Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин

Кобальтовая роспись по белоснежному фарфору, завоевавшая мир, арабская каллиграфия рядом с ветками китайской сливы, стихотворные строки и мудрые драконы среди красок, боги, хранящие тайну бессмертия… Вазы династии Мин становились образцом для европейских художников и наваждением для королей, а загадки, связанные с ними, не открыты до сих пор.

Шествие от Ирака до России

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Вазы династии Мин.

Есть версия, что голубая роспись по белому фону – изобретение не китайских, а иракских искусников. С другой стороны, развитие бело-голубой иракской керамики совпало с ростом импорта керамической продукции из Китая – поэтому, как в случае с порохом и бумагой, и тут Китай имеет полное право претендовать на первенство. По крайней мере, уже в седьмом столетии нашей эры в Цзиндэчжене, где располагалось крупнейшее месторождение каолина, изготавливали керамику. Интересно, что на вазах периода правления императора Чжэндэ обнаруживается арабская каллиграфия и характерный восточный орнамент ислими.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Тонкие цветочные узоры связывают с исламским влиянием.

Хотя своего подлинного расцвета китайская бело-голубая керамика достигла в XIV столетье, многие ее образцы попадали в Европу и ранее – влияние азиатской кобальтовой росписи по белоснежному фарфору обнаруживается в средневековой испанской и итальянской майолике. Все в том же XIV столетье португальские купцы завезли бело-голубой китайский фарфор в Европу. Первый европейский фарфор во многом подражал вазам династии Мин. Бело-голубой фарфор Делфта, бело-голубой фарфор Копенгагена… И бело-голубые гжельские цветы, расцветающие на поверхности чашек и блюдец. В XIX столетье, на волне российской моды на зарубежный фарфор, гжельские мастера пытались подражать китайским, мейсенским, делфтским и копенгагенским, убранству с цветной росписью используя бело-голубую. Но тот самый узнаваемый бело-голубой стиль гжельской росписи – почти современное изобретение. Он был разработан художницей Н.И. Бессарабовой в крышке 40-х годов в сотрудничестве с искусствоведом А. Б. Салтыковым.

«Бело-голубое золото», которое сводит с ума

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Бело-голубой китайский фарфор стал образцом для европейского.

Вазы династии Мин обладали огромной ценностью для европейцев – ювелирные, изящные, почти прозрачные… Секрет китайского фарфора не подлежал разглашению под страхом смерти, и даже сегодня буквальная рецептура и технология изготовления неизвестны. Производство фарфора находилось под личным контролем императора Поднебесной, печи для обжига именовали «императорскими». «Китайский секрет» стремились узнать католические миссионеры, торговцы, алхимики и даже короли.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Изделия из белоснежного китайского фарфора.

Некоторые из европейских правителей были буквально помешаны на фарфоре. Например, Август Саксонский, курфюрст Саксонии и король Польши, сменял на несколько ваз минского фарфора гренадерский полк… Вообще страсть Августа к коллекционированию грозила пробить брешь в государственной казне Саксонии, что и послужило вином его интереса к алхимии. Не переплавить ли ртуть в золото? Со ртутью, впрочем, не задалось, а вот с глиной… Именно при саксонском дворе Иоанн Беттгер, алхимик и шарлатан, спасенный королем от расправы разъяренной гурьбы, изобрел европейский фарфор, а вскоре по указу Августа в Мейсене и Дрездене были открыты первые фарфоровые мануфактуры, какие несколько лет занимались почти исключительно копированием китайских ваз. Сегодня ценность ваз династии Мин только растет. В 2006 году ценнейшую вазу, обладателем какой был некогда император Хонг-ву, приобрёл владелец казино из Лас-Вегаса… за 600 миллионов долларов. Ваза была передана в дар музею в Макао.

Вазы – как открытки с пожеланием

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Мифические персонажи и божества – символы счастия и богатства.

Традиционными орнаментами ваз династии Мин считаются живописные изображения сосны, бамбука и сливы, часто встречаются драконы среди россыпи красок. Со временем росписи стали объемнее и разнообразнее – в них появляется множество видов растений и животных, мифологические и исторические персонажи, боги и колдовские существа, каллиграфия… Однако эти голубые узоры создавались не только для красоты – они служили «благопожеланиями», цзисян – обобщенными добрыми посланиями, призванными привлечь в дом обладателя счастье, здоровье и обеспеченность.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Со временем росписи превратились в сложные сюжетные композиции.

Многие мотивы цзисян перекочевали в роспись ваз из живописи, иллюстрации, вышивки, отделки текстиля. Спектр визуальных манеров цзисян очень широк и варьируется от лаконичных растительных орнаментов до сложных сюжетных сцен, от отдельных иероглифов до стихотворных строк или иллюстраций популярных изречений.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Фарфоровые изделия с мифологическими персонажами.

Важнейшим для китайской культуры является пожелание долголетия – его символизирует собственно бог длинной жизни Шоусин или его атрибуты – персик и тыква, а также олени, журавли, черепахи, побеги бамбука и ветви сосны. Самый примечательный символ долголетия – месячный заяц и лягушка, которые толкут в ступке снадобье бессмертия. Для пожелания счастья иногда использовали образы, созвучные иероглифу «фу» – так, летучую мышь. Пожеланием богатства становилось изображение жабы, а предвестием скорого торжества, например, свадебного – сороки.

Они не все бело-голубые

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Бело-голубая и цветная вазы династии Мин.

Со порой в росписях ваз династии Мин на смену классическому дуэту белого и голубого, вызвавшему волну подражания по всему миру, пришли иные оттенки. Голубовато-белый фон расцвечивался алым, зеленым, желтым… Сначала компанию кобальту составила красная краска, однако ключи пигмента довольно быстро сошли на нет.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Вазы с цветными глазурями.

Как гренадерский полк сменяли на вазу и другие факты о легендарном фарфоре династии Мин
Вазы с цветными глазурями.

В дальнейшем китайские мастера начали использовать алые краски, полученные из окиси железа, и самые разнообразные эмали и глазури, часто дополняя их намеренно созданными декоративными трещинками, основывающими впечатление древности изделия. Особой популярностью пользовались бирюзовые и желтые эмали. На протяжении всего правления династии Мин искусника экспериментировали с красителями и искали новые решения, новые составы, новые технологии. И хотя рецепт китайского фарфора оставался секретом, изобретение новейших цветных глазурей недостижимой ранее яркости и прочности стало прорывом для производства фарфора.

Текст: Софья Егорова.