Фото: iStock
Новоиспеченное историческое и археологическое исследование вынудило экспертов переосмыслить содержание и значение текстов, которые вырезали на камнях древние кельты в Британии. Оно также демонстрирует, что на территории этого острова признанных святых было гораздо больше, чем считалось ранее.
Как сообщает Church Times, переосмысление древних надписей уже повергло к увеличению количества известных науке кельтских святых примерно на треть. Все потому, что ранее эти тексты были интерпретированы неверно.
До сих пор исследователи опирались на топонимы и средневековые церковные письменные источники. В связи с этим предполагалось, что у кельтов в Британии насчитывалось как минимум 860 святых. Однако археологических подтверждений этого было очень мало.
Их экспертам предоставило новое исследование, проведенное группой профессора Кена Дарка из Университета Рединга. Исследователи подвергли детальному разбору мемориальные камни кельтов V и VI веков нашей эры. Эти памятники были найдены, в основном, на территории Уэльса, Шотландии и английского графства Корнуолл.
В текстах на этих камнях неоднократно упоминаются имена. До сих пор почиталось, что кельты таким образом просто хотели отдать дань уважения или памяти прославленным воинам и выдающимся согражданам.
Однако сейчас выяснилось, что предыдущие переводы не были точными. Профессор Дарк считает, что упомянутые в этих текстах люди на самом деле бывальщины святыми. Кстати, его теория гласит, что культ святых у кельтов был распространен гораздо шире, чем предполагалось ранее.
Исследователи изучили наименования и описания на многих камнях. В результате они выявили определенную закономерность, связанную с титулами. Например, перед именами некоторых людей стоит слово "memoria". Новоиспеченная интерпретация гласит, что этим словом обозначались мученики.
Кроме того, в текстах говорится о духовных мудрецах, которых значили почетным титулом "sapientisimus", святых людях ("sanctus") и благочестивых людях, приверженцах популярных континентальных святых (духовных сыновьях и дочерях Мартина или Виктриция). То, что останки этих людей считались священными реликвиями, обозначалось словом "nomina".
Итого было изучено 240 камней с надписями. Дарк отмечает, что большинство из них было выполнено на латыни. Однако почти пятая доля таких текстов была написана на огаме, давно забытом письме ирландского происхождения. На некоторых камнях надписи бывальщины выполнены на двух указанных языках.
Расположение камней также подтверждает новую теорию о том, что надписи на них упоминают не простых людей, а святых. Изыскание профессора Дарка значительно расширило сонм кельтских святых. Всего было выявлено 240 ранее неизвестных святых, в том числе 150 – на каменных монументах в Уэльсе, 20 – на юге Шотландии, 40 – в Корнуолле и 30 – в других местах западной Англии.
В целом концентрация святых сходится с наибольшей концентрацией кельтских церковных посланий и географических названий. Интересно, что по крайней мере трое из вновь выявленных святых обладали королевским статусом. Прочие, в большинстве своем, вероятно, были священнослужителями.
В некоторых случаях в надписи упоминается "канцелярский статус" святого. Введено и то, что 16 из 240 недавно идентифицированных святых были женщинами, в том числе женами высокопоставленных церковных деятелей.
Культура Арт Музеи и монументы Общество Наука Общество История