В сентябре 1938-го с Щелковской взлетной возвысился в небо двухмоторный самолет «Родина». Экипаж составляли известные советские летчицы Гризодубова, Раскова и Осипенко. На кону стоял смелый мировой рекорд среди женщин по беспосадочному полету из столицы на Дальний Восток. Но по непредвиденным причинам закончилось топливо, и аэроплан начал терять высоту, да еще и у маньчжурской границы.
Женский рекорд по беспосадочному перелету
Экипаж «Родины» и главный конструктор Сухой у самолета перед тренировочным вылетом. /Фото: pobedarf.ru
В 1930-е пошла на взлет всемирная авиация, а вместе с ней и конкуренции между странами и конструкторами. Схватка систем породила гонку за рекордами. В Стране Советов на отдельном правительственном контроле значилась авиация и все связанное с ней. Имена первых пилотов были на слуху. Сталин лично контролировал все события, происходящие в авиапространстве. На фоне всеобъемлющих политических чисток того этапа устанавливались первые мировые рекорды сразу в нескольких сферах народного хозяйства. Высокие достижения призваны были продемонстрировать преимущество социалистической системы по сравнению с капиталистическим обществом.
Подготовка к рекордам всемирного уровня и подбор кандидатур на звание народного героя велись самым тщательным образом. Поэтому удивительно, что экипаж многоопытной летчицы постигла череда цепких неудач. Разве можно допустить, что топлива не хватило по причине неправильных расчетов? Да и трагические неприятности не прекращались даже в процессе поисковых трудов, когда потерпели крушение 2 самолета с военнослужащими.
Необъяснимые неисправности
Советская живопись. /Фото: permartmuseum.ru
Самолет вступил в схватку с натурой с самых первых минут полета. Едва взлетев, авиамашина попала в сильную облачность. Пришлось резко набирать вышину, и с приближением к Новосибирску началось обледенение корпуса. На отметке в 6500 метров сильная качка заставила командира Гризодубову возвысить самолет на километр выше, и экипаж был вынужден работать на лютом морозе в кислородных масках. При длительном наборе высоты моторы трудились в напряженном режиме, что и стало причиной выросшего расхода горючего.
Пытаясь очистить стекла кабины от инея, Раскова приоткрыла боковую форточку. Порывом вихри из кабины вынесло все карты, и дальше пришлось идти вслепую. Летчицы держали курс чутьем, главным образом опасаясь нарушения государственной рубежи. Следующей неприятностью стала замолчавшая радиостанция «Родины», не выдержавшая мороза. Так, 25 сентября экипаж перестал передавать на землю свои координаты. По утвержденному графику полета на Байкале вытекало сменить курс, выходя к Транссибирской магистрали. Но не имея зрительного обзора местности ввиду продолжавшейся облачности и не слыша радиомаяков, аэроплан все больше рисковал оказаться по ту сторону китайской границы – в оккупированной японцами Маньчжурии. На тот момент прошли считанные дни после конфликта у озера Хасан.
Но Гриздубова принимает решение подвигаться только вперед. Благо, над Охотским морем облака начали рассеиваться. На этот раз случилось самое страшное – заканчивалось топливо. Необходимо было срочно идти на посадку, «Родина» начала терять высоту. Внизу просматривалась тайга, и сесть можно было лишь на брюхо в болотистой места. Но в тех условиях самолет угрожал упасть на нос, а там располагалась кабина штурмана. Раскова получила команду немедленно прыгать с парашютом и очутилась посреди труднопроходимой тайги с двумя шоколадками, пистолетом, ножом, компасом и всего одним унтом. Второй слетел и затерялся при открытии парашюта. Вихрем ее снесло довольно далеко, и надежды на спасение были невелики.
Самолет удалось успешно посадить на болоте. За 26 часов полета «Отечество» преодолела 6450 километров, а значит рекорд побит. Но после посадки снова вмешалась непогода. Без остановки лил дождь, а тайгу укутал непроглядный мгла. Раскова в отчаянии бродила по первозданному лесу, тонула в болоте, ела грибы да ягоды и держалась из последних сил. Места оказались так глухими да нехожеными, что о самостоятельном спасении не было и речи. Марина провела под открытым таежным небом 10 дней.
Непростое спасение
Беллетристы о перелете. /Фото: tochkazhi.ru
Поисками женского экипажа и самой «Родины» занимались десятки самолетов, многочисленные пешие отряды, следопыты из здешних на оленях и лошадях, рыбаки на плавсредствах. Яков Сорокин, командующий ВВС отдельной армии по Дальневосточному фронту вылетел на поиски на бомбовозе ТБ-3 в сопровождении группы парашютистов-спасателей. В то же самое время несогласованно к месту событий отправляется Александр Бряндинский, флаг-штурман ВВС армии. Ввести место посадки «Родины» ни одному, ни другому не удавалось. Но кружа в поисках, самолеты столкнулись. На глазах у отчаявшихся летчиц погибли 15 человек. Дамы выложили из полотнищ сброшенных им поисковиками парашютов сигнал SOS. Место нахождения рекордного самолета установил самовольщик на У-2 с Комсомольского авиазавода. Аэроплан сел в болото у «Родины», но его дальнейший взлет оказался невозможным. Теперь спасть нужно было уже четверых живых и тела потерянных. Эвакуацию удалось провести лишь 12 октября.
Горькая слава
Изучение маршрута перелета. /Фото: 187011.selcdn.ru
Раскову в обессиленном состоянии отыщи в 20 километрах от места аварийной посадки. Женщину пришлось нести на носилках. Для восстановления летчиц сначала доставили в Комсомольск, оттуда – в Хабаровск. Затем поездом провезли сквозь все страну с попутными остановками для участия в торжественных митингах, славящих летчиков и советскую страну. Через 2 месяца летчицы Гризодубова, Раскова и Осипенко бывальщины удостоены званий Героя Советского Союза. Промедление было связано с неодобрением представителей авиасообщества. Но по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича рекорд был зафиксирован, награды вручены. 16 сентября 1943-го «Отечество» списали по износу. Осипенко и Раскова до этого дня не дожили, погибнув в авиакатастрофах в мае 1939-го и в январе 1943-го соответственно.
Была и своя “Лилия Сталинграда”. Аподвиги Лидии Литвяк не превзойдены и ныне.