издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийИсследование разъяснило, почему древние египтяне не боялись смерти15:04поделиться
Любопытное исследование вышло в журнале “Шаги/Steps”. Его автор Екатерина Александрова, академический глава программы “Египтология” НИУ ВШЭ, изучила погребальные практики древних египтян и пришла к выводу, что, вопреки распространенному мнению, религия египтян не строилась необыкновенно на страхе смерти.
iStock
В центре религиозных практик египтян было желание контролировать порядок как в мире живых, так и в вселенной мертвых.
В своей работе автор анализирует как древние религиозные тексты, так и труды видных египтологов ХIХ, XX и XXI веков. Популярная теория гласит, что верования древних египтян опирались на страхе смерти. Однако новое исследование доказывает, что это не совсем так.
“Согласно наиболее распространенной египтологической интерпретации древнеегипетской космологии, египтяне мыслили мир существующим в двух преходящих режимах, которые обозначались как нехех и джет, – пишет Екатерина Александрова.
Первое время – циклическое, вечно обновляющееся совместно с движением солнца и разливами Нила, второе – вечно длящееся, в котором “окаменели” божественные и человеческие свершения”.
Жизнь человека проходит в первом поре среди недолговечной архитектуры из тростника и сырцового кирпича, во втором времени вечно пребывают блаженные умершие, удостоенные чести возвести себе гробницу.
Однако, помечает она, сосредоточенность египетской культуры на смерти может оказаться своеобразным артефактом египтологических обобщений, которыми занимаются исследователи.
Куда лучше касательство древних египтян к смерти объясняет недавно выдвинутая теория компенсационного контроля. В ее центре находится потребность человека эффективно воздействовать на свое окружение для достижения важных целей.
“Ощущение, что удача имеет случайное распределение, что человек не властен над своей житием, успехами и поражениями, приводит к стрессу и тревожности, – следует из научной работы. – Необходимость восприятия мира как упорядоченного и справедливого, а себя – как дееспособного участника разворачивающихся в нем событий, в рамках этого подхода являются двумя ключевыми факторами человечьей деятельности”.
Представление о компенсационном контроле связано с тем, что в столкновении с реальным миром возможности отдельного человека ограничены, далеко не все есть в его власти.
Согласно теории, человек испытывает недостаток контроля над своей жизнью, поэтому, для сохранения порядка, он обращается к внешним ключам, то есть к богам и фараонам.
“Ближе всего к рассматриваемой теории преодоления страха смерти находится возможность “полной аннигиляции”, оформившаяся в Египте в манер “второй смерти”, – пишет исследователь.
Это полное уничтожение ожидает грешника, не прошедшего суд Осириса или попавшего в сети, на бойню или в котел грозных обитателей другого мира”.
При помощи ритуальной практики египтяне умудрялись подстраховаться, реализовав тем самым свою долю контроля над ситуацией. Это ослепительно проявляется в широкой практике помещения на сердце мумии специального “сердечного амулета” с главой из “Книги мертвых”. Считалось, что подобный амулет не давал сердцу свидетельствовать против покойного на суде Осириса.
В рамках исследования были проанализированы два главных монументальных труда Древнего Египта: “Тексты пирамид” и “Книжка мертвых”. Анализ показал, что в них отражен не столько страх перед смертью, сколько “усилия по сохранению космогонического порядка”.
То кушать в центре религиозных практик египтян на самом деле был не страх перед смертью, а желание поддерживать гармонию и контролировать распорядок как в мире живых, так и в мире мертвых.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться