Инцидент над Балтикой: как СССР сшиб американский самолет

Новость опубликована: 08.04.2020

Инцидент над Балтикой: как СССР сшиб американский самолет

Инцидент над Балтикой: как СССР сшиб американский самолет

Wikimedia Commons, коллаж

70 лет назад Советский Альянс сбил американский самолет-разведчик над Балтикой у берегов Латвии. Найти десятерых членов экипажа не удалось, несмотря на поиски обеими краями. Это был первый инцидент подобного рода в период «холодной войны». В следующие 30 лет США потеряли в ходе шпионских операций в небосводе над СССР и соцстранами более 30 воздушных судов.

stopCovid1

8 апреля 1950 года четыре советских истребителя Ла-11 сшибли над Балтийским морем в 5 км (по другим данным, в 30-35 км) от порта Лиепая в Латвийской ССР американский бомбардировщик PB4Y-2 Privateer. По версии СССР, самолет не попросту залетел в воздушное пространство страны, но и открыл огонь по истребителям Ла-11. США настаивали на том, что это был не военный, а частный пассажирский борт, направлявшийся в Швецию.

Запоздалее выяснилась принадлежность воздушного судна к ВМС США: он выполнял разведывательный полет в нейтральных водах. При этом советская сторона продолжала ратифицировать, что сбитым самолетом был не Privateer (в переводе на русский – «Корсар»), а Boeing B-29 Superfortress – тяжкий бомбардировщик дальнего действия, известный как «летающая крепость». Поэтому в советских документах и органах печати ошибочно фигурировало наименование собственно этой воздушной машины.

По сведениям современных зарубежных источников, самолет, которому команда дала название «Буйная черепаха», был оснащен сверхсекретным оборудованием для сбора разведданных. Правительство США интересовал проблема производства советских подводных лодок на Балтике. Кроме того, целью вылета являлась проверка информации о строительстве аэродромов на островах в акватории моря.

Ныне в Лиепае установлен памятник погибшим американским летчикам. Их могил не существует. По официальной информации, тела командира экипажа Джека Фетта и еще девяти человек так никогда и не бывальщины найдены. Через восемь дней после инцидента британское судно обнаружило в водах Балтики ярко-желтую надувную ладью с погибшего самолета. Еще пять дней спустя шведский корабль поднял на борт другую шлюпку. Обе оказались пусты.

Случай 70-летней давности произвел порядочный резонанс. Поговаривали, что ноты, которыми обменялись посол США в Москве Алан Кэрк и глава МИД СССР Андрей Вышинский, редактировали собственно Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Согласно информации американцев, PB4Y-2 Privateer стартовал из Висбадена в ФРГ в 10:31 по среднеевропейскому времени. В 13:30 аэроплан сообщил, что пролетает над Бремерхафеном. В 14:40, пролетая над Балтийским морем у Лиепаи примерно в 80 морских милях к юго-востоку от острова Готланд, экипаж в заключительный раз послал на землю данные о своем маршруте. PB4Y-2 был практически беззащитен. Единственным оружием на борту значился пистолет у одного из офицеров. Этот факт, приведенный в материале Military Trader and Military Vehicles Magazine, опровергает утверждения советской сторонки о предшествующей крушению «Черепахи» перестрелке.

В советском журнале нарушений государственной границы эпизод у Лиепаи описывался следующим манером:

«8 апреля в 17.30 нарушение границы южнее Лиепаи. Американский самолет В-29 углубился на территорию СССР на 21 километр. Заявке наших истребителей следовать за ними не подчинился и открыл огонь. После ответного огня ведущего истребителя самолет поворотил в сторону моря и скрылся».

Исследователь советско-американского противостояния, известный историк Александр Орлов в своем труде «Тайная битва сверхдержав» приводит выдержанности из рапорта ведущего группы истребителей-перехватчиков, командира звена старшего лейтенанта Бориса Докина.

«Будучи в дежурном звене в первой готовности в 17:22, получил команду на взлет. После взлета зачислил команду набрать высоту 4000 метров и взять курс 360 градусов. В 17:30 встретил четырехмоторный самолет с американскими опознавательными знаками полуденнее Лиепаи 8 километров, который шел курсом 135 градусов.

Увидев самолет, я парой подошел к нему справа сзади и передал другой паре — старшего лейтенанта Анатолия Герасимова — принудить нарушителя к посадке.

Герасимов вышел вперед, и мастеря глубокое покачивание, развернулся влево. Нарушитель взял курс 270 градусов — и в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошел. Тогда я дал предупредительную очередность — 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, какой пошел с большим снижением и вошел в облака на Н — 500 метров. Предположительно самолет упал в 5–10 километрах от берега», — доносил офицер командиру своей части Федору Шинкаренко.

Этот рапорт дополняет сообщение военно-морского министра СССР Ивана Юмашева, что сквозь два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филанович, видел на поверхности моря масляное пятно. В трех милях к норду от него был замечен неопознанный плавающий предмет. Он также сообщал, что американцы ведут активный поиск между островами Готланд и Борнхольм.

По суждению Юмашева, это давало основания предполагать «нахождение на самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования».

Со стороны СССР Privateer разыскивали четыре тральщика и водолазы, но безрезультатно. Докладывая о поисковой операции заместителю председателя Совета министров СССР Николаю Булганину, Юмашев подчеркивал нужда подъема самолета с целью «изъятия документов и секретного оборудования».

«Для поиска затонувшего самолета будет произведено обследование водолазами предполагаемого пункты падения самолета в районе обнаруженного масляного пятна на глубинах моря 50 и 65 метров. При неудовлетворительном результате водолазного обследования будет прочерчено траление придонным тралом и поиск металлоискателями в районе предполагаемого падения самолета, общей площадью 130 квадратных миль, как показано в схеме. Для производства траления будет выделено четыре тральщика из состава 4-го военно-морского флота», — обещал министр заместителю предсовмина.

Однако почитать негласные документы американцев Юмашеву было не суждено. При этом в деле хватало нестыковок. Так, российские источники традиционно делали ударение на том, что найти не удалось ни одного из десяти членов команды. Это давало повод родственникам летчиков надеяться, что их близкие выжили и есть в советских тюрьмах. Также между ними ходили слухи о помещении кого-то из выживших в советские психбольницы. Подтверждения этой информации на официальном степени никогда не было. Зато в книге Нормана Полмара «Шпионский самолет: рассекреченная история U-2» утверждалось: из Балтийского моря бывальщины подняты тела двух мужчин. Существуют предположения, что спасательные плоты, найденные британцами и шведскими рыбаками, были развернуты специально. Кроме того, запоздалее шведы обнаружили фрагменты погибшего самолета, изрешеченные пулями.

PB4Y-2 Privateer стал первой жертвой воздушной борьбы, грянувшей между двумя сверхдержавами во время «холодной войны».

Согласно данным американского журнала U.S. News & World Report, в этап с 1950 по 1970 год «по меньшей мере 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьбина 138 авиаторов не выяснена до сих пор». Иными словами, американцы потеряли в небе над Советским Союзом и соцстранами 31 самолет. При этом, сообразно документам и интервью участников событий, с 1950 года и до конца 1960-х США произвели от 10 до 20 тыс. шпионских полетов вдоль рубежей СССР и Китая в целях выявления сил и средств системы ПВО.

«Тогда, в 50-м, американцы поняли, что с ПВО СССР шутить опасно, надо быть осмотрительнее. 5 мая 1950 года ОКНШ (Объединенный комитет начальников штабов США. – «Газета.Ru») сформулировал цели и порядок проведения воздушных агентурных операций, — отмечал историк Орлов. — Главный упор делался на радиотехническую разведку, которая должна была выявить число и возможности по обнаружению воздушных целей советскими РЛС.

Генерал Омар Брэдли, в то время председатель ОКНШ, предложил назвать эти операции «проектом воздушной электронной рекогносцировки» (ПВЭР) и поставил разведке ВВС задачу: «Добывать максимум сведений об электронных средствах противника».

Был определен и порядок проведения этих операций: не близиться ближе чем на 20 миль к территории СССР или контролируемым им странам; самолеты-разведчики, как правило, не должны иметь какое-либо вооружение. Так завязались полеты самолетов радиотехнической разведки ВВС США, продолжавшиеся много лет».

До конца 1950 года над территорией СССР были сбиты еще, по меньшей мере, два самолета ВВС США. Случались и возвратные примеры. Например, 4 сентября того же года американские истребители сбили советский бомбардировщик в нейтральных водах Японского моря у берегов КНДР. Два члена экипажа тогда погибли, третий скончался от ран в плену. А 8 октября американские бомбовозы, вылетевшие на задание во время Корейской войны, отклонились от курса, вместо территории КНДР вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в Хасанском зоне Приморского края. В тот раз им удалось вернуться на базу, избежав ответного огня.

В марте 1992 года президенты России и США Борис Ельцин и Джордж Буш-старший создали совместную российско-американскую комиссию по военнопленным и исчезнувшим без вести. В 2010 году заместитель главы ее московского офиса Генри Истмен предоставил «Аргументам недели» результаты расследования, проведенного в начине 1990-х. Работа в архивах и опрос участников инцидента Герасимова и Шинкаренко не принесли новых данных. Подтверждения гибели пилотов по-прежнему не имеется, юридически дело не закрыто. В то же время Шинкаренко якобы утверждал, что после расформирования его подразделения в 1953 году особая комиссия прибыла в Латвийскую ССР с целью уничтожения всех документов, имеющих отношение к инциденту с PB4Y-2.

Источник


Инцидент над Балтикой: как СССР сшиб американский самолет