История ваучера, или Как торговали госсобственность
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

История ваучера, или Как торговали госсобственность  14 августа 1992 года президент России Борис Ельцин подмахнул указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». Каждому россиянину полагался ваучер номиналом в 10 тыс. руб. В то время правительство РФ оценило национальное достояние края — в 4 трл.старых рублей. Из них 1.5 тр. рублей предназначалось к бесплатной раздаче населению.

Таким образом, двадцать пять лет назад, 1 октября, в РФ завязался передел собственности с помощью системы ваучеров. Ваучеризация стала первой частью спектакля по масштабному переводу госсобственности в частные длани. После второй части, залоговых аукционов, основным лейтмотивом части номенклатуры стало желание «тихо отползти от точки хапка на дистанция срока давности».

Ключевую роль в процессе безболезненной трансформации статуса собственности из условно общенародной, в частную, сыграло страна. Его возможности позволили только обеспечивать информационное и организационное сопровождение процесса и стать основным источником экономических потрясений для масс народонаселения, в результате которых ваучер в глазах совершенно дезориентированного населения потерял всякую ценность. В ноябре 1992-го ваучер зачастую торговали по цене 4 — 5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения.

Каковы же бывальщины цели ваучерной (1992 — 1994 годы) и денежной приватизации (1995 — 1997 годы) в России? Каковы их последствия? И как они находят отражение на состоянии нынешней экономики, рассмотрим в последующем.

 

Бывали хуже времена, но не было подлей

Н.А.Некрасов

 

Знать прошлое необходимо, чтобы не повторять промахов в будущем. К тому же страна должна знать своих «героев», в результате действий которых мы имеем то, что имеем.

Ваучерная приватизация (перевод государственного собственности в частные руки), проводилась в России в 1992—1994 годы. Какова же была её цель?

Прежде чем рассмотрим суть ваучерной приватизации, необходимо стать на некоторых аспектах социально-экономической политики государства, предшествующих ваучеризации.

СУТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ

В современной России первоначальный раздел «элитами» государственной собственности начался 24 декабря 1990 года, после принятия закона РФ N 443-1 «О собственности в РСФСР». Дальше начался подготовительный этап, на котором регламентировался порядок приватизации. В рамках подготовительного этапа 22 января 1991 года была прочерчена денежная реформа. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Но очевидно, что этим шагом от участия в приватизации отсекались вероятные претенденты на государственное имущество. К тому времени денежные запасы имелись у значительной части населения, и они представляли опасность. Дело в том, что основным инструментом приватизации были выбраны анонимизированные приватизационные чеки, которые раздавались населению, начиная с 1 октября 1992 года. Как показала история, эти чеки сквозь выкуп за наличный расчёт концентрировались под контролем инициаторов приватизации и впоследствии использовались ими для выкупа государственного имущества.

Но цели денежной реформы бывальщины достигнуты лишь частично. Вместо запланированных 51 млрд. наличных рублей у населения изъяли лишь 14 млрд. и с 1 апреля 1991 года стартует новоиспеченный этап конфискации накоплений — повышение цен, а со 2 января 1992 года было упразднено государственное регулирование цен. С января 1991 года до октября 1992 года (момент выдачи ваучеров народонаселению) рост цен составил 2595% (https://smart-lab.ru/blog/9725…).

Рост цен был необходим для обесценения средств на вкладах, которые были не изъяты в ходе денежной реформы, а заледенены, и для дальнейшего исчерпания запасов наличных рублей у населения. Кроме того, в ходе масштабного повышения цен возник значительный спрос на наличные денежки у нижнего и базового социальных слоев населения, т.е. к 1 октября 1992 года, значительная часть населения было готово разом же продать только что полученные ваучеры кому угодно.

Но для выкупа приватизационных чеков у населения требовалась значительная масса наличных рублей и в 1992 — 1993 годах начинаются добавочные эмиссии новых рублей. В течение 1992 года объём денежной массы в обращении возрос в 13,3 раза, в течение 1993 года в 5,2 раза. Причем вытекает отметить, что значительный удельный вес в денежной массе составили наличные деньги в обращении.

Таблица 1. Прогноз инфляции в СССР, сделанный в 1985 году на 6 лет вперёд

История ваучера, или Как торговали госсобственность

Таблица была выстроена по данным различных ежегодников ЦСУ (Госкомстата) в 1985 году. В ней был дан прогноз роста инфляции. Прогноз практически полностью подтвердился событиями основы 90-х годов, когда 27 февраля 1992 года был подписан Указ № 196 «О снятии ограничений на использование средств народонаселения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации», в котором по сути речь шла о «размораживании» советских вкладов. И вот тогда скрытая инфляция, накопленная в облике вкладов на сберегательных книжках, хлынула в экономику, по сути, уничтожив её (http://inance.ru/2014/08/centr…).

Таблица 2. Структура денежной массы (%)

История ваучера, или Как торговали госсобственность

Рост денежной массы выходил в основном за счёт кредитов ЦБ Правительству РФ, коммерческим банкам, странам СНГ и в результате накоплений международных резервов, что говорит об адресности распределения эмитируемых рублей. Собственно эти рубли использовались для выкупа у населения ваучеров, а значит и права на долю государственной собственности.

В ходе этих действий у «элитарного» слоя России показались крупные промышленные и торговые предприятия в частной собственности, которые могли передаваться по наследству.

ВОПРОС О СОБСТВЕННОСТИ — ГЛАВНАЯ Мишень ВАУЧЕРИЗАЦИИ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://upsaler.ru/wp-content/u…

В результате целой серии операций, выполнявшихся непосредственно под руководством американцев, были прочерчены кардинальные преобразования: расчленён СССР, дезорганизовано народное хозяйство, большинство народа лишено всех своих сбережений, сломаны основы существовавшего государственного управления, дезориентировано сознание людей, ликвидированы возможности сопротивления, принята новая конституция, легитимизовавшая авторитарный режим.

Вместе с тем народное хозяйство, заводы и фабрики продолжали оставаться в основной своей части в руках страны.

В повестку дня встал вопрос о собственности. В новой обстановке можно было приступать к его решению. Была поставлена задача изменения социального конструкции страны, установления власти олигархии, для чего намечалось создание прослойки собственников-олигархов, которые должны стать опорой воли, а подавляющее большинство населения отбросить в нищету и бесправие, фактическое рабство. С этой целью была выдвинута идея ваучерной приватизации.

В декабре 1993 года Ельцин в выступлении по телевидению заявил:

«Нам необходимы миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Любой гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики».

Глашатаем ваучерной кампании сделался А.Б. Чубайс, который неоднократно заявлял по телевидению о лучезарных перспективах, о том, что каждый может за свою долю собственности страны (ваучер) получить в грядущем две автомашины «Волга».

На деле же осуществлялся чётко спланированный удар по российской экономике, подобный тому, как парализуют гусеницу, впрыскивая яд в узловые нервные окончания.

Уже в то время последствия планируемых мероприятий были достаточно прозрачны. Однако, несмотря на серьёзные противоречия, протесты, отрицательные заключения экспертов и негативное отношение депутатов Государственной Думы РФ, президент РФ Указом от 24.12.93 г. утвердил новоиспеченную Программу приватизации, составленную Госкомимуществом, по указке иностранных советников.

«ТЕОРИЯ» ПРИВАТИЗАЦИИ

Сначала рассмотрим исторические и экономические «корни» приватизации в России, различные её варианты и критерии выбора между ними. Нижеследующие проблемы объективно должны были возникнуть перед советским (российским) правительством на начальном этапе экономических реформ.

Существовали две центральные проблемы — законодательное обеспечение передачи относящихся государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями целых имущественных комплексов производственных и иных ценностей. Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право каждого гражданина на приобретение любых обликов имущества, кроме тех, передача которых в собственность граждан запрещена Законом, и на использование этого имущества как средств производства позволяет создать основу для беспрепятственного реализации процесса приватизации при переходе к капиталистической модели хозяйствования. Важнейший вопрос — почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать её гражданам даром?

Идея бесплатной раздачи средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми оружиями массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» базарной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и мнимая социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определённую популярность.

Действительно, государственная собственность создавалась всем народом, причём многими поколениями. Но это вовсе не означает, что её надо даром вернуть всему «народу». Более глубокий экономический и правовой анализ показывает, что эмоциональная привлекательность бесплатной раздачи государственной собственности не отвечает тем непривлекательным результатам, которые наиболее вероятны при попытках осуществления подобного способа приватизации:

Во-первых, бесплатная раздача незаслужена и именно потому, что государственная собственность имеет ярко выраженное общественное происхождение. Прямая передача этой собственности отдельным ликам или группам не ликвидирует, а усилит неравенство вследствие того, что различные объекты государственной собственности несопоставимы ни по стоимости, ни по качеству, ни по потенциальному доходу, какой можно получить от них. Иначе и быть не может, поскольку заниматься «делёжкой» будет ограниченный круг лиц, а наша обширная практика показала всю бесплодность иллюзий о государственном аппарате как людях не могущих владеть никаких личных экономических интересов.

Во-вторых, бесплатная раздача государственной собственности (в равной мере между всеми гражданами), невозможна, так как не есть единого критерия такой процедуры. Кроме уже упоминавшейся несопоставимости объектов государственной собственности (при одной и той же балансовой стоимости реальная их ценность может существенно отличаться), несопоставимы и различные категории граждан: у одних больше трудовой стаж, у других — выше зарплата или должность, у третьих — вяще детей и т.д. Поэтому попытки раздать всем поровну обязательно приведут к бесконечным и бесплодным спорам о том, у кого больше прав на собственность.

В-третьих, даровая раздача неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счёте из собственности собственника. Поэтому собственниками средств производства все граждане быть не смогут, да и не захотят. В лучшем случае полученный «кусок» государственной собственности порядочная часть граждан перепродаст, причём по крайне низким ценам, тем, кто действительно готов нести всю имущественную ответственность за использование оружий производства и рисковать своей собственность во имя получения прибыли.

ВАУЧЕРИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://ic.pics.livejournal.com…

Её официально провозглашенной мишенью являлось создание в России мощного класса собственников. Для этого значительную часть государственного имущества: заводы, фабрики, лавки, аптеки, кинотеатры и т. д. было решено передать всем гражданам страны безвозмездно.

Обеспечить эту передачу и должен был специально созданный для этого «ваучерный механизм» на основе проекта закона «Об именных приватизационных счетах и лептах в РСФСР».

Согласно этому закону на каждого гражданина России в государственном банке должен быть открыт именной приватизационный счёт, какой будет гарантировать своему владельцу право на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности.

Закон не разрешал какую-либо передачу приватизационных счетов иным лицам (во избежание обмана граждан со стороны мошенников).

Изначально Гайдар и Чубайс (в памяти народа остались главными «идеологами» приватизации) бывальщины против «именной» ваучерной приватизации, однако вскоре был найден способ обхода этого механизма.

В дальнейшем изначально верный справедливый механизм личных счетов был упразднен.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  https://s00.yaplakal.com/pics/…

В 1992 году для работы в Госкомимуществе правительством России бывальщины приглашены более 200 иностранных специалистов. Среди приглашенных оказались кадровые сотрудники ЦРУ и военные разведчики США — Бойл, Христофер, Шаробель, Аккерман, Фишер, Уаймен, Камински, Шлейфер, Уилсон и иные. Чубайс приказом № 141 по Госкомимуществу назначил начальником отдела иностранной помощи и экспертизы гражданина США Джонатана Хея, по данным российских спецслужб — кадрового сотрудника ЦРУ. Кое-каких из них затем судили в США, что они, будучи действующими офицерами разведки, незаконно обогащались в период приватизации в России.

Об этом, кстати, заявил Президент РФ Путин В.В. 25.04.2013 во пора проведения «прямой линии» (правда, не называя конкретных имен).

Вот такая «бригада ух» и приступила к ускоренной приватизации государственного собственности России.

По настоянию Чубайса Ельцин (президент РФ 1991 — 1999 годы) отменил именную приватизацию, обезличив ваучеры своим Указом. Эти бумаги именными уже не являлись.

Замена закона указом Президента была сделана во пора отпуска тогдашнего Верховного Совета (кстати, не отменить ли «каникулы» и депутатам Государственной Думы РФ на всякий случай? А то расслабляются и летом и зимой, соображаешь — мало ли…).

В силу чрезвычайных полномочий, дарованных в те времена парламентом, президентский указ, не опротестованный парламентом в десятидневный срок, приобретал мочь закона. Когда депутаты вернулись с «каникул», сделать было уже ничего нельзя. По крайней мере, так говорят депутаты…

КАК ПРОХОДИЛА ВАУЧЕРИЗАЦИЯ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://economic-definition.com…

По декларациям реформаторов (в памяти общенародной они остались как триада Ельцин — Гайдар — Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, всем обитателям России раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.

Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (ещё советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального обеспеченности) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь — продавай, хочешь — обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай каждогодний доход, а хочешь — вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.

Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, иных предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод ещё не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны бывальщины закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули ещё на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родимый завод и уволишься, или продашь по дешёвке ваучеры загадочным скупщикам.

А учителя, врачи, учёные, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Лишь на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры — покинули как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов приобрели акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.

13 копеек стал батоном за 12 рублей. Денежки печатали километрами. Всё, что накопили люди за десятилетия трудов, превратилось в нуль, пошло прахом. Мы жили в постоянном шоке. Вот в каких условиях дали нам ваучеры

Уже тогда это было издевательством и надувательством.

В газетах бесплатных объявлений сразу же появились соответствующие предложения: «меняю приватизационный чек на одну «Волгу». Реально же за ваучер подавали сначала 40 долларов, затем — 10, потом — 5. Только к весне 1994 года цена стабилизировалась на степени 20 долларов за штуку.

Высокой прибыли ваучеры не могли принести, так как вся постсоветская экономика оценивалась всего лишь в 100 млрд долларов. На момент приватизации в РФ насчитывалось 250 тысяч госпредприятий. От этой суммы взяли 35% — собственно такую долю собственности государство решило передать народу в виде ваучеров. Эти 35% поделили на все население страны. Так и получили номинал ваучера в 10 тысяч.

Но отчего-то упустили из виду один нюанс: стоимость предприятий, в том числе металлургических комбинатов, трубопроводов, крупнейших портов, шахт и многого иного, была взята из последней масштабной переоценки балансовой стоимости советской экономики, которая прошла еще в 1984 году.

Что прикасается самого ваучера, то либерализация цен и последовавшая за ней инфляция быстро обесценили его: к концу 1993 года на 10 тысяч рублей можно было приобрести всего пять пачек стирального порошка. Цена ваучера не достигла и стоимости велосипеда, не говоря уже о «Волгах».

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://www.stena.ee/blog/film_…

То кушать народ не знал, что делать с этими ваучерами, за которые, кстати, каждый заплатил 25 рублей. Кроме избранных, ТЕХ, КТО Ведал, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъёма собственности. Итак, повторим: 22,6 миллиона россиян не использовали ваучеры — покинули как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов — в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Но ведь остался ещё 61 миллион чеков! Реализованных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 — 3 бутылок водки.

На ваучеры приходилось три четверти оборота Российской товарно-сырьевой биржи.

Эти Некто, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие иные. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 биллиона долларов!

С января по июль 1994 год Чубайс приватизировал 284 крупнейших предприятия, в то время как Маргарет Тэтчер за несколько лет приватизировала чету десятков компаний.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://uborshizzza.livejournal…

В 1992—1994 годах приватизировали 135,6 тыс. госпредприятий. Да, тогда у нас были предприятия. Аэропланы делали, станки… Да, даже не верится. Но зато долларовых миллионеров было маловато (а по рублям-то мы тогда все были миллионерами. Проезд в метрополитен, и тот больше 1000 стоил). Зато теперь 2,5% богачей контролируют более 70% всей собственности в РФ. 10% самых состоятельных получают 33,5% всех доходов. 200 граждан, 62 из которых долларовые миллиардеры, владеют в общей сложности 12,5 трлн. рублей (сопоставим со стоимостью, оценённой при приватизации!). Это больше годового дохода федерального бюджета.

Разве не благодать кому-то?

Цены оборонных предприятий по настоянию американских советников Чубайса бывальщины специально занижены. К примеру, эксперт ГКИ американец Д.Хей, связанный с ЦРУ, через подставную российскую фирму «Граникс» купил опытный завод НИИ «Графит» и 30% акций Московского электродного завода и сделался хозяином уникального оборонного комплекса, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. Как фактический хозяин этих предприятий Д.Хей настоял на том, чтобы НИИ «Графит» отказался от оборонного заказа Военно-Космических сил России, но зачислил американский заказ.

Приватизация по Чубайсу нанесла колоссальный ущерб обороноспособности страны. Реальная стоимость проданных предприятий, если оценивать по самым минимальным оценкам базарную стоимость аналогичных предприятий США и Западной Европы — более 1 триллиона долларов США. А шокотерапевты продали по указанию заокеанских хозяев итого за 7,2 млрд. долларов, что, как минимум, в сто пятьдесят (150!) раз дешевле. Нажились и местные дельцы путем искусственного занижения цен предприятий. К образцу. Останкинский мясокомбинат в 1990-1992 годы закупил новейшее импортное оборудование на сумму более 35 млн. долл., а тяни комбинат, включая это оборудование, приватизирован за 3,1 млн. долл. Сводная картина представлена в таблице.

Таблица. Группировка проданных предприятий по стоимости.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://bookap.info/okolopsy/pl…

Налицо грабительство России, но это только начало. За годы перестройки, реформ и приватизации экономика России, ещё недавно занимавшая по основным экономическим показателям второе (после США) пункт в мире и первое место в Европе, отброшена на десятилетия в разряд слаборазвитых стран.

За период 1992 — 1994 годов от приватизации Федеральный бюджет получил глумливую сумму в 5,5 миллиардов долларов. Акционерами стали около 40 миллионов российских граждан, однако только 2,5 процента ездили на чековые аукционы и предъявляли бумажки организаторам торгов.

При этом среди сельских жителей распространялись «земельные ваучеры», то кушать паи. Около 11,9 млн. сельских жителей получили в качестве земельных паев 108 миллионов гектаров или 49% всей площади сельхозугодий России. И порядочное число крестьян сохранили за собой свидетельства прав собственности — около 95%.

При этом значительное число паёв сдано в аренду, зачастую обстоятельства договоров не соблюдаются.

Трехлетняя чековая приватизация сопровождалась гиперинфляцией. 1 октября 92-го года официальный обменный курс был 309 рублей за доллар. А в октябре 94-го, после знаменитого «черноволосого вторника» — 3 926 рублей за доллар. До этого страна пережила путч августа 1991 года, распад СССР и отпуск цен с 1 января 1992 года. Люд лишились накоплений, не хватало на самое необходимое.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://uborshizzza.livejournal…

Народного акционирования предприятий не получилось, да и не для этого их раздавали. Ваучер можно было реализовать, расплатиться им за акции предприятия или обменять ваучер на акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ). Разрешение на свободную покупку и продажу ваучеров по договорной стоимости, несмотря на всю свою рыночность, поставило окончательный крест на народной приватизации. Всё это на фоне беззарплатного полуголодного существования.

Распродажа столетия закончилась 30 июня 1994 года. Меньше чем за два года граждане вложили, продали или обменяли 148,6 млн приватизационных чеков. Немало 70% российской экономики перешло в частные руки.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://img-fotki.yandex.ru/get/122076/15397073.534/0_1583d7_557c3c37_XL

Рядовые акционеры почти не имели возможности править делами акционерного общества, даже несмотря на то, что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была прочерчена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учёта инфляции.

Таким образом собственность получила заниженную оценку, что лишь облегчило её переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение. Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров различные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических касательств. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

Ваучерная приватизация в России приобрела масса недостатков, самый весомый из которых — уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал эксперимент, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя итогов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из неё выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иноземные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Срок поступки приватизационного чека не мог быть более двух лет, по истечении которых он считался погашенными и изымался из обращения. В этих условиях ваучеры попросту продавали по дешёвке таинственным скупщикам, несли в так называемые чековые инвестиционные фонды, подавляющее большинство которых потом негромко растворилось.

Из 732 чековых инвестфондов 328 с сотнями миллионов рублей просто «пропали», а 205 ликвидированы по решению кораблей или собраний самих акционеров. Купленные этими фондами акции приватизированных предприятий по балансовой стоимости перемещались с баланса ЧИФов на баланс других структур, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации. Самые «честные» 136 ЧИФов заплатили своим акционерам за любую акцию от нескольких копеек до пары рублей.

В период приватизации применялось много хитрых (и одновременно грубых) схем.

Суть одной из схем была такова.

Краю жутко не хватает бюджетных средств. И здоровые частники решают помочь молодой республике.

Минфин размещает на счетах банков «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк»,«Столичный банк сбережений», «Менатеп» и АКБ «Интернациональная финансовая компания» «временно свободные» валютные средства федерального бюджета(!).

В свою очередь, эти коммерческие банки прокредитовали Правительство РФ(!) образцово на эту же сумму в целях временного замещения поступлений от приватизации, получив взамен в залог/доверительное управление пакеты акций линии крупнейших и наиболее рентабельных российских предприятий.

Красивая и одновременно примитивная схема, ничего не скажешь…

Таким образом, частники прокредитовали страна за государственный же счёт, бесплатно получив в обмен на это самые лакомые куски российской промышленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВАУЧЕРИЗАЦИИ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://img01.communa.ru/albums/userpics/10003/pich~0.jpg

Итого за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч промышленных предприятий. К середине 1994 года в итоге ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов небольшой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к крышке 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ. Страна предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Почиталось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта весьма быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с поддержкой чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России).

Телевизор пестрел рекламой фирм и ЧИФов, обещавших 500% и немало процентов годовых в результате приобретения акций.

Кто вложился в ЧИФы — потерял всё. Кто-то вложился в «Альфа-капитал», «Первый ваучерный фонд», «Московская недвижимость», «Олби», «МММ-инвест», «АВВА», «Гермес», «Хопер-инвест», «Нефть-Алмаз-Инвест», «ЛУКойл-фонд»…

Правительство изначально ведало о преступных целях создания ЧИФов и финансовых пирамид вроде «МММ», однако эти конторы впитывали миллиарды народных средств. Таким способом правительство билось с гиперинфляцией, уменьшая объём денежной наличности в стране у потребителей.

Между прочим, практика борьбы с инфляцией способом уменьшения денежной массы из 90-х годов применяется и сейчас, в XXI столетье… Отказ от индексации пенсий, зарплат — из той же самой серии. Нынешние экономисты, находящиеся у руля, не могут больше ничего придумать попросту.

Внесённые в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали своё существование. Потому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не мастерило человека реальным совладельцем предприятия.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://userdocs.ru/pars_docs/r…

Главным итогом ваучерной приватизации для младореформаторов был переход от «командно-административной экономики» к «базарной модели» (берем в кавычки поскольку в любой экономике есть крупная часть, которая занимается долгосрочным планированием — её Дж.Гелбрайт, советник двух президентов США наименовал планирующей экономикой, и есть рынок дораспределяющий то, что не успела планирующая экономика), перераспределение общенародного богатства в пользу небольшой кучки олигархов. Страна утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла стать без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде бывшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в краю появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые обладатели, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели беспокоились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально новоиспеченного и весомого класса собственников в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки. Летом 1994 года завязался новый этап приватизации — денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и торговле ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведёт к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые торги, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии, которую ныне приходится выгораживать нынешнему Президенту РФ Владимиру Путину, призывая не пересматривать итоги приватизации, а глядеть в будущее.

ОСОБЕННОСТИ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 90-Х ГОДОВ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://www.promved.ru/pics/edi…

Особенностью приватизации 90-х годов являлось:

— Государственные предприятия в мишенях продажи оценивались по остаточной балансовой стоимости, которая в сотни и тысячи раз была ниже рыночных цен.

— Помимо этого, разницу между балансовой и базарной стоимостью усилила инфляция. Имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из его балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 года, то кушать без учёта переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 года в связи с резким инфляционным скачком (цены тогда вытянулись в десятки раз).Таким образом, заявленная стоимость госимущества, подготовленного к продаже в частные руки, не соответствовала реальности, иногда — в тысячи и немало раз.

— Многие государственные предприятия были приватизированы за счёт льготных государственных кредитов, т.е. без копейки собственных вложенных средств новоиспеченными собственниками.

— До приватизации допускались только «свои».

— Приватизация проводилась в условиях полной финансовой безграмотности подавляющего большинства народонаселения страны. Люди, которые за десятилетия привыкли верить своему государству и руководству страны, оказались жестоко обманутыми.

— В дальнейшем немало мелких держателей небольшого количества акций в дальнейшем «кинули», проведя реорганизацию юридического лица. Либо была прочерчена дополнительная эмиссия акций, в результате чего голоса акционеров оказались «размыты» и не влияли уже ни на что.

Как пример заниженной оценки —- «стоимость» одного пролетария места на «Автовазе» была оценена в 81 доллар США; на ГАЗе — 244 долл., на «Уралмаше» — 109 долл., на Челябинском металлургическом заводе — 105 долл.

Всё было поставлено с ног на башку — в целях приватизации производящие реальные товары предприятия с огромной машино- и энергооснащенностью имели грошовую стоимость рабочих пунктов, а предприятия сферы обслуживания с офисным оснащением имели стоимость рабочих мест в десятки тысяч долларов.

Из 500 крупнейших предприятий России возле 80% продано на аукционах по цене менее 8 млн. долларов каждое. Из них — цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн. долларов США в посредственном за одно предприятие.

«Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3,72 млн. долларов, Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) — за 3,73 млн. долларов, Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тыс. пролетариев), — за 2,7 млн. долларов, Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) — за 2,2 млн. долларов.

Для сравнения — средняя хлебопекарня в Европе стоит возле 2 млн. долларов, средний колбасный завод швейцарского производства — 3,5 млн. долларов.

Команда Ельцина продала Челябинский тракторный завод по стоимости хлебопекарни.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://www.sovross.ru/old/2003…

Коротко их можно охарактеризовать так:

— В России произошёл переход от социализма (или согласно терминологии К.Маркса государственного капитализма) к капитализму.

— В России показалась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги; в ряде случаев — бесплатно за государственный же счёт.

— Случилось сращивание организованной преступности, крупного капитала и органов власти в единый «синдикат».

— Приватизация скомпрометировала себя в глазах немало россиян. Около 80% граждан России продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.

— Приватизация содействовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Таким образом, массовая приватизация в России была прочерчена в фантастически короткие сроки и не в интересах подавляющей части населения страны.

Было продано порядка 80% всех государственных предприятий. В мена на это страна получила в бюджет (по различным оценкам) сумму в районе от 1/20 до 1/100 годового бюджета страны (!).

Как более доступный для понимания образец — от продажи всех предприятий в 1993 году («основной» год приватизации) бюджет страны получил всего около 90 млн долларов США.

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://i1.wp.com/www.un.org/su…

Джеффри Сакс (одинешенек из разработчиков политики «шоковой терапии» в Боливии, Польше и России; с осени 1991 года по январь 1994-го был руководителем группы экономических советников президента России Бориса Ельцина. «Нью-Йорк Таймс» наименовала его «возможно самым важным экономистом в мире», а «Тайм» — самым известным экономистом в мире) так высказался о результатах приватизации в России:

«… И, как мне представляется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому сфере капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей мишенью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

Это ж как надо было перестараться, чтобы услышать такое от вдохновителя идеи… Стахановцы, одно слово . …

Люд, которые в 90-е годы были директорами заводов, за заводские же деньги скупали у рабочих акции… Сначала не платили зарплату по три месяца, по полгода, удерживая эти денежки, вынуждая рабочих приходить и за копейки продавать акции. Скупали эти акции и становились собственниками заводов.

Чему они сейчас нас могут научить, вещая из телевизора из мягких чиновничьих кресел? И из кресел Госдумы, уместно… Как развивать экономику? Как развивать человека как такового? Конечно, нет. Чему они научили своих детей?

Зато они могут сказать, как верно в нужное время в нужном месте что-нибудь хапнуть, что-нибудь урвать. Эти люди умеют урвать, украсть, отжать — но они не умеют править экономикой.

А они, к сожалению, у власти.

И дело сейчас даже не в пересмотре итогов приватизации и в восстановлении социальной справедливости.

Речь о том, чтобы избежать подобного в грядущем.

Возможно, эта публикация некоторым хоть немного откроет глаза на то, что было в недавнем прошлом, и на то, что происходит сейчас.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

История ваучера, или Как торговали госсобственность  http://900igr.net/up/datas/232…

Художественным аналогом ваучеризации и её последствий может предназначаться сеанс черной магии Воланда и его помощников Фагота — Коровьева и кота Бегемота на сцене театра «Варьете», описанный М. Булгаковым в «Искуснике и Маргарите». На сцене было объявлено, что совершенно бесплатно производится обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. В горячке все зрительницы переоделись. Но сеанс окончился, люди вышли из театра на улицу, и тут раздались крики и ревущий хохот — платья и обувь, полученные у магов, пропали, а дамы оказались в одном нижнем белье.

Точно так же чудотворцы ваучеризации, давшие каждому «билет в мир свободной экономики», покинули основную массу населения, образно говоря, в нижнем белье. В ходе приватизации Россия за гроши распродала свои лучшие предприятия, какие стали источником невероятной наживы для демократических властителей, зарубежных инвесторов и российского криминала. Состояния делались за неделю. Денежки и ценности перекачивались на Запад.

>