Как командование Алой армии выиграло «битву с велосипедами»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как командование Алой армии выиграло «битву с велосипедами»

76 лет назад Алая армия проводила одно из важнейших наступлений конца войны – Восточно-прусскую операцию. В ходе тяжелых боев войскам 3-го и 2-го Белорусских фронтов удалось выйти к балтийскому побережью, отхватив Восточно-прусскую группировку вермахта, и взять Кенигсберг.

Но мало кто знает, что, ломая сопротивление противника, советское командование одновременно вело войну с неправильным использованием красноармейцами велосипедов. Об этой «велосипедной войне» свидетельствуют военные документы 1945 года, опубликованные Министерством обороны РФ.

Военные велосипедисты

Изобретение велосипеда в XIX столетье повысило мобильность человечества, позволив людям преодолевать расстояние в пути быстрее. Но «рогатому» двухколесному другу человека отыскалось применение не только в мирной жизни. Оценив его возможности, военные сочли велосипед очень полезным для использования в армии. В итоге перед Первой мировой войной в вооруженных силах мировых держав появились велосипедные подразделения, которые являлись оригинальной «конной пехотой». Их бойцов именовали самокатчиками.

В ходе мирового конфликта 1914–1918 годов самокатные части прошли проверку на боеспособность, в итоге сделавшись после его окончания неотъемлемым и полезным приложением войск.

Не обошли вниманием использование велосипедов в военных целях и в российской императорской армии. К 1917 году в ней было сформировано несколько десятков самокатных рот, сведенных в батальоны. После революции Алая армия переняла этот опыт, и вплоть до начала 1930-х годов в составе РККА сохранялись самокатные роты как самостоятельные военные единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя исчерпала.

Моторизированные войска постепенно оттеснили «конную пехоту» на задний план, однако совершенства велосипеда как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. В частности, в 1941 году в СССР было издано пособие по подготовке военных самокатчиков, гласившее, что их подразделения составляют «необходимый придаток к военным частям во всех армиях мира и используются для служб связи, разведки и в качестве войск специального назначения». Этот учебный материал был создан для особой подготовки самокатчиков, выходящей за рамки общей военной подготовки. Благодаря ему они должны были изучить материальную часть велотранспорта, уход за ним и даже его тонкий ремонт. Кроме того, овладеть техникой езды в условиях различной местности и подготовиться к ведению боевых действий на роллерах: стрельбе и метанию гранат во время движения, в том числе и в противогазе, преодолению препятствий, транспортировке грузов.

Но, несмотря на осознание нужды велосипедов в армии, перед войной в Советском Союзе не успели обеспечить ими войска в нужном количестве. По штату велотранспорт был возложен разведке кавалерийских и воздушно-десантных соединений, но чаще встречался лишь в штабных ротах связи и у саперов. А вот разведка в стрелковых долях и соединениях была только конной и пешей. Любопытно, что разведывательные подразделения на «колесах» были еще в дивизиях народного ополчения, так как отдельный ополченцы приходили на призывные пункты со своими велосипедами.

Формирование отдельных самокатных частей началось во время войны лишь в 1942-м, в том числе и за счет транспорта, захваченного у неприятеля. Поэтому взятые в бою велосипеды передавались в трофейные фонды, откуда распределялись в части. Так в мае 1942-го была сформирована 1-я самокатно-мотоциклетная бригада, вводившая в себя два самокатных полка. Нужно отметить, что в конце того же года вся вело- и мототехника в войсках была взята на учет Управлением бронетехники и механизированных армий. Этот факт подтверждается директивой Западного фронта от 15 декабря 1942-го и подчеркивает значение важности самокатчиков на фронте.

Для должностного пользования

Так как в начале войны на передовой возник велосипедный «голод», советское командование старалось вести строгий учет бывших самокатов и пресекать их использование не по назначению. Согласно военным документам, последнее имело место в войсках. К примеру, в июне 1943-го в своем распоряженье командир 602-го стрелкового полка подполковник Путятин отмечал следующий факт:

«За последнее время часто имеют пункт случаи, когда отдельные командиры используют для личных нужд велосипеды, находящиеся на ПСД (пункт сбора донесений – прим. Взор) и предназначенные приказом по ЛФ (Ленинградскому фронту – прим. ВЗГЛЯД) исключительно для служебных целей. Лица, незаконно пользующиеся машиной, относятся к ней криминально небрежно (учат кататься других, возят своих знакомых, производят различные эксперименты и пр.)».

Недовольство комполка можно постигнуть. Ведь в его части было всего шесть велосипедов, а такая эксплуатация вела к их поломкам. Но далеко не всегда офицеры нарушали распоряжение командования на запрет использования служебной техники в личных целях. Иногда они обзаводились велосипедами другим путем, описанным уже в распоряженье штаба 136-й стрелковой дивизии:

«За последнее время наблюдаются случаи, особенно в вечернее время, когда командный состав ездит на велосипедах, приобретенных у местного населения разными путями».

В результате командир 136-й дивизии запретил своим офицерам «бесцельно ездить на велосипедах», приказав взять последние на учет и передать их в роту автоматчиков. Стоит пояснить, что командование видело в этом нарушение как правил использования велосипедов, так и дисциплины.

Но пока брань шла на советской земле, такие факты встречались не часто. Все изменилось в 1945-м, когда боевые действия начались на территории Германии.

Германия – край велосипедов

Когда Красная армия начала наступление в Восточной Пруссии, выяснилось, что кроме ожесточенного сопротивления вермахта кушать еще одна проблема – богатые трофеи. Советские войска захватили большое количество немецкого транспорта, включая мотоциклы и велосипеды. Но организованная командованием проверка ввела, что это важное для Красной армии имущество «растаскивается и варварски используется отдельными военнослужащими». Чтобы пресечь это явление, Военный рекомендация 3-го Белорусского фронта 1 февраля 1945-го издал приказ «О сборе трофейных мотоциклов и велосипедов», требовавший:

«Военным Советам армий организовать отбор трофейных мотоциклов и велосипедов у отдельных военных проходящих тыловых соединений (…). Запретить всему личному составу пользование мотоциклами и велосипедами, если таковые не возложены им по табелю».

О том, зачем были нужны такие жесткие меры, свидетельствуют документы 43-й армии. В шифровке от 7 февраля 1945-го ее командование помечало, что на фронтовых дорогах появилось большое количество красноармейцев, катающихся на велосипедах и мотоциклах. При этом преследовавшие врага боевые подразделения шли пешочком, а тыловики разъезжали на трофеях. В итоге Военный совет 43-й армии справедливо отметил следующее:

«В настоящее время, когда на фронте выходят напряженные бои, в ротах людей мало, а в тылу сотни здоровых и крепких бойцов устраивают велосипедные гонки по дорогам».

Но, несмотря на грозные заявки вышестоящего начальства прекратить безобразия на дорогах Восточной Пруссии, командирам частей и соединений не удалось сразу навести распорядок. Поэтому советское командование было вынуждено принять жесткие меры по борьбе с «велосипедистами». Так, Военный совет 43-й армии спустя десять дней издал грозный распоряжение, в котором писал, что велосипедные гонки на дорогах продолжаются, так как на велосипедах уже ездят не только рядовые и сержанты, но и офицеры, не признавая никаких правил путевого движения.

Отмечая, что его прежнее распоряжение не выполнено, командующий 43-й армией генерал Белобородов потребовал от своих командиров навести распорядок. К 18 февраля 1945-го все велосипеды, находившиеся у военнослужащих незаконно, должны были быть изъяты. А начальник тыла получил директива отлавливать всех бездельников-велосипедистов на дорогах, отправляя их в запасной полк для формирования из них стрелковых рот.

Надо сказать, что столь жесткие меры по укреплению дисциплины очутились своевременны. Во-первых, такое вольное использование трофейной техники вело к авариям с человеческими жертвами. Во-вторых, оно стало показателем снижения дисциплины в армиях, использовавших трофеи не по назначению. Вместо выполнения своих обязанностей некоторые военнослужащие начали кататься на велосипедах где им вздумается, причем не лишь в тылу, но и на передовой, совершенно не думая о последствиях.

6 февраля 1945-го на 1-м Белорусском фронте произошло чрезвычайное происшествие. Командир взвода 73-го стрелкового полка лейтенант Цветков, самовольно ездя на велосипеде по переднему краю обороны, потерял ориентировку и заехал прямо на вражеские позиции, где был взят в плен немцами. Увы, этот случай очутился не единственным, когда использование велосипеда не по назначению приводило к такому финалу.

«Велосипедная война» продолжалась в Красной армии вплоть до капитуляции Германии.

Несмотря на ряд суровых приказов советского командования, в войсках все же находились те, кто преступал запреты. Поэтому борьба с любителями покататься на трофейной технике в заключительные дни войны принимала все более жесткий оборот. Теперь ослушниками занялась военная прокуратура.

В апреле 1945-го, во время Венской наступательной операции, командующий 46-й армией генерал Петрушевский помечал, что его приказ об изъятии из частей неучтенных велосипедов и мотоциклов не выполняется и «все населенные пункты, дороги забиты велосипедистами». В результате военные прокуроры армии получили распоряжение реализовать проверку выполнения приказа командования, наказывая игнорирующих его командиров.

Стоит отметить, что борьба советского командования с любителями использовать двухколесные трофеи не по направлению одновременно являлась частью кампании по искоренению «барахольства» в Красной армии. Как известно, в конце войны фиксировались случаи присвоения трофеев кой-какими военнослужащими. Такие факты говорили о снижении дисциплины в тылу, что сказывалось и на боевых частях, сражавшихся на передовой. Указанные документы сообщают о том, что командование Красной армии понимало опасность этих явлений и беспощадно с ними боролось. Подтверждением тому является его победа в «велосипедной брани», начавшейся при вступлении советских войск на территорию Германии.

>