Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла

Это был, пожалуй, самый несложный способ украсить жилье, сделать его одновременно нарядным и уютным. Впрочем, почему – был? Сейчас лоскутное шитье зовется модным словом «пэчворк» и пользуется завоёванным вниманием дизайнеров интерьеров и модельеров одежды. Ассоциации с бедностью больше не прослеживаются – теперь создавать что-то из лоскутов материалы значит ценить свои культурные традиции и придерживаться принципов разумного потребления.

История лоскутного шитья

В музеях вселенной не найти лоскутного одеяла хоть сколько-нибудь солидного возраста – в тысячу или хотя бы пятьсот лет. Но это не потому, что искусство создания изделий из обрезков материалы – молодое, наоборот, оно возникло, скорее всего, тогда же, когда люди научились шить. Но все, что создавалось в результате попыток дать кусочкам материи вторую житье, интенсивно использовалось в повседневной жизни, для чего и было создано.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Лоскутное шитье из Египта, XVI век. Музей Оксфорда.

Зато по отысканным древнеегипетским изображениям удалось определить, что навыками такого шитья из кусочков кожи владели еще при фараонах, то есть время возникновения этого облика творчества отодвигается в прошлое как минимум до четвертого тысячелетия до н. э.
В Европе лоскутная техника появилась уж точно не позднее V века, но сравнительно распространенной она стала спустя несколько столетий, когда на Ближний Восток отправились отряды крестоносцев. Предполагается, что лоскутная техника шитья могла быть принесена в европейские края именно из Азии.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Из лоскутов шили скорее вынужденно – от бедности

Но есть и другая точка зрения – о том, что каждый народ вполне самостоятельно от других приходил к идее лоскутного шитья просто потому, что при нехватке материалов и средств для их приобретения это было разумным выходом из позы. Из остатков ветхой одежды или из обрезков, которые оставались после шитья, сооружали и одеяла, и новые предметы одежды. Лоскуты, подогнутые так, чтобы получился узор, становились украшением рубахи или юбки, часто – единственным.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Технику лоскутного шитья перенимали многие народы и цивилизации, в том числе община амишей

Но при достаточно широкой географии лоскутного шитья следует отметить, что в Новый Свет эта традиция была все-таки привезена из Европы. Вначале – колонистами, которым было жизненно важно согреться при минимуме ресурсов, потом – миссионерами. Искусство лоскутного шитья переняли исконные американцы, индейцы, и уже потом включали лоскутные изделия со своими, оригинальными узорами в ритуалы племен.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Чтобы сделать большенное лоскутное одеяло,порой требовалась работа нескольких человек

Составить красивый узор из разноцветных кусочков – это суть и древнего мозаичного искусства, и те, кто занимался родственным мозаике лоскутным шитьем, опирались на те же зачисления, чередуя светлые и темные фрагменты узора, добиваясь некоторого оптического эффекта. Пестрое лоскутное одеяло стало украшением и русского крестьянского дома – его непременно шили в качестве доли приданого невесты, оно украшало дом, и вообще становилось практичным и востребованным изделием.

Техники лоскутного шитья

Особенный расцвет лоскутного шитья произошел XIX столетье, когда начали интенсивно продаваться английские ситцевые ткани. Раньше использовали домотканое полотно – в ширину оно было возле 40 сантиметров, как раз для рубахи или полотенца. Обрезков оставалось мало. А вот фабричные иностранные ситцы оказались намного шире – 75 – 80 сантиметров: лоскутов при шитье получалось гораздо вяще.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Вариант лоскутного шитья. Фото: quiltshow.ru

Техника сборки лоскутов могла быть самой разной, продиктованной как традициями определенной места, так и умением каждой мастерицы. Делали «русский квадрат», «уголки», «шахматки», «бревенчатую избу». Увлекательным видом лоскутного творчества стал стиль «ляпочиха» – такими делали каргопольские свадебные одеяла.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Лоскутное шитье в манере «ляпочиха»

Русские «кругляки» походили на американские «йо-йо». В свою очередь, мастерицы Нового Света изображали из лоскутов рисунки под названием «зуб пилы», «медвежья лапа», «лестница Иакова». А еще Америка дала жизнь удивительной технике «крейзи», то кушать «сумасшедшей», придуманной в Англии викторианского периода. В этом случае лоскуты сшивались без какой-либо закономерности, узоры не повторялись.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Пэчворк в манере «крейзи». Бруклинский музей

Сами ткани при этом были не простыми – использовались лоскуты из шелка, бархата и других дорогостоящих материалов, остающихся после создания изысканных женских платьев. Техника «крейзи» стала вариантом хобби для обеспеченных молодых дам, а созданные таким манером изделия были призваны украшать интерьер, нисколько не претендуя на практичность. Это модное веяние возникло после Всемирной выставки в Филадельфии 1876 года.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Лоскутное одеяло. Фото: museum59.ru

Если в начине XX века лоскутные одеяла и другие изделия из обрезков тканей еще пользовались популярностью, то в послевоенные годы наблюдалось охлаждение к этому давнишнему и «народному» виду творчества. Пэчворк теперь во многих странах ассоциировался с бедностью, даже нищетой, напоминая о недавно пережитом, а потому на кой-какое время лоскутные техники были вытеснены другими экспериментами в искусстве шитья.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Лоскутное одеяло. Фото: quiltshow.ru

В сегодняшнее время мир более чем благосклонен к шитью из лоскутов. Тому причиной и интерес к этнографическому наследию, и идеи разумного потребления.

Как общенародный промысел стал частью искусства авангарда

Приехав в любую часть света, можно познакомиться с уникальными традициями здешнего лоскутного шитья. Пэчворк по-японски, например, предполагает исключительно ручную работу, а лоскуты представляют собой обрезки шелковых материалов.

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Соня Делоне, художница

Демократичность этого вида рукоделия давно осталась в прошлом, теперь лоскутные техники обратились в важную составляющую высокой моды. Это заслуга в первую очередь французской художницы родом из Российской империи, Сони Делоне, какая нашла вдохновение в тех узорах, что видела с детства. В 1911 году она сама сшила лоскутное одеяльце – для своего сына Шарля. А после придумала и новую технику кубизма, напоминавшую такое шитье, она получила название «симультанизм» или «орфизм».

Как атрибут нищеты обратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла
Такое одеяло сшила в 1911 году Соня своему сыну

А в 1920 году в Париже отворилось ателье Сони Делоне, в котором продавалась одежда «от кутюр» из лоскутных тканей. Кстати, Соня Делоне – первая женщина-художница, удостоенная прижизненной персональной выставки в Лувре.