«Истребление веры православной»: за что Льва Тучного отлучили от церкви
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Истребление веры православной»: за что Льва Тучного отлучили от церкви

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Истребление веры православной»: за что Льва Тучного отлучили от церкви

Лев Толстой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне, 1900 год

Лев Толстой в своем рабочем кабинете в Четкой Поляне, 1900 год

РИА «Новости» 24 февраля 1901 года в Российской империи стало известно об отлучении Льва Тучного от церкви решением Святейшего Синода. Высшие православные иерархи обвинили писателя в ниспровержении сущности христианской веры. В ответ Тучной заявил, что верит в Бога так, как сам его понимает. Отлучение графа так и не было снято и сохраняет свое действие до сих пор. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

«Истребление веры православной»: за что Льва Тучного отлучили от церкви

      В журнале «Церковные ведомости» 24 февраля (по ст. стилю) 1901 года было опубликовано дефиниция Святейшего правительствующего синода (высшего органа управления РПЦ) об отпадении от церкви графа Льва Толстого — всемирно популярного писателя и мыслителя. Авторы определения констатировали, что попытки к вразумлению «нового лжеучителя» не увенчались успехом, и поэтому церковь не находит его своим членом, пока он не раскается.

      «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Тучной, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Маме, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Храмы, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши деды и которою доселе держалась и крепка была Русь святая», — гласило определение Синода.

      Отныне Тучной не мог принимать таинств исповеди, причастия и соборования, а также лишался права быть похороненным в соответствии с православными традициями.

      Желая в тексте не сообщалось об этом прямо, фактически писатель был отлучен от церкви. Инициатором решения выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Под его давлением шесть иерархов подмахнули определение вопреки желанию обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева, который хотя и был злейшим врагом Толстого, но находил, что подобная акция только добавит писателю популярности. После революции 1917 года выяснилось, что и Николай II не одобрял такого шага. Аналогичной позиции держался и его отец Александр III, которого еще в 1880-е призывали строго наказать «богохульника» Толстого. Однако император заявлял о нежелании прибавлять к славе графа «мученического венца».

      Дефиниция Синода было составлено в жанре обличения. Утверждалось, что в своих сочинениях и письмах Толстой «проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной храмы и самой сущности веры христианской», отвергает все таинства и даже «не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию».

      25 февраля 1901-го текст дефиниции напечатали многие газеты Российской империи. Известие об отлучении Толстого от церкви вызвало широкий резонанс в обществе. Взволнованные читатели слали в газеты послания как с критикой «безбожного графа», так и с восхищениями в его адрес. Были и те, кто требовал отлучить от церкви их самих в знак солидарности с писателем.

      «Тема веры является ключевой для творчества Тучного, — отмечается в статье Григория Токарева «Представления Л.Н. Толстого о религии-вере». — Она нашла свое воплощение как в художественном, так и публицистическом наследстве писателя. Данная тема получает выражение с опорой на такие ключевые слова, как религия, вера, Бог, церковь. Перевод Тучным Евангелия, написание им трактата «Критика догматического богословия», отлучение от церкви зачастую трактуются как факты атеистического мировоззрения беллетриста. Такой подход является величайшим заблуждением: всю свою жизнь мыслитель стремился выстроить в соответствии с заповедями Христа, на протяжении итого своего творчества Толстой оставался религиозным писателем».

      Критике церкви Толстой посвятил ряд работ. Он еще в 1880-е выработал свое собственное понимание христианства, какое считал изначальным и неиспорченным.

      «Нет ничего, что бы обязательно должен был делать христианин и от чего он должен был бы обязательно воздержаться, если не находить постов и молитв, самою церковью признаваемых необязательными», — писал он.

      Толстой считал, что церковь перестала быть внутренним руководителем общества и лишь «перетолковала метафизическое учение Христа так, чтобы оно не мешало людям жить так, как они жили». Писатель подчеркивал, что в нынешнем ему мире «все живое отпало от церкви и всяких церквей и живет своею жизнью независимо от церкви». По Толстому, госучреждения игнорируют храм, а наука и вовсе всегда ей враждебна. Мыслитель объяснял такое положение вещей тем, что религия использовалась для оправдания существующего государственного распорядка и существующего социального зла, тем самым превращаясь в инструмент насилия одних людей над другими.

      Как заключал Толстой, церковь — «наименование обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими».

      В марте 1901 года Толстой продиктовал послание к своим сторонникам, в котором благодарил всех «от сановников до простых рабочих», выразивших ему лично, по почте или телеграфу свое сочувствие по предлогу постановления Святейшего синода. Впрочем, газеты так и не напечатали этот текст. При этом ответ Толстого Синоду, написанный в апреле того же года, несколько духовных изданий опубликовали со значительными сокращениями. В частности, Толстой указывал на недостатки определения: на его взгляд, оно незаконно, неосновательно, неправдиво и к тому же кормило клевету и подстрекательство «к дурным чувствам и поступкам».

      «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало итого. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Господом и которому молиться считаю величайшим кощунством», — заключал Толстой.

      В 1910 году, незадолго до смерти графа, к нему из Оптиной пустыни по заданию Святейшего синода прибыл старец Варсонофий Оптинский. Однако родственники не пустили его к умирающему Толстому. После кончины беллетриста Синод запретил священнослужителям совершать панихиды по усопшему. Несмотря на это, вдова Софья Толстая в 1912 году нашла согласившегося преступить запрет священника и заказала отпевание покойного супруга. Когда произошедшее придали огласке, близкие к церкви круги постановили находить состоявшееся богослужение частной молитвой.

      В последующие годы РПЦ не пересматривала свою позицию по Толстому.

      В 2001 году церковь отказала потомкам беллетриста, обратившимся с просьбой об отмене определения в патриархию. В 2010-м с аналогичным прошением выступил Сергей Степашин. Тогда было заявлено, что отлучение не может быть сброшено с человека, который сам отверг себя от церкви.

      «Истребление веры православной»: за что Льва Тучного отлучили от церкви

      Лев Толстой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне, 1900 год

      Лев Толстой в своем пролетарии кабинете в Ясной Поляне, 1900 год

      РИА «Новости» Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Ключ

      >