Увлекательные выдержки. Л.Д. Троцкий

 

ИСПАРЕНИЯ МОРАЛИ

 

В эпохи торжествующей реакции господа демократы, социал-демократы, анархисты и другие представители “левого” станы начинают выделять из себя в удвоенном количестве испарения морали, подобно тому, как люди вдвойне потеют от страха. Пересказывая своими словами десять заповедей или нагорную проповедь, эти моралисты адресуются не столько к торжествующей реакции, сколько к гонимым ею революционерам, какие своими “эксцессами” и “аморальными” принципами “провоцируют” реакцию и дают ей моральное оправдание. Между тем есть простое, но верное оружие избежать реакции: нужно напрячься и нравственно возродиться. Образцы нравственного совершенства раздаются желающим даром во всех заинтересованных редакциях.

 

Классовая основа этой фальшивой и напыщенной проповеди: интеллигентская тонкая буржуазия. Политическая основа: бессилие и растерянность перед наступлением реакции. Психологическая основа: стремление преодолеть чувство собственной несостоятельности при поддержки маскарадной бороды пророка.

 

Излюбленным приемом морализирующего филистера является отождествление образа действий реакции и революции. Успех зачисления достигается при помощи формальных аналогий. Царизм и большевизм – близнецы. Близнецов можно открыть также в фашизме и коммунизме. Можно составить перечень всеобщих черт католицизма, или уже: иезуитизма, и большевизма. Со своей стороны, Гитлер и Муссолини, пользуясь совершенно тем же методом, доказывают, что либерализм, демократия и большевизм воображают лишь разные проявления одного и того же зла. Наиболее широкое признание встречает ныне та мысль, что сталинизм и троцкизм “по созданию” одно и то же. На этом сходятся либералы, демократы, благочестивые католики, идеалисты, прагматисты, анархисты и фашисты. Если сталинцы не имеют возможности примкнуть к этому “Общенародному фронту”, то только потому, что случайно заняты истреблением троцкистов.

 

Основная черта этих сближений и уподоблений в том, что они совершенно игнорируют физическую основу разных течений, т.-е. их классовую природу и, тем самым, их объективную историческую роль. Взамен этого они оценивают и классифицируют различные течения по какому либо внешнему и второстепенному признаку, чаще всего по их отношению к тому или другому абстрактному принципу, какой для данного классификатора имеет особую профессиональную ценность. Так, для римского папы франкмасоны, дарвинисты, марксисты и анархисты представляют близнецов, ибо все они святотатственно отвергают беспорочное зачатие. Для Гитлера близнецами являются либерализм и марксизм, ибо они игнорируют “кровь и честь”. Для демократа фашизм и большевизм – двойники, ибо они не склоняются перед всеобщим избирательным правом. И так дальше.

 

Известные общие черты у сгруппированных выше течений несомненны. Но суть в том, что развитие человеческого рода не исчерпывается ни всеобщим избирательным правом, ни “кровью и честью”, ни догматом беспорочного зачатия. Исторический процесс означает прежде итого борьбу классов, причем разные классы во имя разных целей могут в известных случаях применять сходные средства. По-иному, в сущности, и не может быть. Борющиеся армии всегда более или менее симметричны, и, если б в их методах борьбы не было ничего всеобщего, они не могли бы наносить друг другу ударов.

 

Темный крестьянин или лавочник, если он, не понимая ни происхождения ни смысла борьбы между пролетариатом и буржуазией, оказывается меж двух пламён, будет с одинаковой ненавистью относиться к обоим воюющим лагерям. А что такое все эти демократические моралисты? Идеологи промежуточных слоев, угодивших или боящихся попасть меж двух огней. Главные черты пророков этого типа: чуждость великим историческим движениям, заскорузлый консерватизм мышления, самодовольство ограниченности и примитивнейшая политическая трусость. Моралисты вяще всего хотят, чтоб история оставила их в покое, с их книжками, журнальчиками, подписчиками, здравым смыслом и нравственными прописями. Но история не оставляет их в покое. То слева, то справа она наносит им колотушки. Ясно: революция и реакция, царизм и большевизм, коммунизм и фашизм, сталинизм и троцкизм – все это двойники. Кто сомневается, может прощупать симметричные шишки на черепе самих моралистов, с правой и с левой сторонки.

 

МАРКСИСТСКИЙ АМОРАЛИЗМ И ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ

 

Наиболее популярное и наиболее импонирующее обвинение, направленное против большевистского “аморализма”, находит свою опору в, так именуемом, иезуитском правиле большевизма: “цель оправдывает средства”. Отсюда уже нетрудно сделать дальнейший вывод: так как троцкисты, подобно всем большевикам (или марксистам), не признают принципов нравственности, следовательно, между троцкизмом и сталинизмом нет “принципиальной” разницы. Что и требовалось доказать.

 

Один американский еженедельник, весьма вульгарный и циничный, произвел насчет нравственности большевизма маленькую анкету, которая, как водится, должна была одновременно служить целям этики и рекламы. Неподражаемый Г. Дж. Уэльс, гомерическое самодовольство какого всегда превосходило его незаурядную фантазию, не замедлил солидаризироваться с реакционными снобами из “Коммон Сенс”. Здесь все в порядке. Но и те из участников анкеты, какие считали нужным взять большевизм под свою защиту, делали это, в большинстве случаев, не без застенчивых оговорок: принципы марксизма, разумеется, плохи, но среди большевиков встречаются, тем не менее, достойные люди (Истмен). Поистине, некоторые “друзья” опаснее врагов.

 

Если мы пожелаем взять господ обличителей всерьез, то должны будем прежде всего спросить их, каковы же их собственные принципы морали. Вот проблема, на который мы вряд ли получим ответ. Допустим, в самом деле, что ни личная, ни социальная цели не могут оправдать средства. Тогда необходимо, очевидно, искать других критериев, вне исторического общества и тех целей, которые выдвигаются его развитием. Где же? Раз не на земле, то на небесах. Попы уже давным-давно открыли безошибочные критерии морали в божественном откровении. Светские попики говорят о вечных истинах морали, не называя собственный первоисточник. Мы вправе, однако, заключить: раз эти истины вечны, значит они должны были существовать не только до появления на земле полуобезьяны-получеловека, но и до возникновения солнечной системы. Откуда же они собственно взялись? Без господа теория вечной морали никак обойтись не может.

 

Моралисты англосаксонского типа, поскольку они не ограничиваются рационалистическим утилитаризмом, этикой буржуазного бухгалтера, выступают в качестве сознательных или неосознанных учеников виконта Шефтсбюри (Shaftesbury), который в начале 18-го века! – выводил нравственные суждения из особого “морального чувства” (moral sense), раз навеки будто бы данного человеку. Сверх-классовая мораль неизбежно ведет к признанию особой субстанции, “морального чувства”, “совести”, как некоего абсолюта, какой является, ничем иным, как философски-трусливым псевдонимом бога. Независимая от “целей”, т.-е. от общества, мораль, – выводить ли ее из вечных истин или из “натуры человека”, – оказывается, в конце концов, разновидностью “натуральной теологии” (natural theology). Небеса остаются единственной укрепленной позицией для военных операций против диалектического материализма.

 

В России возникла в крышке прошлого столетия целая школа “марксистов” (Струве, Бердяев, Булгаков и другие), которая хотела дополнить учение Маркса самодовлеющим, т.-е. над-классовым нравственным начином. Эти люди начали, конечно, с Канта и категорического императива. Но чем они кончили? Струве ныне – отставной министр крымского барона Врангеля и неизменный сын церкви; Булгаков – православный священник; Бердяев истолковывает на разных языках апокалипсис. Столь неожиданная, на первый взгляд, метаморфоза объясняется отнюдь не “славянской душой”, – у Струве немецкая давя, – а размахом социальной борьбы в России. Основная тенденция этой метаморфозы, по существу, интернациональна.

 

Классический философский идеализм, поскольку он, в свое пора, стремился секуляризовать мораль, т.-е. освободить ее от религиозной санкции, представлял огромный шаг вперед (Гегель). Но, оторвавшись от неба, мораль бедствовала в земных корнях. Открыть эти корни и было одной из задач материализма. После Шефтсбери жил Дарвин, после Гегеля – Маркс. Апеллировать ныне к “непреходящим истинам” морали значит пытаться повернуть колесо назад. Философский идеализм – только этап: от религии к материализму или, навыворот, от материализма к религии.

 

“ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ”

 

Кто не хочет возвращаться к Моисею, Христу или Магомету, ни довольствоваться эклектической окрошкой, тому остается признать, что нравственность является продуктом общественного развития; что в ней нет ничего неизменного; что она служит общественным интересам; что эти интересы противоречивы; что мораль больше, чем какая-либо иная форма идеологии, имеет классовый характер.

 

Но ведь существуют же элементарные правила морали, выработанные развитием человечества, как цельного, и необходимые для жизни всякого коллектива? Существуют, несомненно, но сила их действия крайне ограничена и неустойчива. “Общеобязательные” нормы тем немного действительны, чем более острый характер принимает классовая борьба. Высшей формой классовой борьбы является гражданская брань, которая взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами.

 

В “нормальных” условиях “нормальный” человек соблюдает заповедь: “не убий!”. Но если он убьет в необыкновенных условиях самообороны, то его оправдают присяжные. Если, наоборот, он падет жертвой убийцы, то убийцу убьет суд. Необходимость суда, как и самообороны, вытекает из антагонизма заинтересованностей. Что касается государства, то в мирное время оно ограничивается легализованными убийствами единиц, чтобы во время войны превратить “общеобязательную” заповедь: “не убий!” в свою противоположность. Самые “человечные” правительства, которые в мирное время “ненавидят” войну, провозглашают, во время войны, высшим долгом своей армии истребить как можно вящую часть человечества.

 

Так называемые, “общепризнанные” правила морали сохраняют, по существу своему, алгебраический, т.-е. неопределенный характер. Они выражают лишь тот факт, что человек, в своем индивидуальном поведении, связан популярными общими нормами, вытекающими из его принадлежности к обществу. Высшим обобщением этих норм является “категорический императив” Канта. Но, несмотря на занимаемое им на философском Олимпе рослое положение, этот императив не содержит в себе ровно ничего категорического, ибо ничего конкретного. Это оболочка без содержания.

 

Причина вакуумы общеобязательных форм заключается в том, что во всех решающих вопросах люди ощущают свою принадлежность к классу гораздо глубже и прямее, чем к “обществу”. Нормы “общеобязательной” морали заполняются на деле классовым, т.-е. антагонистическим содержанием. Нравственная норма становится тем категоричнее, чем немного она “общеобязательна”. Солидарность рабочих, особенно стачечников или баррикадных бойцов, неизмеримо “категоричнее”, чем человеческая солидарность вообще.

 

Буржуазия, какая далеко превосходит пролетариат законченностью и непримиримостью классового сознания, жизненно заинтересована в том, чтоб навязать свою мораль эксплуатируемым массам. Собственно для этого конкретные нормы буржуазного катехизиса прикрываются моральными абстракциями, которые ставятся под покровительство религии, философии или того ублюдка, какой называется “здравым смыслом”. Апелляция к абстрактным нормам является не бескорыстной философской ошибкой, а необходимым элементом в механике классового надувательства. Разоблачение этого обмана, который имеет за собой традицию тысячелетий, есть первая обязанность пролетарского революционера.

 

КРИЗИС ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ Нравственности

 

Чтоб обеспечить торжество своих интересов в больших вопросах, господствующие классы вынуждены идти во второстепенных вопросах на уступки, разумеется, лишь до тех пор, пока эти уступки примиряются с бухгалтерией. В эпоху капиталистического подъема, особенно в последние десятилетия перед войной, эти уступки, по крайней мере, в отношении верхних слоев пролетариата, имели вполне реальный нрав. Промышленность того времени почти непрерывно шла в гору. Благосостояние цивилизованных наций, отчасти и рабочих масс, поднималось. Демократия представлялась незыблемой. Рабочие организации росли. Вместе с тем росли реформистские тенденции. Отношения между классами, по крайней мере, внешним манером, смягчались. Так устанавливались в социальных отношениях, наряду с нормами демократии и привычками социального мира, некоторые элементарные правила нравственности. Создавалось впечатление все более свободного, справедливого и гуманного общества. Восходящая линия прогресса казалась “здравому смыслу” нескончаемой.

 

Вместо этого разразилась, однако, война, со свитой потрясений, кризисов, катастроф, эпидемий, одичания. Хозяйственная жизнь человечества забежала в тупик. Классовые антагонизмы обострились и обнажились. Предохранительные механизмы демократии стали взрываться один за другим. Элементарные правила нравственности оказались еще более хрупкими, чем учреждения демократии и иллюзии реформизма. Ложь, клевета, взяточничество, подкуп, насилия, убийства получили невиданные размеры. Ошеломленным простакам казалось, что все эти неприятности являются временным результатом войны. На самом деле они были и остаются проявлениями империалистского упадка. Загнивание капитализма означает загнивание нынешнего общества, с его правом и моралью.

 

“Синтезом” империалистской мерзости является фашизм, как прямое порождение банкротства буржуазной демократии пред ликом задач империалистской эпохи. Остатки демократии продолжают держаться еще только в наиболее богатых капиталистических аристократиях: на каждого “демократа” в Англии, Франции, Голландии, Бельгии доводится некоторое число колониальных рабов; демократией Соединенных Штатов командуют “60 семейств” и пр. Во всех демократиях быстро вырастают, к тому же, элементы фашизма. Сталинизм есть, в свою очередь, продукт империалистского давления на отсталое и изолированное рабочее страна, своего рода симметричное дополнения фашизма.

 

В то время, как идеалистические филистеры, – анархисты, конечно, на первом месте, – неутомимо обличают марксистский “аморализм” в своей прессы, американские тресты расходуют, по словам Джона Люиса (C.I.O.), не менее восьмидесяти миллионов долларов в год на практическую борьбу с революционной “деморализацией”, т.-е. на шпионаж, подкуп пролетариев, фальшивые обвинения и убийства из-за угла. Категорический императив выбирает иногда обходные пути для своего торжества!

 

Отметим, для правды, что наиболее искренние и, вместе, наиболее ограниченные мелкобуржуазные моралисты живут и сегодня еще идеализированными воспоминаниями вчерашнего дня и надеждами на его возвращение. Они не соображают, что мораль есть функция классовой борьбы; что демократическая мораль отвечала эпохе либерального и прогрессивного капитализма; что обострение классовой войны, проходящее через всю новейшую эпоху, окончательно и бесповоротно разрушало эту мораль; что на смену ей пришла мораль фашизма, с одной сторонки, мораль пролетарской революции, с другой.

 

“ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ”

 

Демократия и “общепризнанная” мораль являются не единственными жертвами империализма. Третьим пострадавшим является “общечеловеческий” здравый резон. Эта низшая форма интеллекта не только необходима при всех условиях, но и достаточна при известных условиях. Основной капитал здравого резона состоит из элементарных выводов общечеловеческого опыта: не класть пальцев в огонь, идти по возможности по прямой линии, не дразнить злобных собак… и пр., и пр. При устойчивости социальной среды здравый смысл оказывается достаточен, чтоб торговать, лечить, писать статьи, возглавлять профессиональным союзом, голосовать в парламенте, заводить семью и плодить детей. Но когда тот же здравый смысл пытается выйти за свои легитимные пределы на арену более сложных обобщений, он обнаруживает себя лишь, как сгусток предрассудков определенного класса и определенной эпохи. Уже несложный капиталистический кризис ставит здравый смысл в тупик; а пред лицом таких катастроф, как революции, контрреволюции и войны, здравый резон оказывается круглым дураком. Для познания катастрофических нарушений “нормального” хода вещей нужны более высокие качества интеллекта, философское оборот которым дал до сих пор только диалектический материализм.

 

Макс Истмен, который с успехом стремится сообщить “здравому смыслу” как можно немало привлекательную литературную форму, сделал себе из борьбы с диалектикой нечто вроде профессии. Консервативные банальности здравого резона в сочетании с хорошим стилем Истмен всерьез принимает за “науку революции”. Поддерживая реакционных снобов из “Common Sense”, он с неподражаемой уверенностью учит человечество, что, если б Троцкий руководствовался не марксистской доктриной, а здравым смыслом, то он… не потерял бы власти. Та внутренняя диалектика, какая проявлялась до сих пор в чередовании этапов во всех революциях, для Истмена не существует. Смена революции реакцией определяется для него недостаточным почтением к здравому смыслу, Истмен не понимает, что как раз Сталин оказался, в историческом смысле, жертвой здравого смысла, т.-е. его недостаточности, ибо та власть, которою он обладает, служит мишеням, враждебным большевизму. Наоборот, марксистская доктрина позволила нам своевременно оторваться от термидорианской бюрократии и продолжать служить целям интернационального социализма.

 

Всякая наука, в том числе и “наука революции”, проверяется опытом. Так как Истмен хорошо знает, как удержать революционную воля в условиях мировой контрреволюции, то он, надо надеяться, знает также, как можно завоевать власть. Было бы очень желательно, чтоб он открыл, наконец, свои секреты. Лучше всего это сделать в виде проекта программы революционной партии, под заглавием: как завоевать и как вычесть власть. Мы боимся, однако, что именно здравый смысл побудит Истмена воздержаться от столь рискованного предприятия. И на этот раз здравый резон будет прав.

 

Марксистская доктрина, которой Истмен, увы, никогда не понимал, позволила нам предвидеть неизбежность, при известных исторических условиях, советского Термидора, со всей его свитой правонарушений. Та же доктрина задолго предсказала неизбежность крушения буржуазной демократии и ее морали. Между тем доктринеры “здравого смысла” оказались застигнуты фашизмом и сталинизмом врасплох. Здравый резон оперирует неизменными величинами в мире, где неизменна только изменяемость. Диалектика, наоборот, берет все явления, учреждения и нормы в их возникновении, развитии и распаде. Диалектическое касательство к морали, как к служебному и преходящему продукту классовой борьбы, кажется здравому смыслу “аморализмом”. Между тем нет ничего более черствого, узкого, самодовольного и циничного, чем мораль здравого смысла!