И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Вина не установлена

Близится очередная годовщина трагичной и загадочной гибели линкора «Новороссийск», бывшего ранее итальянским «Giulio Cesare» («Юлий Цезарь»).

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

Ночью 29 октября 1955 года в Нордовой бухте Севастополя прямо на месте стоянки (бочка №3) после сильного взрыва затонул флагман черноморской эскадры советского ВМФ, линкор “Новороссийск”, погибло немало 600 моряков.

Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая немецкая донная мина, но есть и иные версии, более или менее правдоподобные. Данная статья — ещё одна попытка разобраться с этой страшной тайной, а также отдать дань памяти нашим морякам.

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

На натуральный момент истинная причина гибели линкора так и не раскрыта, несмотря на множество публикаций и обсуждения трагедии в различных телепрограммах. Так, телеканалу «Звезда» в программе «Улика из прошлого» поставить финальную точку тоже не удалось. Тем не менее, моделирование нескольких взрывов в лабораторных условиях и на компьютере позволило заключить, что взрыв донной мины, на какую сделан главный акцент в официальной версии, не может быть объяснением гибели линкора.

Все подрывы кораблей (наших и союзников) на немецких донных минах не имели случая сквозного пробоя корпуса, как на «Новороссийске». Уже после брани, 17 октября 1945 года, на немецкой донной мине в Финском заливе подорвался крейсер «Киров». Близки глубины и мощность взрывчатого вещества, взрыв произошел тоже в зоне носовых башен, но характер повреждений был совершенно иным, крейсер получил общую контузию корпуса корабля, на днище пунктами разошлись сварные швы, вышли из строя различные механизмы. «Новороссийск» же получил сквозную пробоину при сохранении работоспособности механизмов вне пояса поражения.

Это принципиальные различия, опровергающие подрыв на донной мине линкора «Новороссийск».

Нелишним будет ещё раз подчеркнуть, что к 1955 году все аккумуляторные батареи уцелевших немецких донных мин бывальщины полностью разряжены (небоеспособны). Случаев других подрывов не происходило, хотя мины ещё находили и до, и после трагедии.

Так что же, если не донная мина? Вообще не взрыв на дне? В различных версиях этой трагедии присутствует даже вмешательство инопланетян, принципиально новоиспеченное здесь трудно добавить, но есть здравый смысл и очевидные факты, которые нужно связать, и, опираясь на них, искать один-единственно верное объяснение гибели линейного корабля.

При взрыве линкора «Новороссийск» мы видим, что практически вся энергия взрыва устремилась наверх, на дне остались незначительные заглубления (до 1,5 метра), зато корпус корабля пробит насквозь, от днища, через стальные листы, до верхней палубы, с выбросом пламени взрыва в небосвод.

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

Не мог заряд или два заряда (по двум обнаруженным на грунте под кораблём воронкам) причинить такие катастрофические разрушения линкору и оставить столь небольшие следы на дне. Размеры воронки при обычном взрыве донной мины на грунте и повреждения корабля — это взаимосвязанные между собой явления, и они должны быть или равно огромны или одинаково незначительны. В нашем случае этого нет.

Версия взрыва боекомплекта 320-мм орудий, как и складов бензина, была опровергнута изначально. Артиллерийские снаряды и пороховые заряды к ним остались цельными, это подтверждали очевидцы и дальнейшее обследование. Склады же бензина пустовали давно и не представляли угрозы для взрыва, тем более такой мочи. Тогда что это, если не несчастный случай, не потревоженная и «разбуженная» старая мина, не пожар и взрыв в артиллерийских погребах?

Известно, что вариант с диверсией категорически не устраивал наш КГБ, так как при этом получалось, что спецслужба проглядела агентов иностранной державы, позволив им проникнуть на главную базу Черноморского флота. Более того, при этом в целом мучался имидж всего Советского Союза, а не только КГБ или руководства флота, в лице его главкома, Николая Герасимовича Кузнецова.

В этой связи охота сразу же подвести черту под все разговоры в версии о причастности самих советских спецслужб к диверсии для дискредитации Кузнецова. Это представляется целым абсурдом, на уровне злопыхателей о «кровавой гэбне».

Вообще, для дискредитации или даже физического устранения кого-либо неугодного генсеку тому же КГБ достало бы более простых и надёжных способов. Ничто и не помешало Никите Сергеевичу сместить приоритеты военного развития не только в ущерб флоту, но и авиации. Так, ничто ему не помешало перевести Крым из состава РСФСР в УССР или навязать к посеву кукурузу. Вряд ли Хрущёву для смещения Кузнецова был необходим особый повод, тем более такой, при котором свои же спецслужбы фактически должны были уничтожить флагманский линкор, весьма нужный в той непростой международной обстановке, погубить множество своих моряков.

Да, потеря корабля и большие жертвы среди собственного состава для Кузнецова бесспорно усложнили ситуацию, но это уже было следствием от трагедии, а не её причиной.

Был наказан не только адмирал Кузнецов, какого отправили в отставку, но наказали и адмиралов Калачева, Пархоменко, Галицкого, Никольского и Кулакова, их понизили в должностях и званиях.

Возможно, что официальная версия позволяла «сохранить лик» нашим спецслужбам, давала лишний повод Хрущёву против Кузнецова и в целом флота, но она не объясняет истинную причину взрыва. Сама же трагедия случилась не от «недопустимой и криминальной халатности», а, как нужно констатировать, от хладнокровной и жестокой диверсии.

Кто и как взорвал линкор «Новороссийск»?

Говоря о диверсии, в первую очередь вспоминают «черноволосого принца», Валерио Боргезе, бывшего командира итальянских боевых пловцов 10-й флотилии МАС, с его запоздалыми признаниями, в фанатичном желании отплатить большевикам за то, что над итальянским линкором подняли советский флаг.

Надо полагать, что правды в этом столько же, как и в обвинениях о причастности советских спецслужб к подрыву своего же военного корабля.

Во-первых, до самого начала войны Советский Союз сотрудничал с Италией. Практически все новые советские эсминцы и крейсеры так или по-иному сделаны под влиянием итальянских проектов, итальянская школа кораблестроения ещё долго после будет прослеживаться в архитектуре советских военных кораблей.

Знаменитый лидер «Ташкент» был заказан и куплен у Италии незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР. Активных военных действий между Италией и Советским Союзом фактически не было в годы войны, и если кого Боргезе и было ненавидеть, так тех же британцев, как бывших врагов в морских сражениях на Средиземном море, или даже немцев, которые в 1943 году утопили управляемыми авиабомбами линкор «Roma», шагавший сдаваться на Мальту.

Кроме того, бывшие итальянские диверсанты находились под пристальным вниманием как наших, так и иностранных спецслужб, вряд ли подготовка к «вьюжить» могла остаться незамеченной.

Кстати, сам Боргезе в ходе Второй мировой войны был участником известного подрыва двух британских линкоров в Александрии. Это увлекательно в качестве сравнения к взрыву на линкоре «Новороссийск».

Валерио Боргезе возглавил 19 декабря 1941 года диверсионные поступки штурмового подразделения итальянского ВМС (10 флотилия МАС) на британские линкоры в александрийском порту.

Итальянские диверсанты, используя человеко-торпеды, пробрались в охраняемый порт и заминировали два британских линкора, «Куин Элизабет» («Королева Елизавета») и «Вэлиант» («Доблестный»). Перевезённую взрывчатку укрепляли под килем и сбрасывали на грунт под днище.

В результате диверсии «Вэлиант» вышел из строя на полгода, а «Куин Элизабет» — на 9 месяцев. На «Вэлианте» жертв удалось избежать, а на линкоре «Куин Элизабет» погибло 8 моряков.

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

Всех участников прямого минирования кораблей англичане поймали практически сразу, итальянские диверсанты превратились в военнопленных.

Это реальные факты военного поре, при этом следует отметить, что при креплении магнитных мин, установке взрывчатки выбираются максимально уязвимые места, как то: артиллерийские погреба, центральная доля корпуса, но не носовая оконечность.

В случае с линкором «Новороссийск» мощной заряд оказался именно в носовой оконечности, не по центру корабля, не под пороховыми погребами, даже не под рулями и винтами. Объяснение этому факту тяжело найти, это не рационально при подводной диверсии, так как нужен максимальный урон при минимальных рисках, а не максимальные проблемы, с затратой сил и времени для получения необходимой мощности взрыва.

Надо учитывать детали, которые многие оставляют за кадром, плодя самые трудоёмкие и фантастические версии в трагедии «Новороссийска», рассматривая самые невообразимые схемы того, как внешний взрыв мог причинить такие чудовищные разрушения кораблю.

Здесь и кусок от затопленной баржи как экран для устремлённого взрыва, и связка мин, что немцы додумались оставить с войны, заботливо проложив по дну кабель для дистанционного подрыва с тайного места на сберегаю. Особо впечатляет буксировка тонн взрывчатки с внешнего рейда с молодецким налётом мини-субмарин диверсантов. Всё это долго и слишком хлопотно, а основное, всё это не объясняет силу и характер произошедшего взрыва на линкоре.

Версия, где итальянские «старики-разбойники» якобы ударились в личную вендетту против флота СССР, также не выдерживает критики. Скорее это «откровения» для отвода глаз от истинных заказчиков и исполнителей. Ко всему прочему никто, даже все итальянские ВМС, на тот этап не потянули бы такую операцию против СССР, тем более без санкции НАТО, без разрешения США. Только одна страна на тот период могла это сделать без санкции НАТО и США — Великобритания, бывший союзник СССР по антигитлеровской коалиции.

Сейчас важный исторический момент, о котором необходимо сказать. В годы Второй мировой войны Мальта была базой британского военно-морского флота, являясь штаб-квартирой на средиземноморском арене военных действий. Именно на Мальту пришли сдаваться оставшиеся итальянские корабли осенью 1943 года, среди каких был и «Giulio Cesare». На Мальте линкор простоял у англичан до 1948 года, после чего он был передан в счёт репараций Советскому Альянсу.

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

Разбираясь в причинах трагедии 1955 года, нельзя забывать историю: передача линкора СССР проходила в резко заострившейся международной обстановке, к 1948 году бывшие союзники становились врагами, вполне реально возникла перспектива новой брани. В самом деле, уже прозвучала антисоветская речь Уинстона Черчилля в Фултоне, а США имели планы атомных бомбардировок советских городов. Весьма сомнительно, что Советскому Союзу желали добра и при вынужденной передаче по репарации сильной боевой единицы флота.

Советское руководство рассчитывало получить одинешенек из новых итальянских линкоров, «Littorio» или «Vittorio Veneto», но бывшие союзники, сославшись на то, что Советский Союз не принимал активного участия в брани на Средиземном море, согласились передать лишь более старый «Giulio Cesare». Иными словами, будущий «Новороссийск» был избран для передачи СССР изначально.

Это важно, так как у корабля была уникальная особенность с носовой оконечностью, в процессе предвоенной модернизации, к тому же было пора детально изучить корабль и использовать это против усиления советского флота.

Непосредственно перед передачей Советскому Союзу линейного корабля был прочерчен его частичный ремонт, как отмечалась, главным образом электромеханической части. Линкор, единственный из всех передаваемых итальянских кораблей, передавался с целым боекомплектом.

Известно, что передача и сам переход в СССР проходил в крайне нервной обстановке, слухи о минировании и возможной диверсии тревожили тяни экипаж.

Искали ли возможную взрывчатку после? Да, искали, кроме того, корабль с 1949 по 1955 годы восемь раз проходил различные ремонты и модернизацию. Взрывное конструкция не было обнаружено. Тому может быть несколько причин, одна из них — недостаточно полная документация чертежей корабля вплоть до преднамеренного искажения схем отсеков, трудности перевода с итальянского. Нужно отметить и необходимый для такого уровня диверсии профессионализм в самой скрытности минирования, рослой степени маскировки места закладки заряда.

Для гарантированного исключения подобной закладки требовался не просто выборочный осмотр, а целый демонтаж накладной части носовой оконечности, чего не было сделано.

Никакой внешний подрыв не имел бы такого нрава повреждений, какой был на «Новороссийске», не нанёс бы такого урона. Можно утверждать, что взрыв, погубивший линкор «Новороссийск», был внутренним. Лишь особенности внутреннего минирования могли дать такой мощный направленный взрыв.

И ты, Брут? Крах советского "Цезаря"

На внутренний взрыв указывают и показания свидетелей, ратифицировавших, что на корабле после взрыва ощущался сильный запах взрывчатки, что возможно только при взрыве в воздушной среде, то есть внутри корпуса линкора. Даже не суть значительно, как был активирован внутренний заряд, при уже заложенной взрывчатке, заранее продуманных способах диверсию мог осуществить даже один аквалангист, при минимальных затратах и рисках получая максимальный эффект.
Собственно мощный взрыв в корпусе «Новороссийска» выжег весь воздух в смежном пространстве, образовав вакуум. Вакуум создал разницу давлений, при каком хлынувшие потоки воды загнули зазубрины пробоины внутрь. Кроме того, потоки воды вовлекли и донный ил.

Самое вероятное пункт закладки — это и есть сочленение старого дредноутного носа с новой носовой оконечностью, что была добавлена ещё при предвоенной модернизации линкора в Италии. Причём закладка была в максимально вероятной близости к артиллерийским погребам носовых башен.

Естественно, тайное минирование производилось тогда, когда линкор был определён для передачи Советскому Альянсу. Бывшие союзники здесь ничем не рисковали, всегда можно было всё свалить на итальянских фашистов. Предполагаемый взрыв при переходе не состоялся по линии причин, в том числе и благодаря принятым мерам предосторожности с советской стороны, но опасный «подарок» остался с кораблём «до востребования».

Отчего про «подарок» в носовой оконечности вспомнили только в октябре 1955 года?

Суэцкий канал, Египет, усиление Советского Альянса в этом регионе, очень важном для Великобритании, непосредственная подготовка нашей эскадры во главе с «Новороссийском» для выхода в Средиземное море в крайне усиленный политический момент. Наконец, прошло достаточно много времени с момента передачи корабля, что также затруднило бы любые обвинения, убавило политические риски для заказчиков этого военного преступления.

Официальная же версия при Хрущёве — это почти «он утонул»… Все материалы комиссии по расследованию трагедии бывальщины засекречены, большая часть материалов вообще уничтожена. Никита Сергеевич замял трудно доказуемый и неудобный инцидент, переместил стрелки на халатность адмирала Кузнецова, и не прошло и полгода, как прибыл к британским «партнёрам» с визитом на Туманный Альбион, налаживать миролюбивое сосуществование с Западом.

Кстати, джентльмены и там отличились в апреле 1956 года с крейсером «Орджоникидзе», но это уже другая история, известная как «дело Кребба». Тут можно лишь добавить, что опасаясь международного скандала, это дело также замяли, главным образом уже благодаря британскому премьеру Энтони Идену.

Вот так. «И ты, Брут?» — мог бы произнести советский стальной «Цезарь» холодной ночью 29 октября 1955 года как бывшим союзникам по антигитлеровской коалиции, так и Хрущёву, отыскавшему в дальнейшем повод для резки корабля и погрома кораблестроительной программы СССР.

Гибель линкора «Новороссийск» — не просто диверсия. После эпохи Сталина это пришло лакмусом, водоразделом как в хрущёвском торможении развития мощного океанского флота, так и в пагубном для социализма заигрывании со смертельным врагом в чаянию на «мирное сосуществование» с антагонистом, антиподом, готовым на любые преступления.

Источник

>