Искусство в качестве оружия
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Искусство в качестве оружия

Даже в тяжелейших условиях Великой Отечественной брани находилось место для искусства. Солдаты возили с собой гармони или играли на инструментах, найденных в населённых пунктах, где они дислоцировались. Однако музыку сумели приспособить не лишь для души, но и для дела. Как демонстрирует ряд задокументированных эпизодов, из неё получился отличное средство психологического давления на противника. А некоторым бойцам она и вовсе спасала житье.

Использование музыки в качестве инструмента морального давления на противника, оказывается, применялась довольно часто и по обе стороны фронта. Так, в период битвы за Сталинград известен яркий эпизод: красноармейцы включали немцам музыку, причём не случайную, а их любимые композиции, какие были популярны в Третьем Рейхе. Настроение мелодий было различное – от веселых до лирических, например, частенько звучала песня «Лили Марлен».

С поддержкой репродукторов или ручных громкоговорителей музыка разносилась в радиусе несколько километров. А работала эта тактика следующим образом. Лирические песни, повествующие о тоске солдат по любимой женщине, матери или родному дому, вызывали у военных вермахта аналогичные эмоции, и это действительно сказывалось на их военном духе. А вот весёлая музыка попросту сбивала немцев с толку: они не могли понять, почему во время боя играет незатейливый мотивчик, а отдельный начинали думать о целесообразности войны вообще.

Искусство в качестве оружия

Но не только музыка могла повлиять на эмоциональное состояние врага. Советское командование как-то разрешило зачитывать по громкоговорителям объявления о числе погибших немецких солдат. А чуть позже этот процесс модернизировали до такого механизма: музыка прерывалась, после чего подключался метроном и отсчитывал семь секунд. Потом зачитывалась фраза, что каждые семь секунд умирает один немецкий боец. Такой алгоритм мог повторяться десяток-другой раз, а затем снова играла музыка. Именно этот отсчёт действовал на солдат вермахта мощнее всего.

Аналогичными методами пользовались и для поднятие боевого духа самих красноармейцев: проигрывались весёлые и жизнерадостные мелодии, также лирические композиции. Бойцы Алой Армии любые песни, которые считали родными, воспринимали как дополнительную мотивацию для борьбы и скорейшего окончания войны. Собственно так получили всесоюзную популярность и песни, названные потом фронтовыми, например «Синий платочек» или «Темная ночь». Для исполнения заключительных иногда приглашали военные ансамбли.

В истории Второй мировой войны сохранилось и несколько интересных эпизодов, когда одинешенек музыкант мог остаться в живых благодаря своему исполнению. Так, англичанин Джек Черчилль и шотландец Билл Миллин шли в бой, играя при этом на волынке. Причём оба не останавливались, даже когда погибали почти все их товарищи, а они при этом оставались живы. Оба музыканта взошли в историю: Черчилль сумел своей игрой на волынке заставить сдаться в плен сразу 42 немцев, а Миллина не тронули вражьи снайперы, попросту посчитав его сумасшедшим.

>