Про то, что Гоголь сжег вторую доля «Мертвых душ», знают все. Но оказывается, не только Николай Васильевич предавал огню свои творения. Многие русские писатели и стихотворцы также уничтожали рукописи, как готовые, так и черновики. Почему они это делали? Вряд ли для того, чтобы доказать, что рукописи не горят. Вероятно, вина были более серьезными. Читайте, почему Пушкин, Достоевский, Ахматова и другие классики сжигали или рвали на клочки свои созданья.
Не только «Мертвые души»: как Гоголь скупил весь тираж своего произведения и сжег его
Гоголь сжег не только другой том «Мертвых душ». /Фото: ndc.book24.ru
Начать стоит с Николая Васильевича Гоголя. Да, о сожжении второй части «Мертвых душ» повествуют ученикам в школах. Но вряд ли школьники, да и некоторые учителя знают, что это был не первый опыт писателя, и «репетиция» прошла гораздо ранее.
Первым сочинением Гоголя была романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен». Когда она была закончена, писатель понял, что ему не нравится собственное творение. Если добавить сюда нападки критиков, какие не оценили произведение, то понятно, что молодой Гоголь (а было ему всего-навсего восемнадцать лет) был сильно расстроен. Мучимый разочарованием, юный беллетрист решил уничтожить рукопись. Но дело было в том, что поэма уже была напечатана.
Николаю Васильевичу пришлось обойти немало лавок, чтобы скупить все экземпляры. Совершив «забег», Гоголь уничтожил все свеженапечатанные книги. В настоящее время полностью прочитать «Ганса Кюхельгартена» не может никто — остались лишь малая часть, которую удалось восстановить. Но и это здорово, ведь могло пропасть все.
Достоевский: начал с «Пьяненьких», а закончил «Правонарушением и наказанием»!
Достоевский нередко сжигал готовые произведения. /Фото: radiovera.ru
Федор Михайлович Достоевский всегда относился к себе весьма требовательно, добиваясь идеального слога. Иногда он уничтожал произведение, которое было практически закончено, и приступал к его написанию наново. Кстати, изначально знаменитый роман «Преступление и наказание» был назван «Пьяненькие». В основу сюжета писатель положил историю семейства Мармеладовых. В процессе написания Достоевский изменил свои планы. Был создан тот роман, который сегодня знают во всем вселенной. Но и теме пьянства осталось место — она идет фоном, создавая определенную атмосферу. А читатель узнает, какова была основная причина преступления, от злостной пьяницы Мармеладова. Сегодня сложно сказать, сколько страниц «Пьяненьких» уничтожил Достоевский.
Пушкин: лидер по уничтожению манускриптов
Не щадил свои произведения и Александр Пушкин. /Фото: sobaka.ru
Оказывается, лидером по уничтожению рукописей был вовсе не Гоголь, а Александр Сергеевич Пушкин. Свои созданья он не щадил. Например, десятую главу «Евгения Онегина» он оставил потомкам как зашифрованные четверостишья. Была безжалостно «убита» поэма «Разбойники», осталась лишь сюжетная линия, на основе которой создан «Бахчисарайский фонтан».
Уничтожил Пушкин второй том «Дубровского», не оставил шанса манускрипты «Гаврилиады». Когда поэт заканчивал работу над «Капитанской дочкой», то сжег черновые автографы, написанные для заключительных глав. Литературоведы ведают, что черновики Пушкина — это большое количество вырванных страниц. Есть мнение, что именно на них Александр Сергеевич писал крамольные стихи и писал картинки, на которые его вдохновили декабристы. Если бы цензоры увидели их, Пушкин мог бы иметь серьезные неприятности.
Ахматова сжигала манускрипты, боясь ареста, и Пастернак, не признающий черновиков
Многие поэмы Анна Ахматова сожгла, опасаясь ареста. /Фото: static.tildacdn.com
К стихотворцам, часто сжигавшим свои произведения, относится и Анна Ахматова. Однако делала она это не потому, что ей не нравился результат, а потому что страшилась обысков и ареста. Прежде чем придать рукописи огню, поэтесса зачитывала их Лидии Чуковской, своей подруге. К счастью, отдельный стихи им удавалось восстановить по памяти, когда обстановка становилась более спокойной.
Рекомендуем: курсы стилистов москва
Только отрывки остались от уничтоженных созданий «Русский Трианон» и «Мои молодые руки». Была сожжена также ташкентская поэма «Энума Элиш», которую Ахматова восстановить не смогла. Увлекательная судьбы у поэмы «Реквием» — очень долго она существовала только в голове автора. Ахматова заканчивала главу, декламировала ее проверенным друзьям, после чего немедленно придавала черновик огню.
Не хранил черновики и Борис Пастернак. Писатель безжалостно сжигал их, словно усердствуя забыть неудачные, по его мнению, творения. Современные литературоведы не имеют возможности проследить, как формировался стиль этого автора. Ведь уничтожались не лишь черновики, но нередко готовые произведения. Например, по заказу МХАТа Пастернак написал пьесу «На этом свете». Однако Фадеев подверг создание суровой критике, указав, что оно совершенно «неудобно» для современности. Автор был сильно расстроен, и, естественно, сжег рукопись. Некоторые подмостки Борис Пастернак включил в знаменитого «Доктора Живаго».
Булгаков: как «Мастера и Маргариту» по частям собирали
Уцелевшая часть первой редакции романа «Искусник и Маргарита». /Фото: wyme.ru
Михаил Булгаков уничтожил почти полностью первую версию романа «Мастер и Маргарита», прочие варианты сохранились частично. Писателю было свойственно сжигать как отдельные страницы, так и целые тетради с черновиками. В письме одному товарищу автор отмечал, что теперь его лучшей редакцией стала печка, которая безропотно принимает не только квитанции из прачечной, но и стихи.
Булгаков послал в «редакционную печь» немало дневников, черновые рукописи второго и третьего тома «Белой гвардии» и другие творения. Нередко вином такого поступка становились аресты друзей, в произведениях которых цензура нашла что-то опасное. Роман «Мастер и Маргарита» в итоге собирался по кусочкам, и был составлен из сохранившихся рукописей. К сожалению, немалая часть была утрачена во время нахождения в государственном хранилище. Отлично, что важные главы уцелели и потомки могут насладиться талантом писателя.
К слову, русские классики не сразу становились знаменитыми. И нередко к этому имели отношения власти.