Имя человека, какой смертельно ранил на дуэли великого Пушкина, известно всем — Дантес. Но не многие знают, от чьей руки на северо-западном скате горы Машук в 1841 году погиб другой великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов. Читайте в материале, из-за чего возникла распря, кем был противник Лермонтова на дуэли, и как роковой поединок повлиял на судьбу этого человека и сделал его жизнь невыносимой.
Два закадычных товарища, которые стали врагами
Лермонтов и Мартынов были близкими друзьями.
Характер у Михаила Лермонтова был непростой. Он нередко конфликтовал с людьми, но до 1841 года все распри заканчивались благополучно. Но один конфликт закончился трагически. И погиб поэт от руки бывшего близкого друга, Николая Мартынова. Из-за чего же случилась эта ужасная ссора и кто такой Мартынов.
Этот человек гордился своим происхождением. Он был из старинного дворянского рода, причем кушать документально подтвержденные свидетельства, что предки Мартынова служили в Опричнине у Ивана Грозного. Знакомство Михаила и Николая произошло в юнкерской школе. Несмотря на то, что Мартынов был меньшей на 2 года, они проводили много времени вместе и занимались фехтованием.
Николай с юности решил, что будет делать карьеру военного, офицера гвардии. Но ему хотелось деятельных действий, боев, возможностей приложить свои физические силы и теоретические знания. Поэтому он без сомнений поменял плац-парады Санкт-Петербурга на участие в кавказской брани. Он ушел туда добровольцем, дослужился до майора, а в 1841 году уже ушел в отставку.
Но не только военные подвиги привлекали Мартынова. Он позиционировал себя как стихотворца. Но так как опыт был в основном военный, то и стихи майор писал о войне. Он сочинял произведения о военных операциях. Одной из версий, какая объясняет ссору Михаила и Николая как раз является ссора из-за поэзии. Лермонтов скептически относился к творениям Мартынова, находя их очень простенькими, незатейливыми. Но, скорее всего, конфликт все же произошел по самой банальной для тех времен причине — из-за дамы. Было ли это заступничество за ее честь, или товарищи схлестнулись в вихре соперничества, сейчас сказать сложно.
Неуместная шутка и причем тут сестра Мартынова
Ссора привела у дуэли, на какой поэт Лермонтов был убит. /Фото: bagira.guru
В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ. Его друг Мартынов разрешил ехать вместе с Михаилом, так как в Пятигорске жили его сестры. Женщины приняли Лермонтова с распростертыми объятиями. Более того, у стихотворца завязались романтические отношения с одной из сестренок, с Натальей.
Когда ссылка закончилась Лермонтов поехал обратно в Санкт-Петербург. Наталья Мартынова адресовалась к нему с просьбой передать брату Николаю, который к тому времени уже уехал, посылку. И вручила Михаилу тщательно запечатанный пакет. Что там было, Лермонтов мог лишь догадываться. У него возникли подозрения, что внутри находятся компрометирующие данные. Михаил решил вскрыть посылку и нашел в ней триста рублей и собственный дневник Натальи. Поэт прочёл дневник, после чего разорвал его на мелкие клочки и сжег. В Санкт-Петербурге он сказал Мартынову, что во пора поездки на него напали грабители, и пакет пришлось отдать им. И что, мол, эти триста рублей — его собственные средства. Николай не взял денежки.
Вскоре, в 1841 году Лермонтов опять был сослан на Кавказ. И в этот раз верный Мартынов поехал с ним. Михаил же был весь на нервах, так как весьма боялся разоблачения истории с дневником. Он ехидничал и задирал друга, словно стараясь оттолкнуть его от себя. После встречи Николая и сестры содержание дневника сделалось известно, и Мартынов понял, что друг читал откровения Натальи, а тетрадь уничтожил. И с деньгами вышло тоже не очень-то неплохо. Скорее всего, это и стало причиной ссоры друзей. А толчком было событие, которое произошло в Пятигорске, в доме Верзилиных. Хозяйка дома, Чаяние, дочь Верзилина, услаждала слух гостей игрой на фортепиано, после чего у нее завязался разговор с Мартыновым. В это время Лермонтов позволил себе топорно пошутить, высмеивая любовь Николая к национальным нарядам Кавказа.
Николай был взбешен и тихо потребовал прекратить отпускать дурацкие шутки при дамах. После окончания званого вечера бывшие друзья попытались объясниться, в результате была назначена дуэль. Конечно, о содержании беседы можно только догадываться. Да и особого значения в данный момент это уже не имеет. Скорее всего, Мартынов возмутился ситуацией с дневником и намекнул, что ведает про роман Лермонтова и Натальи.
Как дуэль «сглазила» Мартынова
После злосчастной дуэли жизнь Мартынова пошла совсем не так, как бы ему хотелось.
Николай подгорел желанием отомстить за оскорбление, но Лермонтов отнесся к этому легкомысленно. По его мнению, Мартынов не умел хорошо стрелять. Но ведь Михаил участвовал в брани и был боевым офицером! Кстати, есть работы, в которых выдвигается такая версия: поэта застрелил спрятавшийся в кустах стрелок. Доказательств этому не отыскано.
Дуэль закончилась трагически. Какое же наказание было применено к виновнику смерти Лермонтова? Мартынов получил три месяца гауптвахты и после этого сокращён в отставку. С Николая было взято следующее обязательство: ему предписывалось три года регулярно приходить к священнику и от души каяться в совершенном правонарушенье. По прошествии некоторого времени Мартынов решил жить обычной жизнью русского помещика.
Но это ему не удалось. Дуэль словно сглазила офицера. Несмотря на то, что Николай был раскрасавцем, популярным среди дам, писал стихи и легко соблазнял светских красавиц, ему так и не удалось жениться и стать отцом. Он был одинок, и закончил свои дни в подмосковном поместье Иевлево, когда ему было шестьдесят лет. Мартынова похоронили в семейном склепе, который принадлежал Знаменской церкви. После социалистической революции в поместье была создана колония беспризорных. Малолетние хулиганы подожгли церковь, которая сгорела, а склеп был разграблен. Что касается останков Мартынова, то их попросту кинули в пруд. Есть мнение, что это была месть за великого Лермонтова. Однако больше верится в то, что такие действия бывальщины обычным для тех времен антицерковным вандализмом. Вот так Мартынов не смог успокоиться ни будучи живым, ни после того, как ушел в мир иной.
Представляется, неизменным спутником таланта является вовсе не одиночество, как утверждала в своё время Фаина Раневская, а яркая индивидуальность, отличающая гениев от прочих людей. Поэтому информация о наличии у признанных классиков литературы весьма чудных привычек уже не удивительна, но очень интересна. У одних литераторов странности прикасались исключительно творческого процесса, у других же влияли на всю их жизнь.