"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Школьный быт в годы Великой Отечественной войныУже в первые месяцы ругани на территории, не занятой врагом, разместилось большое количество эвакуированного населения. Соответственно, в городах, не затронутых боевыми действиями, с одной сторонки, в полтора-два раза возросло число учащихся, а с другой стороны, сократилось число зданий для школьных занятий, ведь где-то надо было размещать лазареты, эвакуированные предприятия, конторы… Возникли природные сложности для обеспечения учебного процесса.

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Дети идут в школу по сломанным улицам Сталинграда. Фото: РИА Новости

"На делах сидели в шапках…"

В городе Шадринске Челябинской районы, принявшем несколько эвакуированных предприятий, в 1941 г. в школе № 4 дела проходили в четыре (!) смены. Вспомним также морозы зимы 1941 г. – столь мощные, что немцы возложили на них чуть ли не основную ответственность за провал наступления на Москву. За Уралом было, как минимум, не теплее.

Вспоминает преподаватель школы N 4 г. Шадринска Маргарита Николаевна Пырьева:

"Мороз стоял подобный, что воробьи, голодные и худые, как мы, частенько умирали на лету. Школа не отапливалась, недоставало стекла, и окна бывальщины забиты фанерой или картоном. Потому занятия проводились на дому. В один из дней к нам домой пришел целый класс, устроились, и завязались уроки. Дома стояла железная печка на четырех ножках, с трубой, сходящей в окно. Печка не требовала много дров, скоро нагревалась и быстро остывала. Но когда она топилась, нам было тепло. Мы сидели кругом этой печки, читали, писали, находили"1.

А вот что вспоминает бывший ученик шадринской школы № 9:

"Школа была передана под военный лазарет, и одно пора занятия проводились на дому. Наш класс был разделен на три группы, одна из них занималась в доме моей бабушки… Раз было весьма холодно, и на русскую печку залезло столько ребят, что она повалилась. Учительница русского языка перепугалась, но мой дед Николай Иванович ее унял: "Как окончите задание, мы с внуком ее починим, глина у нас есть"2.

Об учебе в Шадринском автомеханическом техникуме в 1942-1943 гг. вспоминал ведущий научный сотрудник Института морского транспорта В.П. Пузырев: "Печи топили влажным торфом. Мы на делах сидели в верхней одежде и шапках с надетыми на руки перчатками или рукавицами… Часто гас электрический свет, керосиновых ламп не хватало. Приводилось пользоваться и свечами, и лучиной"3. Подчеркнем, что речь идет не о заброшенном населенном пункте, а о городе, куда был эвакуирован (и превращен в отдельное предприятие) одинешенек из цехов Московского автомобильного завода имени Сталина.

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

В бомбоубежище. Ленинград.

"Карандаш на вес золота"

Непросто обстояло дело со школьными принадлежностями.

Преподаватель школы № 4 Шадринска М.Н. Пырьева вспоминала:

"Чтобы получить чернила, превращали в крошку химические стержни, а затем распускали в теплой воде. Чернильницы из травяного стекла носили в специально сшитых мешочках, привязанных к сумке. Сшивали тетради из топорной оберточной, пергаментной или папиросной бумаги, мастерили блокнотики, расчерчивали их карандашом; карандаш тоже был на вес золота"4. А вот подтверждение ученицы той поры Т.М. Галюковой: "Так как тетрадей не хватало, то строчили на книгах между строчками – карандашом или чернилами, приготовленными из копоти"5. Рассказывает В.С. Шуплецова: "Я писала в тетрадях, сшитых мамой из обоев, на белоснежной бумаге чертили линейки".

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Школьники посещают в лазарете раненых бойцов Красной армии. Точная дата съемки не введена. Москва. 1943 г. Фото: ТАСС

200 граммов крови – 400 граммов хлеба

Значительнейшим аспектом жизни учащихся военных лет был проблема питания. О питании в Шадринском автомеханическом техникуме пишет В.П. Пузырев:

"На первое зимой – капустный суп… Летом кормили крапивным супом. На второе зимой 1943 года подавали кровяные котлеты с пюре из подмороженной картошки. При входе в столовую любой… получал у контролера луженую железную ложку… При выходе ложку сдавали назад"6.

Вспоминает С.Г. Прокопьев: "В столовой – суп из крапивы, деликатесом почитался омлет из американского яичного порошка".7

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Ученики Вахрушевской посредственнее школы Тихвинского района за сбором урожая моркови на полях колхоза "Просвещение". Ленинградская район. 1942 г. Фото: ТАСС

Н.А. Самылова, обучавшаяся в Шадринской школе медсестер:

"Чувство голода было всегда. На заданье сидишь и пощипываешь хлеб – ежедневный паек (400 граммов). Стипендию получали 160 рублей, а булка хлеба 200 рублей стоила… Кровь сдавали 200 граммов, за нее получали 400 граммов хлеба. В общежитии варили кисель, так как из дома привозили крахмал. В кисель клали ложку сала, чтобы сытее было"8.

В числе насущных проблем военной поры был педикулез. Так, в декабре 1943 г. приказом Шадринского городского отдела общенародного образования классным главам и пионервожатым была вменена обязанность "каждую субботу сопровождать детей в баню и санпропускник"9. А вот речистые строки отчета о труду школ города Шадринска Курганской области за 1944-1945 учебный год:

"Осмотр на завшивленность преподавателя проводили 1-2 раза в неделю… Вначале было по 6-8 завшивленных на класс, особенно мальчиков. Вызывали родителей этих учеников, направляли их в санпропускник, проглаживали платье в школе и т.д., и т.д., это снизило завшивленность, но решительно изжить не удалось, так как, попадая домой, где есть насекомые, ученик снова приносит их с собой. Пятница была оглашена школьным банным днем, в какой дети могли мыться без очереди… Школы добились, что мальчики до 8-го класса все бывальщины гладко острижены. Парикмахеры приходили прямо в школу"10.

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Занятие кружка военного дела в школе № 1 Молотовска (ныне Северодвинска Архангельской районы). 1943 г.

Звон медалей военрука

Поскольку большинство выпускников посредственнее школы во время войны призывалось в действующую армию, страна приняло решение об усилении военной подготовки школьников. С января 1943 г. (с третьей четверти 1942-1943 учебного года) постановлением правительства в 5-10-х классах школ был заведён учебный объект – военное дело11.

Программа предусматривала "строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку", изучение "стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела", а также знакомство с армейским статутом, родами армий, "с боевой техникой и тактикой военных действий". В летние каникулы 1943 г. подростки – обучающиеся 7-10-х классов "проходили пятнадцатидневные лагерные сборы". Кроме того, в 7-10-х классах "бывальщины введены переводные и выпускные испытания по этому учебному объекту (для юношей и девушек раздельно)"12.

В школах была заведена должность военного руководителя (военрука). Военруками нередко бывальщины "офицеры запаса "по ранению"13. Из воспоминаний: "Показался военрук с золотыми погонами, их недавно завели в армии"14.

О городской школе на Урале:

"Пришел новый военрук – бравый широкогрудый муж с таким числом медалей, что их было не сосчитать. Медали в войну носили не снимая, и, когда военрук шел по коридору, мы издалека слышали их звон и в панике кидали папиросы. На заданиях военрука стояла тишина, нарушаемая лишь этим звоном да его четким военным голосом…"15

Завоёванный геолог РСФСР, доктор технических наук Анатолий Панков вспоминал о жития в селе Мокроусово Челябинской области:

"Нас обучали употреблять противогазом, а в конце года мы спокойно разбирали и собирали малокалиберную винтовку ТОЗ-8. Были и стрельбы, даже из боевой винтовки"16.

Обучение военному делу приводило к созданию вместо пионерских и комсомольских отрядов армейских структурных раскалывав – классы делили на взводы и отделения17.

Девочек, помимо военного дела, обучали еще и умению работать радистами. Р. Кубанева вспоминает:

"В школе одной из основных дисциплин было военное дело. Мы обучались владеть винтовкой, бросать гранаты, перевязывать раненых… После заданий всем классом занимались изучением курса радистов-операторов. По завершенье 10-го класса нам всем выдали вместе со школьным свидетельством удостоверение радиста-оператора. Мы умели передавать азбукой Морзе по рации и вписывать с эфира радиограммы. Нас стряпали для фронта, но почему-то не мобилизовали"18.

"Я строчила в тетрадях, сшитых мамой из обоев..." Школьный быт в годы Великой Отечественной

Урок на крыльце разрушенной немецкими обстрелами школы. Ленинград. 1943 год. Фото: Борис Кудояров/РИА Новинки

"Во пора урока сидеть прямо…"

2 августа 1943 г. постановлением Совнаркома РСФСР были заведены в действие "Правила для обучающихся". Каждый учащийся был обязан беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и преподавателей, во время урока сидеть ровно, не разговаривать и не заниматься посторонними делами, при входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с пункты, при встрече на улице с преподавателями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы, не применять бранных и грубых оборотов, не курить, не играть в игры на деньги и вещи, иметь при себе ученический билет и предъявлять по заявке директора и учителей школы19.

За нарушение правил вытекало наказание вплоть до исключения из школы.

5 августа 1943 г. "в мишенях укрепления дисциплины учащихся" был издан распоряжение о введении с начала учебного 1943-1944 г. "во всех городских неполных посредственных и средних школах"20 для обучающихся, начиная с пятого класса, "ученического билета установленного образца с правилами для обучающихся"21. Ученические билеты, отпечатанные тиражом 2,5 миллиона экземпляров, как и стенные "Правила для учащихся", бывальщины разосланы по школам"22. Наконец, в начале января 1944 года было зачислено решение о замене применявшейся в школе словесной системы оценки успеваемости на цифровую пятибалльную23.

Чуть ранее, 23 июля 1943 г., Совнарком РСФСР дал директива о введении раздельного обучения мальчиков и девочек "в семилетних и посредственных школах 72 городов"24. Одним из аргументов для вступления раздельного обучения стало введение военного дела25. Сквозь год число городов, где вводилось раздельное обучение, было расширено.

Концентрация в одном учебном дому исключительно мальчиков приводила к обострению проблем с дисциплиной. В отчете Шадринского отдела общенародного образования за 1944-1945 учебный год говорилось о том, что "в мужской посредственнее школе № 10 наблюдались… массовые пробела уроков, опоздания на уроки, сбегания с уроков, стрельба из рогаток в стекла и даже в преподавателей, кражи книг и учебных принадлежностей в классе, порез пальто обучающихся в раздевальной комнате, драки и крики на уроках, в перемены и т.д…. Директором школы был издан распоряжение об исключении из школы обучающихся за ношение ножей, бритв, рогаток. За пропуск и опоздания на уроки давались наряды на распиловку дров, на уборку школьного двора… Обучающихся заставляли в школе N 10… стоять в коридоре возле комнаты завуча или у кабинета директора школы"26.

Такой, в цельном, была атмосфера повседневной жизни школьников суровой военной поры.

1. Плотникова А.В. Школа N 4 // Шадринск военной поры. Сост. С.Б. Борисов. Шадринск, 1995. Кн. 2. С. 55-56.

2. Рычков В.Ф. Пока жива память. Шадринск, 2010. С. 43.

3. Пузырев В.П. Шадринская пора 1942-1948 годов // Шадринск военной поры. Кн. 2. С. 7-8.

4. Плотникова А.В. Школа N 4. С. 55-56.

5. Там же.

6. Пузырев В.П. Шадринская пора 1942-1948 годов… С. 8-9.

7. Семенова Л. Выпускники победного года. [Встреча с С.Г. Прокопьевым] // Исеть (Шадринск). 1995. 9 ноября.

8. Самылова Н.А. Шадринская школа медсестер в 1942-1944 гг. // Шадринск военной поры. Сост. С.Б. Борисов. Шадринск, 2005. Кн. 3. С. 149-150.

9. Гаев И.М. От гимназии к гимназии. Шадринск, 2005. С. 18, 19.

10. Отчет об учебно-воспитательной труду школ города Шадринска за 1944-1945 учебный год. // Государственный архив в г. Шадринске. Ф. Р-878. Оп. 1. Д. 30.

11. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной ругани: Историко-педагогическое исследование. М., 1984. С. 141, 143.

12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.). М., 1988. С. 28.

13. Панков А. Зауральское младенчество мое // Восход (с. Мокроусово). 2015, 20 мая. С. 5.

14. Шамрай И. Непридуманное. Мемуары // Союз Писателей. 2007. N 9.

15. Никонов Н. Глагол несовершенного облика. Повесть // Урал. 1975. N 1. С. 15, 16.

16. Панков А. Зауральское младенчество мое…

17. Бодров И.Р. Повесть о моих ровесниках. Волгоград, 1966. С. 21-22.

18. Кубанева Р.Г. Мемуары [Электронный ресурс]. URL: www.rimma.kulichki.net/vv.htm (дата обращения: 10.10.2020).

19. Общенародное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. С. 133.

20. Константинов Н.А, Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948. С. 406.

21. Общенародное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 178.

22. Константинов Н.А, Медынский Е.Н. Очерки… С. 406.

23. Общенародное образование. Основные постановления, распоряжения и инструкции. М., 1948. С. 97-98.

24. Константинов Н.А, Медынский Е.Н. Очерки… С. 353, 406.

25. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до покрышки XX в. М., 2005. С. 483.

26. Отчет об учебно-воспитательной работе…]

1

Дети идут в школу по разрушенным улицам Сталинграда.

2

В бомбоубежище. Ленинград.

3

Занятие кружка военного дела в школе № 1 Молотовска (ныне Северодвинска Архангельской зоны). 1943 г.

4

Ученики Вахрушевской средней школы Тихвинского района за сбором урожая моркови на полях колхоза "Просвещение". Ленинградская зона. 1942 г.

5

Школьники посещают в госпитале раненых бойцов Красной армии. Точная дата съемки не установлена. Москва. 1943 г.

6

Ученический билет. 1944 г.

>