Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi

Компания Pepsi является безусловным всемирным гигантом по производству безалкогольных напитков. Она уже давно и прочно укоренилась и на российском рынке. Началось это ещё в начале 1970-х годов, когда Россия являлась долей Советского Союза. Это была первая ласточка враждебного капиталистического мира, залетевшая на коммунистический рынок. В то время соперничество между двумя краями было столь жёстким, что становится непонятно, как же американской компании удалось такое провернуть?

История проникновения Pepsi на советский базар началась в далёком 1959 году. Тогда вице-президент США, Ричард Никсон, приехал в Советский Союз на выставку. Она проходила в парке «Сокольники» в Москве. Там он повстречался с Генеральным секретарём ЦК КПСС, Никитой Хрущёвым.

Американцы совместно с Советским Союзом организовали национальную выставку. Целью её было продвижение американских товаров, искусства, моды и, разумеется же, идей капитализма. На выставке был специально оборудован и представлен макет американского дома. Он был оснащён самой современной бытовой техникой и всевозможными удобствами. Там бывальщины такие невиданные простыми советскими гражданами чудеса, как цветной телевизор, пылесос, стиральная машина.

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
Ричард Никсон и Никита Хрущёв на печально популярных «кухонных дебатах».

Стоя посреди образца американской кухни, лидеры двух соперничающих стран весьма горячо обсуждали совершенства и недостатки коммунистического и капиталистического режимов. Никсон говорил Никите Хрущёву: «Ваша страна планирует опередить нашу. Особенно это прикасается производства товаров народного потребления. Я надеюсь, что наше соревнование сможет улучшить жизнь не только наших народов, но и людей во всём вселенной. Я считаю, что свободный обмен идеями нам просто необходим». Позже американский президент подвёл Хрущёва к киоску, где продавали «Пепси». Он вручил ему стакан этой сладкой газировки, какой в стране Советов никогда раньше не пробовали.

В киоске Pepsi были представлены две разных вариации этой сладкой газировки. Одна, как сообщают, на американской воде, а другая была замешана из концентрата, на советской. Хрущёв заявил, что та, что сделана на родной воде, явно лучше и гораздо немало освежает. Когда Хрущёв пил, он настоял на том, чтобы товарищи, собравшиеся вокруг него, тоже попробовали чудо-напиток. Фотографы, какие там присутствовали, моментально засверкали вспышками камер.

Пресса просто сошла с ума! Фотографии Хрущёва с Pepsi и надписью «Хрущёв желает быть общительным». Это было прямой отсылкой к лозунгу Pepsi в США того времени: «Будьте общительны, выпейте Pepsi».

Никакие, самые баснословные, затраты на рекламу не смогли бы принести компании столько внимания, сколько принесли эти исторические снимки! Снимки были напечатаны в СМИ по всему миру. О такой рекламной кампании Pepsi не могла даже мечтать! В итоге в 1965 году Кендалл из главу корпорации PepsiCo превратился в её генерального директора. Его роль в событиях 1959 года невозможно переоценить.

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
Никита Хрущёв мастерит глоток Pepsi в 1959 году на Национальной выставке США в Москве, в то время как вице-президент США Ричард Никсон наблюдает, а Дональд Кендалл наливает ещё одинешенек стакан.

Совместные действия Никсона, который подвёл Хрущёва к ларьку с пепси, и Кендалла, подающего напиток, вызывающий привыкание, не бывальщины импровизацией. Это была идея Кендалла, как и вообще участие компании Pepsi в выставке. Это было сделано вопреки желанию его начальства. Дело в том, что руководство компании было уверено, что попытки продать американский продукт коммунистической стране – это пустая трата сил, времени и денег. Вечером перед выставкой Кендалл повстречался со своим старым приятелем, Никсоном. Их давно связывали крепкие дружеские отношения. Коммерсант попросил президента, чтобы он вручил стакан напитка ровно в руки советскому лидеру.

Кендаллу в 1972 году удалось заключить с Советским Союзом эксклюзивную сделку. Это произошло тринадцать лет спустя после обрисованных эпохальных событий. Договор запрещал главным конкурентам Pepsi, компании Coca-Cola, всяческий доступ на советский рынок. Во всём этом, однако, была итого лишь одна загвоздка. Советская валюта была абсолютно бесполезной за пределами СССР. Она не имела в рыночной экономике никаких функций натуральнее валюты. Советский рубль можно было счесть некими корпоративными ваучерами или жетонами. Стоимость данной денежной колы определялась не рынком, а устанавливалась и регулировалась государством. Нужно было придумать некую альтернативную систему оплаты. На помощь пришагал старый добрый бартер! Советский Союз обретал права на продажу и производство пепси, а взамен компания Pepsi получила эксклюзивные права на марку водки Stolichnaya.

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
родавец демонстрирует бутылку водки «Столичная».

Pepsi обладатель звания первого капиталистического бренда, который не просто продавали, а производили в СССР. Сообразно соглашению, PepsiCo стали поставлять необходимое оборудование и концентрат напитка для десяти будущих заводов. Там на месте уже концентрат должны бывальщины разводить, разливать по бутылкам и распространять по торговым точкам всего Союза.

Одна работница завода в Новороссийске вспоминала об этом поре так: «У каждого работника была сшитая индивидуально форма. Она была очень красивая. Мы были похожи на врачей. У нас были белоснежные головные уборы, халаты. Работать на этом заводе было очень большой честью». Тогда считалось невероятным везением устроиться туда, это было престижно.

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
Завод Pepsi в Советском Альянсе.

Генеральный директор PepsiCo, Кендалл, говорил, что это самый лучший и современный завод компании во всём мире. Завод был выстроен в самые кратчайшие, даже рекордные сроки — всего за одиннадцать месяцев. Это просто поразило тогда Кендалла.

Первый завод вначале планировали строить в Сочи. Неожиданно возникли проблемы с водой. Рядышком не оказалось никаких её пресных источников. Поэтому пальма первенства досталась Новороссийску. Когда завод начал свою труд, все советские граждане стремились приехать сюда. Здесь можно было не только отдохнуть на Чёрном море, но и отведать вожделенную Pepsi. К крышке 1982 года появилось ещё семь заводов: в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Таллинне, Алма-Ате и Сухуми.

Цена за бутылку пепси превышала стоимость любого советского безалкогольного напитка вдвое. Невзирая на это рынок Pepsi увеличивался, продажи росли не по дням, а по часам. Уже в крышке восьмидесятых годов у компании было более двадцати заводов в СССР. Советские граждане выпивали почти миллиард порций пепси в год. Это было, разумеется же, намного больше, чем американцы выпивали водки Stolichnaya. Ввиду ограниченности американского рынка водки, Кендаллу пришлось приступить поиски других советских продуктов, годных для бартера. Тут пришла на помощь просто гениальная идея: списанные Советским Альянсом боевые корабли!

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
Выпускники празднуют окончание школы, Москва, 1981 год.

В 1989 году Кендаллом было подписано новоиспеченное соглашение. По этому договору Советский Союз передал компании Pepsi целую армаду. В её составе был крейсер, эсминец, фрегат и цельных семнадцать подводных лодок! Многие тогда шутили, что Pepsi на тот момент владела шестым по величине флотом в мире. Эти корабля, конечно же, не годились для эксплуатации. Компания просто сдала их на металлолом. Каждая субмарина принесла PepsiCo 150 тысяч долларов незапятнанной прибыли. «Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы», – язвительно заметил Кендалл однажды в разговоре с Брентом Скоукрофтом, советником президента Джорджа Буша по национальной безопасности.

Как вышло, что Советский Союз обменял военные корабли на Pepsi
Стенд Pepsi в Москве, 1983 год.

Чуть вяще года спустя компании PepsiCo удалось заключить с Советским Союзом ещё одну, беспрецедентно крупную сделку. Её условия предполагали получение немало трёх миллиардов долларов прибыли. Взамен Советский Союз должен был построить десяток судов, в основном нефтяных танкеров. Компания PepsiCo планировала их либо сдавать в аренду, либо реализовать на международном рынке. Это была, без сомнения, эпохальная сделка. К сожалению, ей не суждено было состояться. Не прошло и года, как Советский Альянс распался.

Теперь компании неожиданно пришлось иметь дело с пятнадцатью штатами, вместо одного. Корабли находились в недавно обретшей самостоятельность Украине. Там тоже желали хоть что-то выторговать для себя. Значительно усугубляло положение то, что на рынок теперь вышел основной конкурент PepsiCo — Coca-Cola. Сейчас компании пришлось изо всех сил стараться, чтобы удержать свою долю рынка в России.

На сегодня Россия всё также является огромным базаром сбыта для компании Pepsi за пределами США, занимая второе место в мире. Правда сейчас большинство россиян всё же предпочитают продукцию конкурентов из Coca-Cola. Часть PepsiCo на российском рынке составляет более чем скромную цифру в восемнадцать процентов. Если сравнивать с их конкурентом Coca-Cola, то у них цифра в два раза вяще. Pepsi сейчас продаёт меньше, чем многие напитки производства местных компаний.

У Pepsi на сегодняшний день, пусть не крупные, но будет прочные позиции на российском рынке. Компания производит там очень широкий ассортимент продукции. Несмотря на это, время от времени россияне с невообразимой ностальгией вспоминают о том самом, уникальном вкусе советского пепси в стеклянной бутылке. Многие говорят, что он намного вкуснее, чем ныне, потому что пластик портит вкус. Недавно один счастливый обладатель оригинальной бутылки Pepsi советских времён предложил её реализовать за рекордные 6400 рублей (110 долларов). Продукт, конечно, с уже истекшим сроком годности, но всё же приятная находка для любителей винтажных предметов!

Если вас интересует история СССР, прочтите нашу статью о том, как скромная домохозяйка из английской провинции оказалась советским суперагентом, какая могла убить Гитлера.

Вам также может понравиться