Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»

Александра Коллонтай популярна как революционерка. Она была первой женщиной-министром, дипломатом, и как говорили в начале века «истинной строительницей коммунистического общества». Однако эта дама зарекомендовала себя в качестве теоретика феминизма, причем не простого, а новейшего, марксистского. Читайте в материале, как Коллонтай представляла себе новоиспеченную женщину, почему некоторых из них называла «самками», голосовала за свободную любовь. И чем в результате закончилась борьба этой феминистки.

Не попросту феминистка, а социалистическая

Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»
Движение сурфажисток быстро развивалось во всем мире в конце 19 – начале 20 веков. /Фото: i.ytimg.com

Движение сурфажисток получило мощное развитие в начале 20 века. Так называли дам, которые боролись за уравнение прав между мужчинами и женщинами. В основном это прикасалось избирательных прав. Большевичка Коллонтай относила суфражисток к «классово чуждым элементам». Она даже нашла для них достаточно унизительное наименование — «равноправки».

Это происходило потому, что по мнению Коллонтай равные права с представителями мужского пола — лишь мельчайшая мера. А мишенью должно было быть разрушение до основания буржуазного общества и построение совершенно нового, социалистического. Вот когда это будет сделано, можно задуматься о равноправности. Но в новое, социалистическое общество, должна была прийти соответственно обновленная женщина.

Новая женщина, которой ни муж, ни семейное счастье не необходимо

Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»
Коллонтай выступала за отказ от традиционных моделей семьи. /Фото: s14.stc.all.kpcdn.net

Справедливости ради, стоит отметить, что идею «новоиспеченная женщина» придумала не Александра Коллонтай. Еще в 19 веке Тургенев, Чернышевский, Ибсен, Жорж Санд описывали в своих книжках волевых и целеустремленных героинь, которые стремились к независимости, пытались самостоятельно выстраивать свою жизнь.
В работах Коллонтай можно отыскать призыв к отказу от устаревших моделей поведения для женщин. При этом принцип отнесения к этой категории весьма строгий. Сюда угоди жены, терпящие измены, дамы, прекрасно чувствующие себя замужем, старые девы, испытывающие разочарование от своей судьбины и женщины непристойного поведения.

По мнению революционерки, новые женщины не имеют права попадать в зависимость от мужского пола, от собственных качеств мужчин и их отношения к даме. Они должны полностью посвятить себя интересам общества, поставив семью на второе пункт и бороться за свои права в мужском мире. Опале были подвергнуты многие женские качества, которые традиционное общество находило обязательными и достойными. Речь о чувствительности, мягкости, терпении, умении уступать и другие. Их следовало осудить и забыть. Нет женщине-матери, супругу, любовнице. Да — борцу и строительнице коммунизма. Понятно, что Коллонтай относилась к семье как к обломку старины, дореволюционному понятию, способу для порабощения дам. Революционерка мечтала о другом. В светлом будущем, считала она, не будет семей, а только свободная любовь, причем не между полами, а та, какую следует испытывать к работе, обществу, коллективу.

Долой ревнивых самок, даешь свободную любовь!

Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»
Настоящая новая революционная дама не имела права ревновать. /Фото: pbs.twimg.com

Коллонтай считала, что устаревшие (по сути традиционные) добродетели, кои пестовало общество, бывальщины нужны только для легкой манипуляции со стороны мужчин. Этому следовало положить конец! Потому революционерка разработала цельный комплекс новейших правил, которых следовало придерживаться женщинам.
Итак, принципы поведения новой социалистической женщины:
• Всеми мочами оказывать сопротивление насилию и деспотизму. Оберегать свою личность и избегать манипулирования собой.
• Уметь контролировать эмоции, всегда совершенствовать самодисциплину. Не думать о чувствах, ставить во главу угла работу на благо общества.
• Жить самостоятельно, независимо. Не замыкаться в семейных рамках, а также не культивировать влюбленность.
• С уважением принимать свободу и чувства других людей. Ни в коем случае не становиться «ревнивой самкой» — это недостойно.
• Не запрятывать и не подавливать сексуальность, а уметь существовать с ней. Если любовь, то свободная.

В своих работах Коллонтай часто упоминала «эрос». При этом делила это понятие на два облика — бескрылый и крылатый. К первому она относила интимные отношения при отсутствии эмоциональной взаимности, то есть удовлетворение физиологических потребностей. Подобный эрос имел право существовать в тяжелые времена, например, в период войн, революций. То есть тогда, когда людям недосуг думать о любви. Эрос с крыльями, по мнению Коллонтай, это интимные отношения, базирующиеся на эмоциях и взаимной привязанности. Его время непременно наступит, но только тогда, когда наступит новое, более спокойное время.

А что же сама, и кто такие «замком по морде»?

Как первая советская женщина-министр Александра Коллонтай «билась за свободную любовь и против ревнивых самок»
Позабыв все свои принципы, Коллонтай вышла замуж за Дыбенко. /Фото: static.tildacdn.com

А что сама Коллонтай, проповедующая свободную влюбленность? Ее отношения с обоими видами эроса, независимо от крыльев, были весьма интенсивными. Партнеров для сексуальных отношений у этой дамы было достаточно. Самый известный из них — матрос Павел Дыбенко. Одно время этот мужчина занимал должность Общенародного комиссара по морским делам, и это нередко вызывало насмешки со стороны соратников. Дело в том, что Коллонтай и Дыбенко часто куда-то приходили совместно, и Александру прозвали «замом» Народного комиссара по морским делам, а сокращенно «Замом наркома по морделам», а еще короче —«замком по морде».

Дыбенко был неученым, но достаточно интересным мужчиной. Ему удалось так сильно очаровать Коллонтай, что все принципы «новой женщины» были ей забыты. Она вышла замуж за Павла. Наименовать этот брак удачным сложно. Дыбенко не отличался верностью, а Коллонтай, вместо того, чтобы следовать своим идеям, мучилась и рыдала. Вскоре пара развелась. Стало понятно, что кричать о свободе и отсутствии ревности просто, а вот следовать таким принципам в реальной существования сможет не каждая женщина.

Роза Люксембург и Клара Цеткин были, наверное, самыми известными борцами за права дам во времена СССР. Их образы были фактически канонизированы, из-за чего стало достаточно сложно разглядеть в хрестоматийных бойцах за равноправие обычных женщин, со всеми их страстями и слабостями. Хотя обычными их назвать уж точно нельзя, а в личной жизни любой из них совершались революции похлеще, чем в общественной.

>