Стрельцы крышки XVI – начала XVII века: 1 – стрелец литовского князя Радзивилла, 1564 г.; 2 – московский стрелец конца XVI столетия; 3 – городской казак начала XVII века. Рис. Ангуса МакБрайда Сенька по цветам кафтанов видел, какого распоряжения стрельцы: прошли стрельцы мясного цвета кафтаны – головы Александрова; прошли светло-зеленые – приказа Артамона Матвеева, Андрея Веригина – багряные кафтаны, ими река будто кровью покрылась; они приостановились, иные упали с лошадей, раненые, кинув коней, брели на берег назад. Из засеки по чьей-то команде отчаянно били из ружей, а стрелами близко поражали наступавших стрельцов в лицо.«Гулящие люд», А.П. ЧапыгинИстория форменной одежды. В общем, пошла серия материалов по истории униформы, и тут же посыпались «просьбы от трудящихся» – напишите, напишите… «а когда будет…», словом, то, что тема заинтересует немало, я не ошибся. Но среди прочих пожеланий «не ко времени» одно показалось заслуживающим внимания. «Напишите о стрельцах», и – да, действительно, о ком, о ком, а о них, «сердешных» написать необходимо в первую очередь. Потому что войско это «костюмное» было в числе первых «единомундирных полков» как в самой России, так и в Европе. И немало того, рациональный характер стрелецкой униформы очевиден. Ведь и сапоги, и шинель – всё это пришло к нам оттуда, из эпохи стрельцов!
Причём, к счастью для читателей ВО, «стрелецкая тема» очутилась для меня не проходной, а достаточно «долгоиграющей». А началось всё с того, что в 1991 году в обновлённой России вышел первый номер военно-исторического журнала «Цейхгауз», а в нём была статья Роберто Паласиоса-Фернандеса «Московские стрельцы», к какой он же сам нарисовал ещё и прекрасные иллюстрации. Потом я с ним заочно познакомился, и оказалось, что он потомок тех испанцев, что оказались в СССР в 1936-1939 гг. В то пора я и не мечтал даже писать о чём-то подобном, только разве что о танках, которыми к тому времени занимался уже 11 лет, но тут я поразмыслил, что ведь у нас в Пензе тоже были стрельцы, и почему бы мне не написать о них на основе документов, а уж рисунки Роберто использовать для… перерисовки. И с соответственными изменениями выполнил её Игорь Зейналов, и пошёл этот материал сначала в Англию в журнал «Милитари моделлинг», а затем в Нидерланды в журнал «Ла-Фигурин». Рассказывалось в этих статьях и о твердыни Пенза, и про её гарнизон, состоявший из стрельцов, пушкарей, воротников, пеших и конных казаков и ловцов лебединой ловли, ловивших лебедей к царскому столу! Пока строчил – заинтересовался стрельцами и всем, что с ними было связано.
Ну а потом в британском издательстве «Оспрей» и вовсе вышла моя книга про армию допетровской Руси, в том числе и о деревянных твердынях, вроде моей Пензы, и о стрельцах в цветных кафтанах и в кафтанах сермяжных.
Стрельцы смешанного полка, направленного на подавление бунты Разина: 1 – полуголова («пятисотенный»); 2 – сотник ок. 1679 г.; 3 – рядовой стрелец; 4 – мальчик-барабанщик. Рис. Ангуса МакБрайдаНу а приступить рассказ о стрелецкой униформе следует, конечно, с упоминания того, что история стрельцов как регулярной пехоты Государства Российского завязалась в 1550 г., когда из тогдашних пищальников сформировали отряд стрельцов в 3000 человек. При Иване IV их было уже 7000 (2000 конных), а в 1584 году – 20 000. Вначале их делами заведовала «Стрелецкая изба», позднее «Стрелецкий приказ».
Стрельцы были московские, игравшие роль своеобразной царской гвардии, и городовые, расквартированные в городах.
Русский стрелец 1675 года – рисунок из книжки Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 67Общим для всех стрельцов было экипировка и вооружение. Одеты все стрельцы без исключения (должны были быть одеты!) в длиннополый «русского покроя» кафтан, кушак, каким кафтан подпоясывался, шапку-колпак и сапоги. Вот, собственно, и всё, что мы о них знаем. Цвет кафтанов мог быть изначально самым различным. Так, англичанин Д. Горсей о стрельцах Ивана Грозного строчил, что они «очень опрятно одеты в бархатные, разноцветные шелковые и стамедные одежды». И добавлял: «…тысяча стрельцов в красных, желтых и лазурных одеждах, с блестящими орудиями и пищалями расставлены в ряды своими начальниками».
Другой англичанин Дж. Флетчер в 1588 г. описывал их так:
«У стрельца или пехотинца нет никакого оружия, кроме ружья в длани, бердыша на спине и меча сбоку. Ложе его ружья не такое, как у мушкета, но гладкое и прямое, несколько похоже на ложе охотничьего ружья, отделка дула груба и неискусна, и он весьма тяжел, хотя стреляют из него небольшой пулей.»Писали о стрельцах и многие другие иноземцы, посещавшие Россию. Так, один из них описывал стрельцов середины XVII века следующим образом:
«Оружие их состояло из ружья, коим отдавали они честь; бердыша, имеющего вид полулуния (специфическая форма, известная нам по многим сохранившимся образцам – В.Ш.), воткнутого перед каждым в землю, и сабли, сбоку привешенной. Кафтаны их бывальщины довольно нарядны, у одного полка из светло-зеленого, а у другого из темно-зеленого сукна, застегнутые, по русскому обычаю, на груди золотыми шнурками длиною в одну четверть.»То кушать были кафтаны у какой-то части стрельцов зелёными, но также и алыми – такие тоже встречаются в описаниях иностранцев.
Затем швед Эрик Пальмквист в 1674 году написал свою «Иллюстрированную книжку о России», в которой было 53 рисунка различного формата, причём среди рисунков его книги есть изображения стрельцов (стр. 247), а на стр. 254 было пристроено даже изображение русского стрелецкого бердыша с отверстиями вдоль обуха! Собственно, любому художнику можно было после этого попросту брать и перерисовывать эти изображения. Тем более что там было четыре фигуры: полковые офицеры и рядовой стрелец в полном вооружении.
Начальствующие люд стрелецкого полка и рядовой стрелец. Э. Пальмквист «Иллюстрированная книга о России», 1674 г. Факсимильное издание. Президентская библиотека Б.Н. Ельцина, МоскваТа же иллюстрация с изображением стрельца крупным планомПальмквист также строчит, что в Москве было 14 стрелецких полков, названных в честь их командиров, приводит их численность и всю цветовую гамму их обмундирования. То кушать мы имеем благодаря этой книге исключительного значения источник по униформе наших стрелецких полков.
Стрелец и стрелецкий начальство середины XVII в. Рис. Р. Палласиоса-ФернандесаКомандовали полками «стрелецкие головы» (тысяцкие), полуголовы (пятисотенные), сотники и урядники (пятидесятников и десятников). Башками часто бывали бояре и князья. Остальные из детей боярских и дворян в урядники выходили из самих стрельцов. 25 марта 1680 г. стрельцам был отдан распоряжение «ведать против иноземного чину», то есть начальствующим чинам быть «из голов в стольники и полковники, из полуголов в полуполковники, из сотников в капитаны». Стрельцам это не понравилось, но исполнять пришлось. Петр I же и вовсе упразднил всех московских стрельцов в 1711 г., но по городам городовые стрельцы были вплоть до 1716 г.
Стрельцы «цветных» московских полков 1672 г. (по книге Э. Пальмквиста): 1 – стрелецкий голова Е.П. Лутохин; 2 – знаменоносец с сотенным знаменем; 3 – стрелец 3-го полка; 4 – стрелец 13-го полка в походном обмундировании – сермяжном кафтане; 5 – пятисотский (или «пятисотенный») 3-го полка; 6 – стрелец 8-го полкаА сейчас давайте посмотрим ещё на одну иллюстрацию Р. Палласиоса-Фернандеса, сделанную опять же на основе книги Э. Пальмквиста. Правда, по его (Пальмквиста) рисункам было невозможно установить цвета портов (штанов), нижнего кафтана и кушака, поэтому здесь, как вы видите, они не показаны. Возможно, не совсем точно при прессы переданы и оригинальные цвета кафтанов, да и цвета того времени из натуральных красителей, воспроизвести точно было едва ли вероятно. Тем не менее посмотрим…
Московские полки и сотенные знамёна из стрелецких приказов 1674 г. (по Э.Пальмквисту):
1-й стремянной полк Егора Петровича Лутохина имел самую вящую численность – 1500 чел. Красный кафтан на жёлтой подкладке, сапоги жёлтого хоза (постоянно упоминаются в романе «Гулящие люд» Чапыгина), шапка с меховым околышем, у рядовых стрельцов с мехом овчинным, а у начальников с собольим.
2-й — полк Ивана Федоровича Полтева – 1000 чел. У Чапыгина всегда зовутся белокафтанниками, то есть носили кафтаны из белого сукна. Но на приведённой иллюстрации цвет у них другой, скорее голубой.
3-й — полк Василия Борисовича Бухвостова – 1000 чел. Кафтаны травяные и опять-таки жёлтые сапоги. Видимо, материал, из которого их шили, был тогда очень распространён. Точно так же был одет и 14-й полк – Афанасия Ивановича Левшина, численностью в 1000 человек, но подкладкой кафтанов они отличались.
4-й — полк Федора Ивановича Головлинского – 800 чел. Цвет кафтанов малиновый, так же как и в полку 11-ом Давыда Григорьевича Воронцова, численностью 600 чел.
5-й — полк Федора Васильевича Александрова, насчитывал 800 чел., одетых в кафтаны «мясного краски».
6-й — полк Никифора Ивановича Колобова, в составе 900 чел. Жёлтые кафтаны, зелёные шапки и… красные, на отличку, сапоги.
7-й — полк Стефана Федоровича Янова – 1000 чел. Одет открыто в голубые кафтаны.
8-й — полк Тимофея Федоровича Полтева – 800 чел. Так же как и 10-й – Федора Абрамовича Лопухина (1000 чел.), носил кафтаны апельсинового (на иллюстрации Р.П-Ф они выглядят как оранжевые, но скорее всё-таки это был красный цвет) сукна и опять-таки зелёной кожи (или замши) сапоги.
9-й — полк Петра Абрамовича Лопухина – 1200 чел. Был обряжен в тёмно-синие кафтаны (на иллюстрации лиловые) с апельсиновой или красной подкладкой и в комплекте с жёлтыми сапогами. Похожий цвет был у стрельцов полка 12-го — Ивана Ивановича Нараманского, 600 чел. Но лишь подкладка была другого цвета.
Наконец, 13-й полк Лаговскина (600 чел.) имел такие же кафтаны, что и в 9-ом и 12-ом полках, но выделялся зелёным сукном шапок и подкладкой.
Цвета нагрудных петлиц определить затруднительно, к тому же на походных кафтанах их просто не было. Лишь пуговицы. Зато известно, что в походах стрельцы очень часто носили сермяжные кафтаны белого, серого и чёрного краски, а сукно на шапки казна отпускало плохое, то есть оно быстро выцветало. Также не было цветным «обмундирование» городовых стрельцов. Все они щеголяли в кафтанах из сермяги.
Что прикасается оружия, то стрельцы вооружались фитильным мушкетом и бердышом – лунообразным топором на длинном древке, который на ремне можно было ходить за спиной. Он использовался в качестве подставки под мушкет, и как оружие охранной службы в городах. Отверстия на обухе служили для колец, какими дозорные стрельцы гремели по ночам, обходя город дозором и пугая при этом «лихих людей», и давая знать решёточным (уличным сторожам, замыкавшим каждый свою улицу на «решётку»), что надо выходить и… открывать им проход. В общем, как видите, шляться по ночам по улицам старорусских городов было совершенно не легко, как говорится – ни пройти ни проехать!
Все стрельцы носили сабли. В XVII веке польского образца. Начальствующих людей узнавали по протазанам.
Один-единственным защитным доспехом стрельцов могла быть «шапка железная», надевавшаяся на суконную шапку, служившую подшлемником. Но, судя по всему, никак невозможно сказать, что стрельцы злоупотребляли её ношением!
Фигурки стрельцов в масштабе 1:72 сегодня выпускаются российским предприятием «Звезда»Стяги были трех типов: полковое (богато расшитое, редко выносившееся в строй), сотенные (ротные), часто шившиеся из материалы полковой униформы и обычно с цветным крестом, и небольшие «пятидесятские» или братские знамёна – по сути небольшие флажки.
Интересно, что сукно на кафтаны московским стрельцам отпускалось, по извещению 1660 года, ежегодно, а вот городовым – один раз в три-четыре года. Также централизованно отпускалось и съестное: стрельцу по полутуше бараньей любую неделю, а десятнику – тушу, и стрельцу три, а десятнику пять хлебов в неделю «на лопату саженных». Ну а тем, кто выше – давалось соответственно. Сколько итого при этом расхищалось… неведомо!
Интересно, что, несмотря на указ царя Алексея Михайловича поголовно носить бороды и усов не подстригать, стрельцы как желали, так и стриглись, в основном в кружок, а многие так даже и брились.