Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи

Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи

Когда сообщают о ритуальных куклах, на память приходит культ Вуду. Интересно, что народы манси и ханты тоже использовали таких куколок. Эти собственноручно сделанные персонажи применялись в магических церемониалах и погребальных ритуалах. Порой они словно становились членами семьи, и для них даже строили дома. Читайте в материале, какими случались куклы, почему они сидели за столом вместе с людьми и почему родители запрещали детям мастерить пор-нэ.

Иттарма, какая сидела за столом

Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи
Иттармы, найденные во время раскопок. /Фото: images.vfl.ru

Иттарма. Так Ханты и манси называли куклу без лики, которую делали после смерти человека. Она словно заменяла умершего после его ухода, и жила в его доме. Люди находили, что в неё перемещается душа усопшего, а сама кукла становится проводником между двумя мирами —живых и мёртвых. Как делали иттарму: она заключалась из основания, выполненного из металла или дерева, на которое следовало надеть специально сшитые малюсенькие вещички. После этого кукла клалась в особую коробочку, где вместе с ней находились любимые вещи усопшего. Всё, дело сделано. Теперь иттарма — полноправный член семьи и будет участвовать в её жития. Её сажали за стол время праздничных обедов, причём именно туда, где раньше сидел умерший, для этой куклы даже стряпали специальную пищу, с ней обращались нежно и ласково, клали спать по вечерам, всячески оберегали, и даже удостаивали поцелуев. По размерам такое создание могло быть разным.

У некоторых хантов кукла была совсем маленькая, не больше 20 см, а у некоторых больше. Платье у нее должна была быть национальной, а голову имитировал платок или капюшон. Было еще одно правило: делать куклу должны бывальщины не родители, а дальние родственники умершего. Иттарму для мужчины делали представители мужского пола, а для женщины — только женщины.

Когда заканчивался траур по помершему (4 года для женщин, 5 лет для мужчин), куклу укладывали в коробочку из бересты, после чего её могли либо похоронить, либо сжечь, либо отнести в лес, или отыскать ей место на могиле умершего. Была еще одна традиция: иттарма должна была храниться, пока в семье не родится дитя, соответствующей её полу. Так терпеливо ждала кукла на чердаке или в сундуке, установленном рядом со святыми вещами.

Тряпичная Акань без лики

Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи
Куклу Акань делали без лица, а иногда вместо носа использовали клюв птицы. /Фото: ethnomir.ru

Акань. Еще одна ритуальная кукла, именовать которую именем какого-либо члена семьи, который жив в данный момент, было нельзя. Иначе можно было запутать судьбину человека и привязать её к кукле. Эта символическая фигурка человека из тряпочек, не более 15см, без лица. Если точнее, лицо было, но на нём не мастерили ни носа, ни рта, ни глаз. В народе говорили, что если наделить куклу этими частями тела, то в ней появится душа и сможет наносить вред тому, в честь кого Акань была изготовлена.

Но всё же одно скидка было: манси и ханты брали клюв водоплавающей птицы и отдавали кукле. Дополнительно использовали мех для украшения. Тогда кукла становилась оберегом. Уместно, не все получали одинаковые клювы. Например, для мужчины брался гусиный клюв, для женщины, соответственно, от гусыни, шаманов награждали лебединым носом, а невесты довольствовались клювиком утки.

Безголовая Ура для самоубийц и пьяниц

Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи
Ритуальных кукол делали своими руками, а сегодня их можно приобрести в качестве сувенира. /Фото: ugra-tv.ru

Ура. Ещё одна кукла, только мастерили её в память о самоубийцах и тех людях, которые закончили свою существование из-за алкоголя. У такой куклы не было головы, и состояла она только из одежды. По размерам Ура была больше чем иттарма и могла достигать 50 см. Изготавливали Ура дамы, и делали они это примерно на третий день после того, как был похоронен самоубийца. Интересно, что «жила» такая куколка своём собственном доме, именовался он «Ура-хот» ход и возводился над могилой умершего человека. На берегу реки Несъюган был найден уникальный погост для ритуальных кукол. Бывальщины возведены 13 амбаров, которые находились на высоких двухметровых пнях. Дома для кукол имели размеры 70 на 50 см и у них была кровля и дверь.

Если заглянуть внутрь, там можно было обнаружить куклу Ура, которая лежит на куске шкуры оленя, при этом окачена кровью жертвенного животного. Тут же находятся вещи покойного (те, которые он любил, и которые часто использовал при жизни) и подарки для Богов. Во пора поминок люди приходили на погост и пытались вызвать дух умершего человека. Для этого открывали дверь Ура-хота и хлопали ей. После этого вытекало поцеловать стенку домика, поздороваться с куколкой и щедро угостить её вкусной едой и напитками. Но вот дотрагиваться до Ура было нельзя. Её удел — лежать в домике, пока не истлеет.

Страшная пор-нэ, и как дети вопреки родителям ее мастерили

Ханты-Мансийский ритуал «а-ля» Вуду: Для чего кукол мастерили полноправными членами семьи
Ханты и манси наделяли кукол невиданной силою. /Фото: scfh.ru

Пор-нэ. Эта ритуальная кукла относилась к так называемым страшилкам, потому что символизировала существо, которое в русских деревнях именовали Баба-яга. Делали пор-нэ из веточек деревьев, обманывая их тряпками. При этом рекомендовалось использовать некрасивые, и обязательно колючие ветки. В итоге получалось нечто, не особо напоминающее человека. Но это было совсем не главное. По сути такая кукла становилась хранителем негативной энергии. Её мастерили в пункте, где никто не мог этого увидеть, и после того как кукла была готова, следовало спрятать её подальше. Поскольку пор-нэ символизировала негатив, махоньким детям строго-настрого запрещалось изготавливать её. Но дети на то и дети, чтобы не слушаться своих родителей. Они собирали веточки, лоскутки и запрятывались, чтобы сделать куклу своими руками.

Однако не с целью почтить умершего, а, чтобы напугать игрушкой кого-то из товарищей или показать своё плохое отношение к какому-то недругу. Ханты и манси старались не ругается матом, это строго порицалось. А как можно сформулировать своё «фу» другому человеку молча? Есть простой способ — подбросить ему куклу пор-нэ.

Специально для тех, кого заинтересовали эти ретро снимки ещё порция старых колоритных фотографий представителей разных народов.