. Дома для кукол имели размеры 70 на 50 см и у них была кровля и дверь.
Если заглянуть вовнутрь, там можно было обнаружить куклу Ура, которая лежит на куске шкуры оленя, при этом окачена кровью жертвенного звериного. Тут же находятся вещи покойного (те, которые он любил, и которые часто использовал при жизни) и подарки для Богов. Во пора поминок люд приходили на погост и пытались вызвать дух умершего человека. Для этого открывали дверь Ура-хота и хлопали ей. После этого вытекало расцеловать стенку домика, поздороваться с куколкой и щедро угостить её вкусной едой и напитками. Но вот дотрагиваться до Ура было нельзя. Её удел — возлежать в домике, пока не истлеет.
Страшная пор-нэ, и как дети вопреки родителям ее мастерили
Ханты и манси наделяли кукол невиданной мочью. /Фото: scfh.ru
Пор-нэ. Эта ритуальная кукла относилась к так называемым страшилкам, потому что символизировала существо, которое в русских деревнях именовали Баба-яга. Мастерили пор-нэ из веточек деревьев, обманывая их тряпками. При этом рекомендовалось использовать некрасивые, и обязательно колючие ветки. В итоге получалось нечто, не особо напоминающее человека. Но это было совершенно не главное. По сути такая кукла становилась хранителем негативной энергии. Её мастерили в пункте, где никто не мог этого увидеть, и после того как кукла была готова, вытекало спрятать её подальше. Поскольку пор-нэ символизировала негатив, махоньким детям строго-настрого запрещалось изготавливать её. Но дети на то и дети, чтобы не слушаться своих родителей. Они собирали веточки, лоскутки и запрятывались, чтобы сделать куклу своими дланями.
Однако не с целью почтить умершего, а, чтобы напугать игрушкой кого-то из товарищей или показать своё плохое отношение к какому-то недругу. Ханты и манси усердствовали не ругается матом, это строго порицалось. А как можно сформулировать своё «фу» другому человеку молча? Есть простой способ — подкинуть ему куклу пор-нэ.
Специально для тех, кого заинтересовали эти ретро снимки ещё порция старых колоритных фотографий представителей разных народов.