Ил-18В авиакомпании «Аэрофлот»
50 лет назад под Свердловском случилась крупнейшая в СССР авиакатастрофа. По непонятным причинам Ил-18 вскоре после взлета развернуло, и он стремительно рухнул.
Как научить детей финансовой грамотности?
Пенсионный индекс.Что необходимо для того, чтобы ваша пенсия регулярно росла?
Представители ГАЗа заявили об «атаке» со стороны иностранного инвестиционного фонда Prosperity Capital
50 лет назад в зоне свердловского аэропорта «Кольцово» произошла катастрофа Ил-18, ставшая на тот момент крупнейшей по числу жертв в отечественной авиации.
Ил-18 был первым в СССР пассажирским аэропланом, спроектированным «с чистого листа», именно как гражданский самолет.
Реклама
Первый Ил-18 поднялся в воздух 4 июля 1957 года. В 1958 году была создана модификация Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и повышенным до 89 мест салоном. На них устанавливались запорожские двигатели АИ-20, которые оказались более надежными, чем стоявшие сначала НК-4, ресурс каких составлял всего 50 часов. Ил-18 был очень надежен и легок в управлении, прощал многие ошибки пилотирующему экипажу. Аэроплан любили пассажиры — в отличие от снискавшего недобрую славу Ту-104.
Тем не менее первые 10 лет эксплуатации лайнера были отмечены рядышком тяжелых инцидентов.
В 1959 году из-за отказа двигателя во Внуково потерпел аварию Ил-18Б. В 1959 году был потерян аэроплан, вылетевший из Кабула – он врезался в горы. Летом 1960 года у Ил-18, следовавшего по маршруту Баку — Москва в атмосфере разрушилась турбина четвертого двигателя, лишь благодаря случайности это не привело к катастрофе. Но уже через месяц под Киевом была утеряна машина, летевшая из Каира с 27 пассажирами. Причина – пожар четвертого двигателя.
В 60-е годы было также утеряно несколько самолетов,
в результате одной из катастроф под Белградом погибла советская военная делегация во главе с маршалом Бирюзовым.
16 ноября 1967 года экипаж Ил-18В Уральского управления штатской авиации готовился к вылету из аэропорта «Кольцово» (Свердловск) в Ташкент.
Самолет с бортовым номером 75538 был выпущен итого три года назад, и имел налет 5326 часов, 2111 посадок. Командир доложил о взлете в 21.02 местного поре, подъем происходил в сложных метеоусловиях с нижней границей облачности на высоте 170 метров, видимости – шесть километров.
Дальше события развивались стремительно. При взлете на удалении четырех километров от исполнительного старта, на высоте 150 метров самолет остро развернуло вправо, он начал терять высоту
и потерпел крушение на расстоянии почти трех километров от конца взлетно-посадочной полосы на вспаханном поле.
Введено, что при падении скорость его составляла 440 км/ч, вертикальная скорость 20 м/с, самолет падал с сильным правым креном порядка 37 градусов, коснувшись земли крышкой крыла.
При падении конструкция самолета полностью разрушилась, на земле возник пожар. Обломки лайнера были разбросаны на протяжении трехсот метров, в итоге катастрофы не выжил никто из находившихся на борту 8 членов экипажа и 99 пассажиров (по другим данным 122 пассажира и 8 членов экипажа).
Новинки smi2.ru
Крушение Ил-18 стало одной из тех катастроф,
причины которых установить точно не удалось вследствие полного разрушения всех агрегатов и систем самолета при ударе.
По одной из версий, вином могло служить возникновение отрицательной тяги из-за отказа в управлении крайним правым двигателем. Согласно другой версии, вином могли стать неполадки в работе директорных приборов «Путь-1М», что привело к ложным показаниям авиагоризонтов. Однако в любом случае, посчитала комиссия, эти несогласия могли привести к катастрофе лишь при наличии других сопутствующих факторов.
Катастрофа в Кольцово стала крупнейшим инцидентом с этим образом воздушных судов и по состоянию на 1967 год –
крупнейшей авиактастрофой в СССР.
Катастрофы с Ил-18 на этом не прекратились. Спустя всего три месяца в зоне Братска разбился самолет, летевший на высоте 9 тыс. метров. Он стал неожиданно снижаться и развалился в воздухе. Погибли 82 человека.
В феврале 1970 года при посадке в Самарканде раскололся Ил-18, погибли 92 человека. Аварийность Ил-18 была довольно высокой из-за проблем с двигателями. Только в период с 1965-71 годы было отмечено 37 случаев внутренннего разрушения двигателей в полете, какие не привели к катастрофам, отмечали техники.
По причине пожара двигателя 27 апреля 1974 года разбился Ил-18, вылетевший из аэропорта «Пулково», погибли 118 человек. Итого за время эксплуатации Ил-18 было потеряно около сотни самолетев, в катастрофах погибли более 2300 человек. В России коммерческая эксплуатация Ил-18 прервалась только в 2002 году, когда вышло соответствующее распоряжение Минтранса.
Есть информация, что два Ил-18 до сих пор используются авиакомпанией Air Koryo (КНДР).