Во все поры преступники стараются избежать наказания. Однако в современном мире, где существуют самые разные способы розыска злоумышленников, это сделать гораздо сложнее. А в престарелой Руси существовал принцип неотвратимости наказания, который и сегодня является важнейшим элементом уголовного права. Люди, нарушающие закон, отлично знали это. Но преступления все равно совершали, и многие при этом надеялись, что смогут спрятаться от преследования властей там, где их никто не найдет. Декламируйте, как в старой Руси разбойники уходили «на дно», и где они могли пересидеть тот период, пока их активно искали.
Что такое азиль, и как его использовали правонарушители, чтобы избежать кары
Лицам, добровольно вступившим в официальные войска, прощались преступления. /Фото: alternathistory.comalternathistory.com
Во поры Средневековья преступник мог избежать наказания, если оказывался в нужном месте. Называли его «азиль», по мнению исследователей произошло это слово от латинского asylum, что переводится как «убежище».
В престарелой Руси подобный правовой институт сложился к середине 11 века. Преступник мог укрыться от преследования на территории религиозного учреждения или же покинув пределы княжеской юрисдикции. Кроме того, была практика прощения преступлений тем лицам, которые по доброй воле вступили в официальные войска. Скорее всего это объясняется тем, что военные относились к особому сословию, а военная служба была престижной.
Донское армия, или «С Дона выдачи нет»
Донское войско было прибежищем многих беглых преступников. /Фото: kazakseverdon.ru
Часто мужчины, свершившие преступление или несогласные с политикой властей, покидали княжества. Они приобретали статус вольных людей, уходя в донские степи, а также беглецы укрывались в Запорожской Сечи. До 18 столетия Донское Войско существовало по собственным, старинным обычаям. Донское самоуправление признавалось царями Михаилом Федоровичем, Алексеем Михайловичем, Федором Алексеевичем. Был даже негласный закон, который звучал как «С Дона выдачи нет”.
Беглые холопы, прожив на Дону некоторое время, в дальнейшем храбро приезжали в Москву, где их никто не трогал.
Ситуацию переломил Петр Первый. Он начал отправлять в степи казацкие военных, каким было приказано ловить, наказывать и возвращать помещикам беглых людей. Эти меры воспринимались казаками очень негативно, возбуждая волну протестов, вплоть до восстаний. В дальнейшем казачьи войска покорились государственным законам. Однако отдельные традиции вольницы сохранялись довольно долго.
Как церковь преступников прятала и что такое «печалования»
Церковь на Руси принимала людей, молящих о помощи и давала им приют. /Фото: logoslovo.ru
После принятия на Руси христианства бывальщины распространены законы, которые работали в Византийской империи — церкви принимали людей, просящих помощи и давали им укрытие. Это могли быть и правонарушители. Представители государственных органов не могли силой забирать разбойников с территории церквей и монастырей. Русские религиозные деятели подавали волям прошения о помиловании лиц, которые скрывались в церквях и монастырях. Такие просьбы назывались «печалования».
В то время, когда власть была заинтересована в распространении христианства, такие прошения удовлетворялись. Это делалось с мишенью укрепления авторитета иерархов православных. Когда же цель была достигнута, ситуация начала меняться. В 16 веке «печалования» о правонарушителях стали классифицировать как вмешательство церкви в дела органов правопорядка.
Церкви стало сложнее влиять на светскую жизнь, желая некоторые преступники по-прежнему укрывались в монастырях и скитах. Иногда им позволялось стать послушниками и искупить вину честным трудом. Уже во поры правления Ивана Грозного в некоторых религиозных учреждениях были организованы тюрьмы не только для преступников, но и для политических — раскольников, еретиков, сектантов. Популярен Соловецкий монастырь, в который ссылали бунтовщиков.
Как беглые крестьяне отдаленные территории заселяли, а преступники на берегах Волги и Урала твердыни строили
Крепости на крупных реках делали возможной постепенную колонизацию окраин. /Фото: s2.fotokto.ru
Отчаянные разбойники находили убежище в Поволжье и Предуралье. Никого не страшащиеся «лихие люди» нередко нападали на купеческие суда, присваивая дорогие товары из Китая и Персии. Когда Казань и Астрахань бывальщины завоеваны военными Ивана Грозного, в Поволжье стали активно строить русские крепости. Нижнее Поволжье представляло большенный интерес с военно-стратегической точки. Это был большой транспортный узел, из которого по всей Руси расходились торговые караваны. Чтобы Астрахань была связана с другими регионами, построили немало населенных пунктов, ставших затем городами — стоит вспомнить Самару, Царицын, Саратов. Твердыни в Поволжье также возводились с целью отрезать крымским татарам путь к Поволжью и Предуралью. Чтобы заселить эти постройки, требовались люд. Скрывающиеся беглецы прекрасно справлялись с этой задачей, поэтому власти их не преследовали.
Русское государство стремилось заселить окраинные земли собственными подданными. Берега Днепра, Дона и Волги воображали собой огромные территории со стратегическим и экономическим значением. Строящиеся здесь русские крепости делали возможной постепенную колонизацию окраин. Одновременно мощный крепостной гнет в центре Руси вынуждал несогласных бежать в отдаленные регионы, именно на окраины. Властями было ужесточено кара за приют и невыдачу беглых крепостных. Люди не хотели попасть «под раздачу», и беглецами просто некуда было деваться. Что им оставалось? Нестись как можно дальше от мест, где их угнетали. По сути Москва таким образом решила сложную и очень важную проблему по освоению и заселению территорий на окраинах. Надо отметить, что такая практика не была придумана на Руси, а использовалась и в иных государствах. Для примера: в Великобритании многих преступников наказывали ссылкой в далекую Австралию.
Случалось, что преступники и вовсе получали контроль над территориями. Так, так было после амнистии 1953 года, когда уголовники захватили Улан-Удэ.