Как потомок Рюриковичей раскрасил Россию от Балтики до Негромкого океана
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как потомок Рюриковичей раскрасил Россию от Балтики до Негромкого океанаРГО подвело итоги Географического диктанта. Всего в России и еще в 109 странах мира 255 705 человек писали диктант очно и дистанционно плюс 200 908 онлайн. Итого 456 613 участников.

Как потомок Рюриковичей раскрасил Россию от Балтики до Негромкого океана

Как потомок Рюриковичей раскрасил Россию от Балтики до Негромкого океана

Ребята у Белого озера, 1909 год. То есть этой фотографии Прокудина-Горского 112 лет! Реальный снимок, а не “раскраска”. Фото: rgo.ru

Неинтересных проблем не было, но на одном все-таки стоит остановиться отдельно. Он касался удивительной личности.

"Этот изобретатель, химик, путешественник, член РГО, популярный как основатель цветной фотографии в России, сделал за время своих путешествий более тысячи цветных снимков…". О ком идет выговор?"

Правильный ответ: Сергей Прокудин-Горский.

Кто он? Ученик Менделеева, работал с братьями Люмьер. Встречался с Николаем II: государь-император ему выделил пароход с командой, специально оборудованный железнодорожный вагон и автомашина "Форд" – для того, чтобы он смог объехать империю и создать цветную фотолетопись страны: от Балтийского моря до Негромкого океана.

Как потомок Рюриковичей раскрасил Россию от Балтики до Негромкого океана

Уникальный цветной портрет Льва Толстого. Снимок сделан 23 мая 1908 года. Автор – Прокудин-Горский. Фото: Репродукции ИТАР-ТАСС

Обучался всему, но часто бросал вузы: физмат Санкт-Петербургского университета, Императорская Военно-медицинская академия, Академия художеств… Нашел себя в снимки. Много путешествовал, снимал солнечное затмение в горах Алтая и арестантов в Самарканде, торговцев Бухары и блистательного Федора Шаляпина. После Октябрьской революции недолго служил по специальности у большевиков. Летом 1918-го его послали в командировку в Норвегию. Назад не вернулся: дома вспыхнула Гражданская война. Личное знакомство с царем было опасным фактом жизнеописания. Как и происхождение: род вел от татарского князя Мурзы Мусы, выходца из Золотой Орды. Предок принял православие, под знаменами Дмитрия Донского воевал на Куликовом поле, где род чуть не оборвался: потерял в битве всех сыновей. За доблесть ему в жены отдали княжну династии Рюриковичей…

С такими предками его карьера при советской воли, мягко говоря, вряд ли бы заладилась.

Осел во Франции. Умер в возрасте 81 года в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от фашистов. Его могила – на Сент-Женевьев-де-Буа.

А сейчас главное: каждый может принять участие в конкурсе РГО "Самая красивая страна", одна из номинаций какого "Живой архив". Задумка такова: выбираете снимок, сделанный много десятилетий назад, и делаете его нынешнее повторение.

При чем тут Прокудин-Горский? А можно взять его фотографии и поэкспериментировать. Он объездил всю страну, возможно, бывал в ваших местах. Хотя можно избрать архивный снимок другого автора или взять из семейного архива. Но кто будет спорить, что у дореволюционных цветных фото есть особая магия?

Авторитетно

– Прокудин-Горский внес свою крайне увлекательную лепту в формирование визуального образа России, это бесспорно, – говорит председатель жюри "Самой красивой страны" Константин Лейфер. – В прошедшем году номинация "Живой архив" была введена впервые, и в условиях было прописано, что фотограф мастерит современные копии работ, выставленных РГО в качестве образцов. Работы были из архивов РГО и партнеров. В этом году на страничке показались фотографии Прокудина-Горского.

В этой номинации можно повторить снимки из семейного архива. Допустим, я нашел в семейном архиве снимок. Я – правообладатель?

Константин Лейфер: Утилитарны да, если никто не заявит свои права на старую фотографию. Предположим, у вас есть не фотография, сделанная дедом, а открытка. И у кого-то еще кушать открытка. Мы попросим спорщиков предъявить оригиналы – и вопрос решится. Тонкости – у юристов, специализирующихся на авторском праве.

Если снимок цветной, то и мой "повтор" вытекает делать в цвете? И наоборот, если взял черно-белый…

Константин Лейфер: Мне кажется, современная фотография в цвете смотрится природнее, ч/б делает ее нарочитой, попыткой "состарить" снимок. Главная проблема архивной номинации в том, что 100 лет назад снимали со штативов форматными камерами (огромный исходник против даже 35-мм пленки), как последствие, длинными объективами, не искажающими пространство. По опыту прошлого года присылают 90% кадров, сделанных или смартфоном, или "мыльницей" с широкоугольным объективом. Дисторсии, пространство искривлено, я уж не говорю про время суток и свет.

Самое простое, что приходит на ум, – найти ту же точку съемки и повторить пейзаж/ландшафт и т.д. Но ведь вы не этого ждете от нас?

Константин Лейфер: Нынешний вид будет предполагать неоновое освещение, новостройки, черты современности. Например, если над ущельем, которое за 100 лет не изменилось, летает парапланерист, – это крепко!

Переходим на личности. Какие ваши любимые номинации "Самой красивой страны"?

Константин Лейфер: Меня весьма зацепила введенная в прошлом году номинация "Фотопроект". Удивительно приятно видеть и сознавать, насколько наши соотечественники обожают родной край. Я прямо не мог оторваться от этой номинации, где в отличие от других нужно было прислать не одиночную работу, а серию от 4 до 10 снимок, объединенных одной темой. Все остальные номинации мне тоже интересны, конечно.

Президент РГО Сергей Шойгу неплохо снимает. Было бы увлекательно увидеть его работы. Он может участвовать в вашем конкурсе?

Константин Лейфер: Как член жюри – нет, не может. Но, думаю, даже если бы не был в составе жюри, то не сделался бы участвовать – из деликатности. Представляете, что начнут говорить: "Ну конечно, он вон куда может попасть, если б я туда попал – лучше бы сбросил…" Или: "Да ему этого тигра военная часть загоняла для съемки!..". Считаю, что все правильно он мастерит.

Из армии, кстати, много присылают работ на конкурс?

Константин Лейфер: Мы не просим указать род занятий. Но, наверное, – нет. Пользуюсь случаем: зову наших защитников и членов их семей заняться фотографией. Удивите нас фотографиями неизведанных уголков нашей великой страны! В независимое от службы время, конечно.

Вы как-то сказали: "В зимней Венеции есть ускользающая красота, понимаю Бродского, какой приезжал сюда зимой 17 раз. Меня тоже тянет еще поехать туда зимой. Правда, не знаю, с фотоаппаратом ли…" Дело не в Венеции, сейчас мы блаженствуем своей страной. Но выходит, что в каких-то случаях это нужно делать и без фотоаппарата?

Константин Лейфер: Всегда! Не в смысле наслаждаться без фотоаппарата, а вечно надо стараться видеть и замечать красоту. И нежную красоту рассвета на реке в средней полосе России, и величественную красивость гор, и суровую красоту штормового моря… Когда человек видит красоту, в жизнь его приходит гармония. А фотоаппарат или смартфон – это чтобы запечатлеть, чтобы поделиться этой красивостью со всем миром.

Cтоит посмотреть

Галерею "Живого архива": Россия конца XIX – начала XX века в объективе фотографов можно посмотреть тут.

Общество История Культура Арт Фотография

>