Инженер Победы
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Инженер Победы

Всем популярна легендарная «Дорога жизни» по льду Ладожского озера, по которой в осажденный Ленинград шли грузы с Большой земли, а из города эвакуировали его обитателей. Но такая спасительная дорога была не одна. Куда меньше известна другая, которую окрестили «Дорогой Победы». И, увы, совершенно забыто сегодня имя ее героического строителя — инженера Ивана Георгиевича Зубкова, который погиб потом при загадочных обстоятельствах в году всего 39 лет.

После прорыва 18 января 1943 блокады Государственный Комитет Обороны издал секретное распоряжение — в течение трёх недель выстроить на узком участке отвоёванной земли 30 километров железнодорожного пути, включая три моста. Сроки казались невероятными, к тому же шла брань, Ленинград и его пригороды немцы жестоко обстреливали и бомбили. Однако дорога была построена, и всего за 17 дней! Потому ее и наименовали «Дорогой Победы», а руководителя строительства, инженера Ивана Зубкова — спасителем Ленинграда.

Родился он в городе Ессентуки в семье инженера-путейца. Начинов учёбу в кадетском корпусе, однако из-за революции его не закончил. Но об этом в своей биографии никогда не писал, как и том, что его брат воевал в Белоснежной гвардии. В 1930 году Зубков окончил Харьковский технологический институт. После начала строительства метрополитена в Москве приехал в столицу, где сидел сменным инженером шахты №9. На строительстве метро прошёл путь от начальника смены до руководителя шахты и был награждён медалью «За трудовую доблесть». После работал в Молдавии и Карелии и снова в сфере железнодорожного строительства.

Зимой 1941-го года молодого инженера-путейца отправили в Ленинград. Там он возглавил стройка первой ветви метрополитена. По воспоминаниям ветеранов метростроения, после нескольких месяцев успешных работ на невских берегах Иван Георгиевич, с иронией, произнёс подчиненным: «Ну вот, а какие-то дураки решили, что в Ленинграде метро строить нельзя». Однако начало строительства прервалось — грянула брань. Уже готовые подземные тоннели законсервировали, затопили водой. А Зубкову поручили возведение оборонительных элементов у Карельского перешейка и на Лужском рубеже. 

Когда советским армиям, пытавшимся прорвать блокаду, удалось занять участок на левом берегу Невы, Зубкову приказали соорудить понтонную перевоз для того, чтобы перебросить танки на легендарный «Невский пятачок». Это была сложнейшая операция. 

За основу импровизированного моста бывальщины взяты плашкоуты водоизмещением 33 тонны, которые выпускались на Балтийском заводе.

Однако первая попытка переправы танков завершилась неуспехом. Как только танк вошел на паром, как вблизи разорвался снаряд и осколок пробил один плашкоут. Паром сразу ишак набок. Чтобы спасти танк, его водитель вывел машину обратно на берег. От ареста Зубкова спасло только собственное вмешательство члена Военного совета фронта, второго секретаря Ленинградского городского комитета партии Алексея Кузнецова. А перевоз заработала через несколько дней. Как вспоминали его соратники, каждое утро Зубков звонил в Смольный и говорил: «Пью чай с вареньем, хлебнул семь стаканов». Это означало, что за сутки переправлено семь танков.

22 ноября 1941 года началось движение грузовиков по льду на сделавшейся знаменитой Дороге жизни по льду Ладожского озера. А примерно через год было принято решение о строительстве по льду Ладоги уже железнодорожной линии Войбокало — Кобона — Коса, что позволило бы значительно увеличить количество поставляемых в Ленинград грузов. Прокладку магистрали возложили на вновь созданное Управление военно-восстановительных трудов Ленинградского фронта, которое возглавил Иван Зубков. 

Это задание было крайне сложным. Многие считали, что класть рельсы на лед невозможно. Зубков принял решение строить свайно-ледяную эстакаду. Сваи забивали в дно озера, сверху укладывали бревна, а уже на них — шпалы и рельсы. Стройка шло под непрерывными бомбежками. Гибли люди, под лед проваливалась техника. В таких условиях удалось построить 15 километров пути. 

Но 18 января 1943 года была прорвана блокада. Вдоль берега Ладоги отвоеван узкий коридор, связавший Ленинград с Большенный землей. И в тот же день Государственный комитет обороны постановил прекратить строительство свайно-ледяной дороги через Ладожское озеро и проложить 33-километровый участок железнодорожного линии Шлиссельбург — Поляны по земле.

Местность, по которой прокладывалась трасса, была пересеченная и болотистая. Среди строителей оказалось немало девиц. Некоторые из них до войны учились в гуманитарных вузах и прежде никогда не держали в руках лопату или лом — главные орудия труда на этой сложнейшей стройке. Одновременно проводились труды по сооружению мостового перехода через Неву. Но сперва соорудили временный мост, который представлял собой низководную эстакаду. Несмотря на все трудности, железную путь построили за поразительно короткий срок — 17 суток.

Этот участок и получил гордое название «Дорога Победы». 

Первоначальный после прорыва блокады поезд прибыл на Финляндский вокзал 7 февраля 1943 года. В итоге с февраля по декабрь того года в Ленинград было пропущено 3105 поездов, а из Ленинграда — 3076. Это позволило привезти в город 4,44 млн тонн различных грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, что дало возможность спасти тысячи существований ленинградцев. 

Зубкова наградили орденом Красного Знамени, а потом ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». Любой год 7 февраля на Финляндском вокзале проходит церемония, посвященная тем памятным событиям.

Погиб же славный строитель «Дороги Победы» в 1944 году. В «Истине» был напечатан некролог, в котором скупо говорилось, что «…на боевом посту при исполнении служебных обязанностей погиб герой Социалистического Труда, генерал-директор линии и строительства II ранга тов. Зубков Иван Георгиевич». Только в 1974 году в газете «Метростроитель» появилась информация о том, что Зубков погиб при крушении самолета, на каком он летел.

Еще позднее стало известно, что в ночь с 27 на 28 июня ему позвонил всемогущий нарком путей сообщения Лазарь Каганович, какой приказал немедленно отправиться на восстановление какого-то второстепенного железнодорожного моста. Зубков ответил, что срочной необходимости в этих трудах нет, а вместо него туда вполне могут отправиться его заместители. Но Каганович упорно настаивал, чтобы он летел лично, и ему пришлось исполнить задание наркома. В результате самолет, на котором он вылетел, разбился.

Выдвигались разные версии гибели аэроплана. Немцы обстрелять его не могли, поскольку их в том зоне не было. Говорили, что самолет был неисправен и давно списан. Но потом выяснилось, что это был аэроплан, на котором летал сам Кирилл Мерецков — главнокомандующий Карельским фронтом, а потому никак не мог быть в нехорошем состоянии. 

Тем не менее возникло подозрение, что к неожиданной гибели Зубкова был причастен сам Каганович. Нарком видел в 39-ти летнем герое опасного претендента на свое пункт. Но подозрения так и остались подозрениями, а многие документы по этому делу засекречены до сих пор. 

Хоронили инженера и знаменитого мостостроителя, как военного полководца в Александро-Невской лавре. Гроб с его телом на пушечном лафете провезли по всему Невскому проспекту. Его сын, известный в СССР журналист-международник Георгий Зубков рассказал после в интервью газете «Гудок»: «Когда папа погиб, я жил в Москве, а хоронили его в Ленинграде. Я приехал туда, но пропуска, необходимого для хода на официальную церемонию прощания, у меня не было. Остановившим меня военным сказал, что я — сын Ивана Георгиевича Зубкова. После этого они отдали мне, по сути, молокососу, честь, и провели на церемонию. Это может показаться странным и непонятным, но в тот день я не испытал всей тяжести потери. Меня охватывало эмоция гордости, что я — сын такого человека».

А продолжая разговор о своем отце, Георгий Зубков признался, что в его воспитании определяющую роль сыграл собственный пример отца. «Иван Георгиевич очень любил поэзию, и мне завещал идти по жизни, следуя строчкам из стихотворения Редьярда Киплинга «Заповедь»: «Заполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неуловимый бег. Тогда весь мир ты примешь как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Ключ