Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войныДождь, снег, мороз, грязь – неизменные спутники войны. Быт в полевых условиях, особенно в морозное время года, был изматывающим физически и морально. Неудивительно, что “жилищный вопрос” на фронте – один из самых важных, от него зависело восстановление сил бойцов между сражениями и маршами, их расположение и боевой дух, а значит и победа.

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны

Советские бойцы в землянке читают письмо. 1944 г.

От казармы до блиндажа

Учиться оборудовать жилье грядущие фронтовики начинали в военных лагерях. Впоследствии на фронте крайне востребованными оказались навыки плотницкого дела, более присущие выходцам из сельской местности. В воспоминаниях Н.Н. Никулина, начавшего войну рядовым в 1941 г., подчеркивается, что выжить в первые месяцы пребывания на фронте ему удалось в немалой степени потому, что его посылали не на авангардную, а на заготовку "десятков кубометров дров" для постройки землянок и блиндажей1.

На передовой обычным делом были ночевки в окопах ("ровиках", "ямках", "ячеях"). Главным в этом виде временных убежищ была хоть какая-то защищенность от смертельной опасности и ненастья. Сооружались они на скорую руку и соответствовали самым элементарным потребностям. Как выразился артиллерист В. Киселев, "все же не каждая капля дождя попадает на нас, и от осколков мы немножко сохранены".

Делая эту запись в дневнике в сентябре 1944 г. на территории Польши, Киселев имел в виду "квадратную ямку штыка на два" глубиной, обтянутую плащ-палатками, где можно было расположиться втроем, правда, "проклиная злую долю солдатскую". Большинство же сослуживцев, как замечал автор дневника, почивали в "ровиках", представлявшихся более надежными убежищами2.

"В траншеях – вода"

В полевых условиях пребывали одновременно огромные массы военных. Командир минометной роты, старший лейтенант С.И. Страхов, описывал это в письме жене после своей поездки на передовую 14 ноября 1944 г., уже будучи "в горнице, [где] так тепло – замечательно, а на улице творится целое светопреставление – ветер, мокрый снег":

"А можешь себе представить, как сейчас на авангардных, позавчера я провел там целые сутки. Темь – в глаз коли, в траншеях – вода, бойцы попеременно и непрерывно работают по выброске слякоти и зорко следят за противником. Я знаю, что ты не воображаешь, что такое передовая. Вот я шел ночью, кругом как будто бы безлюдье, а посмотришь повнимательнее – сферой жизнь. Тысячи людей сидят в земле. Вот траншея – это извилистый глубокий ход… Там и тут приютились маленькие земляночки. Входили в одну-другу[ю]. Тут пылает свечка, топится маленькая печка. Здесь отдыхают, там сидят, беседуют или что-нибудь читают, пишут письма и т.д. Здесь человек не лишь борется с врагом, но борется с природой, с непогодой. Это люди, мужество которых трудно переоценить. Это герои"3.

Лес – пространство, какое военнослужащим приходилось превращать в пригодное для жизни: на одну ночь или на длительный срок. Сезон выбирать не приходилось; самый неблагоприятный для конструкции в лесу, конечно, зимний. Командир пулеметной роты, лейтенант В.С. Суханов в дневниковой записи от 6 марта 1943 г. посетовал на болотистую место Кубани, но спохватился:

"Все-таки до некоторой степени мне посчастливилось – прошло 2 зимы войны, и мне не пришлось быть на фронте в условиях зимы. Истина, сейчас немного прихвачу, но март это еще терпимо, а зимний фронт ужасен, это просто кошмар какой-то"4.

А вот письмо военного переводчика Виктора Раскина, служившего в Карелии и обрисовавшего конец 1943 г. "Если есть на свете что-нибудь действительно абсурдное, так это жизнь на болоте. Оно очень плохо оборудовано для жилья. Роешь землянку – получаешь колодец. И в нем существуют, вычерпав воду ведрами, банками из-под консервов. А главное – нет печки…", – рассказывал Раскин подруге.

Подытожил он собственный фронтовой жилищный опыт в марте 1944 г.:

"1 апреля будет два года как я на фронте, т.е. в лесу. Отчасти самотеком, частично благодаря самовнушению отучился думать о городе, театре и пр. Внушил себе, что все это находится где-то на другой планете или в четвертом измерении, а для меня есть только многонакатные блиндажи, из которых по утрам нужно отливать целый океан воды, лес, изрубленный топорами и снарядами, телефон и нескончаемые сводки, донесения, приказы. А вот побывал дома (отпуск в Ленинграде. – Авт.) и потерял способность так равнодушно относиться к соблазнам большого города"5.

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны

Сооружение землянки.

"Каска в функции умывальника"

Землянки и блиндажи мощно различались по комфорту, утепленности и другим параметрам. В ходе войны совершенствовались навыки их постройки и облагораживания. Из опыта старшего лейтенанта В.В. Назаренко, служившего в пехоте, вытекает, что "упрощенный блиндаж" – это когда "в середине проход, по бокам лежанки, в проходе железная печка". При отсутствии заключительнее в блиндаже мог разводиться костер6.

Переводчик Виктор Раскин описывал блиндажи в карельских лесах: "Обжитые, с претензией на комфорт; возле любого блиндажа столик, скамья (это все складные ящики), каска в функции умывальника. От блиндажа к блиндажу идут тропки, траншеи"7. Порой военнослужащие рассказывали собственным детям об этих необычных жилищах либо рисовали их, естественно, адаптируя "фронтовой материал" для восприятия ребенка. Оригинален рассказ рядового А.М. Сидлина о блиндаже, адресованный пятилетней дочке:

"Это такая вящая яма в земле и накрыта бревнами. Дом так нарочно делается в земле, чтобы фашисты его не видели. Между бревен имеется большая щель взамен двери – туда мы входим и сходим, окон у нас нет. Но, чтобы было светло, мы делаем еще маленькую щель, а вместо печки мы поставили железную бочку и сделали в ней две дверки. В одну вкладываем дрова, а в иную выходит дым. Вот у нас и тепло. А чтобы было мягко спать, мы настелили на землю много веток. Нравится тебе такой наш дом или нет? Когда пойдешь с мамой в выходной день прогуливаться – попробуй из песочка и палочек сделать такой маленький домик-блиндаж"8.

Блиндажи и землянки – это прежде всего сырость и тьма. Сырость пытались подсушивать, проводили электричество. Высота потолка в землянках сильно варьировалась. В.П. Песков (в начале войны – меньший лейтенант, артиллерист) вспоминал первую в своей фронтовой биографии землянку в Карелии (декабрь 1941 г.) вместимостью "человек на 15, вышиной в метр, бойцы ползком попадали в нее", но позже ему встречались землянки, где можно было ходить "в рост"9.

По подтверждению политрука кавалерийского батальона В. Ге (в 1941-1942 гг. находился под Ленинградом), "есть землянки, главным образом командирские, где сухо, незапятнанно, тепло. Нередко играет патефон, навевая воспоминания мирной жизни. На стенках развешаны фотографии родных, картинки, портреты. А в иных землянках клопы, вода проступает через пол, холодно. Однажды, когда я спал в такого рода землянке, я проснулся, ощущая, что на моей голове сидит крыса. В другом случае я всю ночь провел на воздухе, т.к. была уйма клопов. Они десятками мертвечины на тебя прямо с потолка". Ге видел землянки бойцов, которые "были весьма различны по благоустройству". Одна из землянок была, так, на 30 человек в два ряда нар. В ней проводились различные мероприятия, в том числе политбеседы10.

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны

Обед в землянке.

"Отдохнуть по-человечески и от обстрела укрыться"

Осенью 1942 г. военный корреспондент армейской газеты "Ленинский линия" Л.И. Левин по заданию редакции провел исследование того, какова "землянка на переднем крае". Идеальная землянка, где "все было как надо", открылась в одном из подразделений 286-й стрелковой дивизии. Ее "хозяином" был командир расчета, сержант И.П. Симак (в довоенном прошедшем – сибирский колхозник), а кров он делил еще с двумя красноармейцами.

"Стены землянки уже забраны досками, дверь с окошком для дневного света, неплохо пригнанная, плотно закрывается; в углу примостилась печка, самодельная, но вполне отвечающая своему назначению. Около нее аккуратно уложена вязанка сухих дров. С наступлением темноты можно будет затопить. Нары покрыты свежими ветками, поверх каких разостлана чистая плащ-палатка. Вдоль стен прибиты полки и на них поблескивают котелки". Самыми важными характеристиками расцветай землянки Симак называл возможность "отдохнуть по-человечески и от обстрела укрыться", а в холодное время – согреться. Заключительная проблема решалась хорошо пригнанной дверью, которая бы плотно закрывалась, а вот этим, как раз, многие пренебрегали, и тогда землянка оставалась "ледяным погребом, сколько бы ее не топили"11.

Неудобством выделялись самодельные шалаши, которые использовались в основном летом. По роду своей службы в них нередко ночевали связисты. Летом 1944 г. связистка З. Жорниченко плакалась в письме матери, что в шалашах неуютно, от сильных дождей они не спасают ("мокнем как куры")12. Ей вторила связистка Н.П. Демкина, вспоминая, как после форсирования Немана существовали в шалашах; располагались в них по два человека на одной шинели, другой накрываясь как одеялом. Но, в общем, часто спали "как придется, где придется"; раз легли с подругами-телефонистками вокруг дерева головой к нему, и со смехом ожидали, что придет командир будить на дежурство "крайнего" и запутается его разыскивать, так как "все кучей лежат по кругу"13.

В палатках жили зачастую по необходимости, например, когда в болотистой местности невозможно было выкопать землянку или построить блиндаж.

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны

Писатель Александр Исбах в шалаше с бойцами Белорусского фронта. Май 1944 г. Фото: РИА Новинки

"До последних секунд сидели в избах…"

Постой в домах мирного населения – практика размещения красноармейцев, имевшая размашистое распространение во время маршей, переходов, нахождения в обороне. Если дома пустовали, то занять их не представляло проблемы. В других случаях были варианты: жители проявляли гостеприимство, старались перетерпеть присутствие незваных постояльцев, либо даже отказывали в пристанище. В заключительном случае армейское начальство могло проигнорировать отказ.

Во время затяжного перехода на исходе 1941 г. рядовому Леониду Андрееву и его товарищам довелось побывать на ночном постое во массе крестьянских домов, что отпечаталось в памяти:

"Каждую ночь мы останавливались ночевать в деревнях, и каждую ночь – другие избы, иные люди и одинаковые слова, похожие, как слезы оплакивающих одно и то же. Сотни крестьянских лиц прошли в те дни передо мною… Отдельный были скупы, жадны, другие добры, жалостливы; одни грели и кормили, другие косились, ворчали, и тогда после сна на нечистом, холодном полу – голодная дорога дня. Нас почти не снабжали, и мы ели только то, чего не жалела мужицкая доброта… Я не помню лиц, – но я и сейчас ощущаю тепло, какое исходит от этих неведомых, далеких, чужих людей… Нас поднимали холодными утрами, часа в 2-3, до последних секунд мы сидели в избах еще несколько теплых мигов, – пока нас, дремлющих на ходу, не выгоняли на мороз"14.

В малых деревнях было невозможно нормально разместиться. Например, по линии следования лыжного батальона Леонида Андреева к линии фронта зимой 1942 г. батальону пришлось размещаться в деревне из трех домов. "В горнице, в которую попал я, набилось столько, что все стояли, тесно прижавшись друг к другу… Стали засыпать, сползать книзу. Заснул и я. Проснулся, потому что кто-то шел по мне – я очутился на полу, на ком-то, кто-то лежал на мне, – кто-то пробирался куда-то, ступая по телам". До боя за полуразрушенную деревню Черноволосую под Старой Руссой были считаные дни. После него от батальона осталось 18 человек15.

Порой занимали уже готовое жилье вдогонку за противником. "Они их строят из досок, ломают дома [для этого], внутри нары, стулья, столы и даже мягкие диваны, – повествовал в письме домой в декабре 1943 г. пехотинец, старший лейтенант А.В. Назаренко. – Есть блиндажи в 2-3 комнаты. Стены, потолок и пол выложены досками. Внутри железные печки, обыкновенно цилиндрические, но много и квадратных"16. Артиллерист В. Киселев записал в дневнике, будучи в Польше в 1944 г.: "Я существую в немецком блиндаже. У потолка мы обнаружили какой-то красный провод, осторожно подоткнули его и не уверены до сих пор – заминирован этот блиндаж или нет"17.

Как обустроен быт бойца Алой армии во время Великой Отечественной войны

"Пускай солдаты немного поспят…" Кенигсберг. 1945 г.

"Вся эта музыка надоела"

В повседневности красноармейцев с калейдоскопической стремительностью могли меняться как места пребывания (город, деревня, лес), так и, соответственно, жилищные условия. Об этом наглядно свидетельствуют источники, относящиеся к 1944-1945 гг., когда советские военные оказались за рубежами своей страны. "Сейчас мы ведем борьбу в городе, поэтому подчас размещаемся в шикарных квартирах с зеркалами, комодами, креслами и роялями. А порой живешь месяц-другой в щели, вырытой в земле, и все это считается в порядке вещей", – описывал такого рода нестабильность в посланье родным старший лейтенант С.И. Страхов18. Быт как "у цыган, даже хуже", по словам разведчика Владимира Цоглина, на германской земле все пуще сменялся ночевками в нормальном жилье на "кроватях с перинами", "в шикарно обставленных комнатах"19.

На исходе Великой Отечественной брани и сразу после ее окончания, в нетерпеливом ожидании демобилизации, тысячи советских военнослужащих скорее тяготились жизнью в комфортных и даже роскошных немецких домах и квартирах. Документальных подтверждений таких расположений немало. Одно из них принадлежит фронтовому шоферу Надежде Батиной, расписавшей родным в письме от 7 марта 1945 г. "фантастическое" существование в Германии, но закончившей его так: "Только тяга большая домой, несмотря на все эти условия. Вся эта музыка надоела"20.

1. Никулин Н.Н. Мемуары о войне. СПб., 2008. С. 18.

2. Общество и власть. Российская провинция. Июнь 1941 г. – 1953 г. М., 2005. Т. 3. С. 1019.

3. "Я пока жив…" (Фронтовые послания 1941-1945 гг.). Нижний-Новгород, 2010. С. 228-229.

4. Это и моя война: Великая Отечественная в письменных и визуальных эго-документах. Сб. док. Краснодар, 2016. С. 278.

5. РГАСПИ. Ф. М-33. Оп. 1. Д. 1400. Л. 68, 85.

6. РГАСПИ. Ф. М-33. Оп. 1. Д. 501. Л. 145.

7. РГАСПИ. Ф. М-33. Оп. 1. Д. 1400. Л. 37.

8. "Сохрани мои послания…": Сб. писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны. М., 2007. Вып. 1. С. 204.

9. РГАЛИ. Ф. 2594. Оп. 1. Д. 555. Л. 13.

10. Ленинградцы. Блокадные дневники из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. СПб., 2014. С. 283, 250-251.

11. РГАЛИ. Ф. 3260. Оп. 1. Д. 55. Л. 45-46.

12. РГАСПИ. Ф. М-33. Оп. 1. Д. 281. Л. 8.

13. Память о Великой Отечественной брани в социокультурном пространстве современной России: Материалы и исследования. СПб., 2008. С. 129-130, 131.

14. Андреев Л. Г. Философия существования. Военные воспоминания. М., 2005. С. 85, 86, 87.

15. Там же. С. 137, 270.

16. РГАСПИ. Ф. М-33. Оп. 1. Д. 501. Л. 145.

17. Общество и воля. С. 1023.

18. "Я пока жив…" С. 226.

19. Архив НПЦ "Холокост". Ф. 9. Оп. 2. Д. 160. Л. 13, 30.

20. Письма из войны. Саранск, 2010. С. 58.

>