Серж Лифарь популярен в Европе, как выдающийся танцовщик и хореограф французской школы балета. В СССР же Сергей Лифарь стал изменником Родины, с одушевлением променявшим дом на заграничную карьеру. Звездный балетмейстер состоял в двусмысленных отношениях с эмигрировавшим вдохновителем русского балета в Париже. В военное пора успешно гастролировал в условиях фашистской оккупации. Дружил с Коко Шанель и рядом других творческих деятелей, замешанных в связях с немцами. При этом таланта Лифарю было не занимать. Он реформировал арена, стал звездой мирового уровня и сполна реализовал свои мечты, которые оказались превыше гражданского долга, семейства и честного имени.
Киевлянин из семьи крупного чиновника
Имея возможность делать военную карьеру, Сергей выбрал искусство. /Фото: cdn-st3.rtr-vesti.ru
Сергей Лифарь (по иной версии Лифаренко) родился четвертым ребенком в киевской семье крупного чиновника департамента водного и лесного хозяйства. Мама происходила из знатного казацкого рода зажиточных землевладельцев. Родители души не чаяли в мальчике, который рос умиротворенным, покладистым и нежным ребенком. В 1913-м восьмилетний Сережа начал обучение в Императорской Александровской гимназии, а спустя год был переведен в 8-ю Киевскую гимназию для мальчишек. Параллельно Сергей занимался в музыкальной консерватории, осваивал скрипку, рояль, пел в церковном хоре и даже получал за свои успехи государственную стипендию. В условиях штатской войны гимназию переоборудовали в госпиталь, Сергей в числе остальных старших учеников помогал медперсоналу, ухаживал за больными и ранеными.
Алый командир и веление души
Лифарь не любил Советы и называл себя украинцем. /Фото: 4.bp.blogspot.com
Поначалу большевики отходили, но позже вернулись. Отец Сергея, сторонник белого движения, решил уводить семью в глубинку и пережидать там временные успехи «алого вала». Но когда время показало, что никакой угрозы новая власть киевлянам не несет, Лифари вернулись домой. Вскоре Сергей призвался в Алую Армию. Образованного парня направили в школу краскомов (красных командиров). После непродолжительных курсов Лифарь возглавил роту. Перед ним вмиг вытянулась перспективная карьерная лестница, но душа просила другого.
Лифарь с членами труппы. /Фото: oopperabaletti.fi
Все определил случай, когда Сергей с приятелем забрели в студию популярного балетмейстера и танцовщицы Брониславы Нижинской, которая приходилась сестрой великому маэстро танца Вацлаву Нижинскому. Лифарь был потрясен артистами хореографии и увиденным на сцене. С того момента, как он сам позже признавался, его жизнь пошла по совершенно новому пути. Все остальное померкло и утратило резон. Лифарь стал просить Брониславу Фоминичну взять его в ученики, но провалил два просмотра подряд. Проявляя упорство, Сергей был зачислен в студию с третьей попытки. При этом Нижинская не рассмотрела в сутулом юноше потенциала. Да и дела с преподавательницей продолжились недолго – противница советской власти покинула Киев, уехав в Париж под крыло перебравшегося за границу балетмейстера Сергея Дягилева.
Мечтание, бегство, Париж
Юношей двигала неудержимая страсть к танцу. /Фото: yt3.ggpht.com
Юношей двигала неудержимая страсть к пляске. /Фото: yt3.ggpht.com
Осмотревшись на новом месте, Нижинская позвала за собой учеников-добровольцев. Сергей Лифарь, движимый исключительно танцевальной страстностью и не руководствовавшийся никакими иными идеями, загорелся идеей эмиграции. Границу он пересек нелегально, в пути его ждали передряги с силой и стрельбой. В Париж он прибыл избитым и без копейки денег, но там его быстро присмотрел Сергей Дягилев, о специфических взаимоотношениях которого с пляшущими юнцами молчал только ленивый. Руководитель «Русского балета» во Франции Дягилев стал покровителем Лифаря, открыв для молодого человека цивилизованный мир Флоренции, Рима, Венеции. Он устроил Сергея, тогда уже Сержа, на углубленный туринский курс к Энрико Чекетти, «производившего» хореографических звезд.
Дягилев с фаворитом Сержем. /Фото: karavan.ua
В «Русском балете» Лифарь при жизни Дягилева преодолел путь от рядового артиста до ведущего солиста -балетмейстера. Когда наставник помер, 24-летний Серж возглавил балетную труппу. Подчиненные вспоминали его, как весьма строгого и требовательного руководителя-новатора. Его реформы шокировали сценический мир: он приказывал не впускать в зал опоздавших на представление, запретил выходы на бис и вручение артистам цветов. Серж Лифарь стал для Парижа хореографическим революционером, возродив чистый танец и лишив его закостенелых канонов. Лифаря называли неоклассицистом.
В 1939-м, с приходом немецкой оккупации, парижская труппа Сержа продолжала привычную труд, что послужило поводом для дурной славы балетмейстера. Нападение фашистов на СССР в 1941-м Лифарь встретил с воодушевлением, мечтая вернуться в родимый Киев после падения советского строя. Натиск германских полчищ он воспринимал как освобождение от ненавистного кровавого большевизма. Товарищи рассказывали, что Серж вполне открыто озвучивал это в тесном кругу. В разгар войны, в 1943-м, Лифарь был занят премьерой хореографии «Сюита в белом», что, судя по всему, могло быть возможным при сотрудничестве с оккупантами. По этой причине французское «Сопротивление» Лондона закономерно винило танцовщика в коллаборационизме. Лифаря приговорили к смертной казни, после чего он перебрался в Монте-Карло.
Высочайший успех и искусство без принципов
На могиле хореографического гуру значилось: «Серж Лифарь из Киева». /Фото: podrobnosti.ua
После войны приговор Сержа отменили. Танцовщик смог восстановиться в парижской места. Серж Лифарь стал постановщиков свыше двух сотен балетных спектаклей, создал Институт хореографии, вел теоретический курс пляски в Сорбонне, стал профессором Высшей музыкальной школы и почетным президентом Нацсовета танца ЮНЕСКО.
Лифарь долгое пора дружил с Коко Шанель, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Марком Шагалом. Связь богемных представителей была логичной: французская элита контактировала с немецкими оккупантами. До партизанского «Сопротивления» парижским тусовщикам дела не было, они всю брань продолжали жить на широкое горло. Некоторые представители знати вполне открыто оказывали услуги разведорганам оккупационных фашистских воль. Среди них вполне мог быть и человек искусства Серж Лифарь из Киева.
Ну а в судьбе Коко Шанель сыграли огромную роль несколько эмигрантов: 7 русских в жития великой дизайнерши.