Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке

Кидаться продуктами – дело, с одной сторонки, неблагородное, ясно показывающее родственную связь человека и других приматов, а с другой – обременительное с материальной точки зрения, ведь куда здоровее эти продукты съесть, а не использовать как метательное орудие. Но ситуации складываются разные, да и степень свежести овощей и фруктов (не говоря уже о яйцах) может быть неодинаковой, потому иногда считалось вполне уместным швырнуть плод-другой в сторону какого-то неприятного персонажа, необязательно актера.

В кого и чем кидались в прошлом

Одно из первых упоминаний об «овощном обстреле» относится к периоду губернаторства Веспасиана, будущего императора Рима. Поставленный править африканскими землями, он потребовал сильное неудовольствие местных жителей, которые, протестуя против нехватки продовольствия, забросали римлянина лежалой репой. Уместно, и политикам нашего времени порой достается: в 2003 году некий недовольный избиратель швырнул яйцо в спину Арнольда Шварценеггера, в те поры – кандидата в губернаторы Калифорнии.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
В античном театре царила своя атмосфера. Источник: curriculumvisions.com

Древние греки, отправляясь в арена, брали с собой еду – представление шло долго, и нужно было подкреплять силы. В случае же недовольства игрой актеров впечатлительные зрители вполне могли сформулировать свое отношение к происходящему при помощи все тех же взятых с собой овощей. Тем более, что от долгого пребывания на жаре продукты могли поспеть испортиться, и для употребления в пищу становились непригодны. Вероятно, к такому участию зрителей актеры были подготовлены, ведь в древнем театре понятия «четвертой стены» пока не было.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что такое «четвертая стена» в искусстве, как и зачем ее разламывают.

В Средневековье доставалось не актерам и не государственным деятелям – от летящих из толпы овощей страдали главным образом осужденные преступники. Разумеется, помидорами в те поры никто не кидался – ни свежими, ни гнилыми. Этот овощ в Европе пока не знали, он прибудет в Старый Свет на корабле испанских колонизаторов, из Америки, а сравнительно распространенным станет примерно к середине XVIII века.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
Мария-Антуанетта. Источник: smithsonianmag.com

Зрительские симпатии и антипатии: от аплодисментов до летящих овощей

Почитается, что еще при Шекспире в актеров-неумех могли лететь тухлые яйца, поэтому великий драматург включал в свои пьесы сцены, чье направление было «не дать заскучать» определенной прослойке зрителей. Со временем появилась даже своеобразная профессия клакера – то есть человека, какой появлялся в театре для выражения какой-то определенной реакции на представление. Все зависело только от пожелания заказчика, оплачивающего работу клакера.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
О. Домье. Клакер. Ключ: wikipedia.org

Если нужно было выразить одобрение спектаклем, клакеры шумно и много хлопали (собственно, слово claque с французского и означает «хлопать в ладоши», а явление возникло собственно в парижских театрах). Если же клакеров оплачивал конкурент или какой недоброжелатель, то эта публика свистела, топала ногами и – в некоторых случаях – пускала в ход прелые овощи. Летящие откуда-то из зрительного зала продукты не считались за орудие нападения в глазах представителей закона (все же не камни), но на впечатление от постановки влияние оказывали.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
В лондонском театре Глобус к настроению публики относились внимательно – и актеры, и драматурги. Источник: mindomo.com

Увлекательно, что в 1820 году возникла официальная организация профессиональных клакеров, а еще интереснее то, что «безработные» клакеры начинали собственный бизнес: ходили по постановкам и освистывали актеров и постановку в том случае, если владелец театра отказывался заплатить объявленную цену. Явление клаки, клакерства просуществовало до основы XX века. А вот непосредственно помидоры, прилетевшие на сцену, были описаны в статье «Нью-Йорк Таймс» 1883 года, где описывалось, как пострадал от зрителей американский артист Джон Ричи.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Подсказка для идиотов»: Когда появился закадровый смех и почему его используют.

Вообще создается впечатление, что бросание в артистов различных продуктов было свойственно скорее американскому зрителю. Еще «Битлз» жаловались на огромное количество прилетающих на сцену и в музыкантов мармеладок, выходило это во время гастролей по Новому Свету. Вероятно, многие из выступавших когда-либо на сцене пожелали бы зрителям оказаться на месте артистов во пора такого обстрела. И, между прочим, сами зрители некоторое время назад до этого додумались.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
Во время выступления группы The Beatles на сцену во массе летели мармеладки. Источник: beatlesuniversity.wordpress.com

С 1945 года в испанском городке Буньоль, Валенсия, ежегодно проводят фестиваль La Tomatina, на какой съезжаются десятки тысяч туристов со всего света. Как водится, сам фестиваль посвящен местному покровителю, святому Луи Бертрану, но заключительный этап празднования на иные подобные праздники не похож. На центральную площадь привозят больше сотни тонн помидоров, и в течение часа длится «помидорный бой» между всеми желающими. Правил боя не так немало, одно из них предписывает как следует повеселиться.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
Фестиваль La Tomatina дает возможность и самому побросать помидоры, и почувствовать себя на пункте мишени. Источник: bolshoyvopros.ru

Виртуальные гнилые помидоры

В XXI веке эта «овощная» традиция не только не исчезла, но и, наоборот, закрепилась, вот лишь помидоры стали, как и следовало ожидать, виртуальными. Мало что так влияет на рейтинги фильмов и сериалов, как те отзывы и обзоры, что размещены на сайте Rotten Tomatoes, а по-русски – «Прелые помидоры». На основе этих отзывов выносятся оценки, которые и превращают фильм в «свежий», то есть одобренный критиками, или «прелый», то есть признанный неудачным.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
Символика Rotten Tomatoes построена на этой старинной традиции взаимодействия публики и артистов. Ключ: the-bear-cave.com

Сайт был запущен в 1998 году группой калифорнийских студентов, один из которых, Сень Дуонг, был большим обожателем фильмов с Джеки Чаном и собирал обзоры на те фильмы актера, что вышли в прокат в США. Первым фильмом, на который собирались отзывы Rotten Tomatoes, стала комедия «Твои друзья и соседи», а сайт мгновенно стал популярным в глобальном инфопространстве. Уже в 2004 году он был реализован крупной корпорации, сейчас сайтом владеют несколько медиа-гигантов.
На рейтинг фильма по версии «Гнилых помидоров» влияют отзывы, написанные кинокритиками, вводя и самых опытных из специального списка. По итогам рассмотрения фильму или сериалу выдается «Сертификат свежести», а по итогам года кинофильму с самым высоким рейтингом вручается премия «Золотой помидор». Насколько важны оценки многочисленных критиков и пользователей Rotten Tomatoes? Почитается, что «свежесть» фильма напрямую влияет на кассовые сборы – они выше для тех картин, что попадают в верхнюю часть рейтингов.

Как показалась традиция бросаться гнилыми помидорами и что с ней стало в XXI веке
Носить на премьеры натуральные помидоры больше не обязательно. Источник: qrius.com

Есть, правда, исключения – независимо от мнения критиков, даже пишущих на Rotten Tomatoes, кассу собирают полнометражные ребяческие мультфильмы, жанровое кино и франшизы. По-видимому, мало что может помешать зрителю пойти в выходной день в кино с дитятей или с друзьями на комедию, даже если эти картины получили отрицательные отзывы от просмотревших фильм раньше. Если же захочется сформулировать неудовольствие по поводу игры актеров или сюжета, всегда есть возможность, не прибегая к реальным гнилым помидорам, использовать их нынешние цифровые аналоги.

Но каким бы объективным ни был рейтинг, сюрпризы возможны, порой успех или провал картины объяснить не так легко. Отдельным феноменом становятся отдельный малобюджетные фильмы, которые неожиданно для всех собрали огромную кассу.

>