Зачем в России вешали копейки, объяснило новое исследование - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти

ПДДенис ПередельскийЗачем в России вешали копейки, объяснило новое исследование19:29поделиться

В России на протяжении второй половины XVII века нарастало смысл веса копеек, поскольку он был понижен в несколько раз. При расчете крупными суммами одновременное хождение монет разного веса приводило к их взвешиванию и дефиниции их стоимости по значению последнего чекана.

Зачем в России вешали копейки, объяснило новое исследование - Родина

iStock

В Московском государстве XVII века использовались монеты разного веса, из-за чего при расчетах их доводилось взвешивать.

Исследование на тему разновесных монет опубликовано в свежем выпуске ежегодного сборника “Вспомогательные исторические дисциплины”, регулярно издающегося Санкт-Петербургским институтом истории РАН с 1967 года.

Как строчит автор, Павел Седов из Санкт-Петербургского института истории РАН, на протяжении XVII века вес серебряных копеек несколько раз менялся, что необходимо учитывать при разборе уровня цен того периода времени.

Исследование частично базируется на анализе монетных кладов XVII века. В качестве образца приводится клад, обнаруженный в начале 1930-х годов в стене новгородской церкви Бориса и Глеба, на территории древнего Плотницкого крышки. Он насчитывал 12 969 монет разных исторических эпох.

“Очевидно, что все это нумизматическое богатство не ходило по рукам, а было скоплено обладателем в начале XVIII века как весовое серебро, – пишет Седов. – Денежные дворы принимали старые копейки с “наддачей” против их номинального курса”.

Подобная практика позволяет разъяснить систему денежного счета Московского государства XVII века, при которой основным денежным номиналом были копейки, но счет обыкновенно велся не в них, а в других “условных единицах”: деньгах, алтынах, гривнах, полтинах и рублях.

По одной из версий, понижение веса копеек в 1620-х годах могло быть связано с жаждой сохранить троичную систему счета, начавшую формироваться после денежной реформы Елены Глинской в 1535 году. К слову, для изыскания были также использованы сохранившиеся монастырские записи, которые пролили новый свет на давнюю тайну.

Монастыри в Москве и Новгороде систематичны отчитывались перед своими властями. Записи указывают на одновременное бытование серебряных монет разного веса. Например, в приходно-расходной книжке старца Соловецкого монастыря Варфоломея от 1620 года была сделана запись о том, что на поездку в Москву ему выделили 100 рублей “престарелыми”, которые уже в Москве он обменял на “новые” – всего вышло 21 рубль 16 алтын и 4 деньги.

А в 1635 году игумен Соловецкого монастыря Рафаил сменял 200 рублей “старыми”, получив за них “45 рублев 25 алтын 2 денги”. Таким образом, считает исследователь, “престарелые” деньги, более полновесные копейки, считали отдельно и придерживали до времени, чтобы сдать их на денежные дворы на вес. А часть монет в монастырях и вовсе могли откладывать, чтобы изготовить из них серебряные оклады для книжек и икон.

“По-видимому, качество копеек понижало их реальную стоимость и в период хождения медной монеты: в феврале 1662 года слуга Успенского Тихвинского монастыря в Москве “переменивал нехороших выборных денег дватцать четыре рубли в провеску изошло в пол 2 рубли”, то есть при обмене и перевешивании “плохой” монеты урон составил 6,25 процента”, – сообщает автор исследования.

По его мнению, бытование в XVII веке разновесной монеты свидетельствует о неупорядоченности денежного хозяйства Московского страны. Он указывает и на тот факт, что до сих пор нет прямых свидетельств обмена двух более тяжелых копеек на три более легкие копейки позднего поре, хотя такая теория ранее была выдвинута.

Автор предлагает такое объяснение: в крупных платежах монеты могли вешать и определять стоимость серебра в перерасчете на действующий чекан. А в мелких операциях продавцу могли предложить самому выбрать те монеты нынешнего чекана, которые его устраивали.

С практикой взвешивания монет покончила только денежная реформа Петра I.

Источник