Александра Леонтьевна Моришева родилась в 1918 г. в г. Белебей Башкирской АССР. После завершения в 1938 г. Киевского химико-технологического техникума начала работать химиком на спиртовом заводе в Башкирии. В 1940 г. по договору прибыла в Магадан для труды контролёром-комплектовщиком в контору общего снабжения Дальстроя. Там же и тогда же познакомилась с мужем, и с 1940 года стала носить фамилию Бойко. Её муж, Иван Бойко, пришёл в посёлок Магадан, в 1938 году, после демобилизации из РКВМФ. Работал на Магаданской автобазе на “Ярославце” и перевозил грузы по Колымской линии. Части механизмов, оборудование для рудников, фабрик, электростанций, промприборы для приисков. Грамоты и благодарности, знак “Отличник-дальстроевец” I 1463…
Грянула брань. В 1942-м году Ивана как лучшего шофёра включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал супругу, как тяжело приходится там, на “большой земле”. И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести – 50 тыс. руб. сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и послание Верховному Главнокомандующему отправить. С просьбой: разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке.
Ответ они получили в феврале 1943 г. Депеша была лаконичной: “Благодарю вас, Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Зачислите мой привет, Сталин”.
Вслед за телеграммой появился приказ начальника Дальстроя И. Ф. Никишова: “Освободить от работы в Дальстрое шофёра автобазы N 6 управления автотранспорта Бойко Ивана Фёдоровича и работницу треста “Колымснаб” Бойко Александру Леонтьевну, направляющихся охотниками на фронт”.
В ноябре 1943 они по ускоренной программе заканчивают Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов и зачисляются в резерв. И опять письма, уже в адрес командования с просьбой быстрее отправить их на место боевых действий. Но лишь в июне следующего года получили они под Тулой тяжкий танк “ИС” и назначения: Александра – командиром танка, Иван – механиком-водителем.
В мае 1944 г. Бойко выехали на фронт. Попали в 5-й Двинский танковый корпус.
Военное крещение прошли в боях за Ригу. И уже 6 августа 1944 г. в сводке Совинформбюро говорилось: “Экипаж танка, где командиром младший техник-лейтенант Александра Бойко и водителем меньший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника”. На борту их танка была выведена надпись: “Колыма”…
В сражениях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую “пантеру”. Ранения, контузия… Но начинает расти и их боевой счёт, счёт истреблённых танков и орудий противника. Открыт счёт и первым наградам: в августе 1944 Александра Леонтьевна получила орден Отечественной брани I степени, Иван Фёдорович – орден Красного Знамени.
В сентябре командир танка была направлена в Москву, где выступила на IV антифашистском митинге. Тогда её портрет показался на обложке журнала “Огонёк”…
Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии – таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа военный машины. Праздник Победы они встретили в Праге.
После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Фёдорович семь лет отработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна – директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 гг., она избиралась депутатом Магаданского городского Рекомендации депутатов трудящихся.
В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз ещё встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 году ветераны бывальщины приглашены на празднование 50-летия Магадана – города их вечной памяти.
Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Фёдоровича Бойко в славную когорту почётных граждан Магадана.
Еременко А.И. “Годы возмездия”:
Лето 1944 г. Экипаж “семейного” танка Бойко одет в куцые кожаные куртки поверх офицерского обмундирования.
Александра Леонтьевна Бойко
Родилась в 1918 г. в г. Белебей Башкирской АССР.
После завершения в 1938 г. Киевского химико-технологического техникума начала работать химиком на спиртовом заводе в Башкирии. В 1940 г. по договору прибыла в Магадан. До февраля 1943 г. трудилась контролёром-комплектовщиком в тресте “Колымснаб”.
В 1942 г. вместе с супругом Иваном Фёдоровичем внесли в Фонд обороны 50 тыс. рублей на постройку танка для Алой Армии и обратились к Верховному Главнокомандующему с просьбой отправить их на фронт. В 1943 г. в звании младшего техника-лейтенанта была назначена командиром танка.
С мая 1944 по май 1945 г. принимала участие в военных действиях в Прибалтике, Польше, Чехословакии.
После демобилизации вернулась в Магадан, где до 1954 г. работала директором хлебозавода. Избиралась депутатом городского Рекомендации. Впоследствии жила в городе Апшеронске Краснодарского края.
Награждена орденами “Отечественная война” двух степеней, многими медалями. Звания почётного гражданина города удостоена 4 декабря 1991 г.
Бойко Иван Фёдорович
Родился в 1912 г. в городе Нежин Черниговской районы.
С 1927 по 1933 г. работал слесарем-комбайнёром на Украине, затем служил в Военно-Морском Флоте на Дальнем Востоке. С 1938-го по февраль 1943 г. трудился шофёром на Магаданской автобазе N 6.
В 1942 г. в составе делегации работников Дальстроя побывал в действующей армии. После возвращения в Магадан совместно с супругой внесли в Фонд обороны страны 50 тыс. руб. на строительство танка. По разрешению И. В. Сталина вместе с женой был направлен в Челябинское танковое училище.
Сделавшись механиком-водителем тяжёлого танка, участвовал в боях на 2-м Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах. Боевой путь закончил в освобождённой Праге.
После брани Иван Фёдорович Бойко вернулся в Магадан, где с 1946 по 1953 г. работал заместителем начальника автобазы.
Награждён орденами Алого Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-й ст., медалями. 4 декабря 1991 г. ему присвоено звание “Почётный гражданин города Магадана”.