19 августа 1915-го русские моряки продемонстрировали в Рижском бухте пример мужества и доблести. Многократно превосходящие силы немецкого флота пытались закрепиться у балтийских берегов. Но даже соображая слабость своего положения, защитники Российской империи не дрогнули перед лицом мощного противника. Вышедшая в лоб линкорам и миноносцам канонерка «Сивуч» предсказуемо удалилась на дно с поднятым флагом. Но в итоге русский флот не дал Германии закончить предпринятый прорыв.
Непопулярная версия о целях немцев
Мишени немцев были неоднозначными. /Фото: yandex.ua
В августе 1915-го немцы приступили к масштабной операции на Балтийском море, составляющей доля германских планов в ходе Первой мировой. Нанося по русским мощные удары, они сумели потеснить царскую армию в Галиции, Польше и Литве. Отступление русских приостановилось лишь у Риги. Возобновляя напор, немцы задействовали свой флот. До этого момента главные военно-морские мощности направлялись в Северном море против британцев, а в Балтике размещались небольшие устаревшие корабли. Теперь же все поменялось – на прорыв в Рижский залив немцы бросили новейшие дредноуты.
Однако отдельный исследователи выдвигают альтернативное мнение. Якобы, создавая угрозу крайнему правому русскому флангу в Рижском заливе, германское командование подавало практику боевых действий своему полгода бездействующему флоту. Для этого из Северного моря в Балтийское и были переброшены основные группировки, в разы превосходящие тяни русский Балтфлот.
Соотношение сил
Броненосец «Слава» в 1917 году. /Фото: war-book.ru
Немцы обладали подавляющим превосходством. На подступах к Рижскому бухте им противостояли один устаревший линейный корабль «Слава» с недальнобойной артиллерией, канонерки «Храбрый» и «Грозящий», 20 миноносцев и возле десятка подлодок. Единственный уравновешивающий силы фактор — наличие минного заграждения у Ирбенского пролива, проходя через какой противник мог очистить свой путь лишь под русским огнем.
Командование Балтийского флота возлагало большие надежды на основную роль подводных лодок в обороне. Часть их отправилась в Балтийское море встречать неприятеля у минных заграждений, остальные готовились штурмовать прорвавшиеся суда в Рижском заливе.
Немцы на протяжении двух недель несколько раз пытались войти в залив. Первый бой состоялся, когда русские самолеты приметили немецкие тральщики, расчищавшие проход в Ирбенском проливе. К минному заграждению сходу направились русские корабли, начав сражение. На минах тогда подорвались несколько вражьих судов, а эскадра линкоров была атакована русскими гидросамолетами. До того момента авиация в морских столкновениях выполняла лишь функции разведки. Увязнув в минах, неприятельский флот временно отошел. Следующий прорыв с боем состоялся на прежних минных рубежах, но и он не принес Германии особых успехов. Лишь к ночи в Рижский залив все же сумели войти два эсминца, целью которых была атака броненосца «Слава».
Но русские корабли предупредили эти попытки, повредив немецкие суда. Уже в третий раз враг оказался успешнее, выдавив оборону из пролива и дав возможность своим тральщикам очистить фарватер. Ровные боестолкновения русских с превосходящими силами атакующего противника были обречены на провал, и к вечеру 19 августа немецкий флот очутился в Рижском заливе.
Решающая атака
Крейсер «Баян». /Фото: 2014.f.a0z.ru
После успешного прорыва немцев русское командование устремило навстречу врагу эсминец «Новик». Судно столкнулось с легким германским крейсером, но оторвалось от врага и отошло к Моонзундскому проливу. Куда меньше повезло канонеркам «Сивуч» и «Кореец». Они наткнулись на мощный крейсер «Augsburg» и несколько эсминцев. Немцы тут же потребовали подкрепление из линкоров «Posen» и «Nassau», прибывших в сопровождении множества эсминцев, и исход сражения оказался очевидным.
Русские канонерские ладьи в темноте потеряли друг друга, потому что из-за повреждений на обеих вышли из строя прожекторы. В итоге «Сивуч» очутился зажат между подошедшими вражескими судами и решил стоять на смерть. Даже получив множество пробоин, экипаж канонерки продолжал отчаянно противиться. Изрешеченная со всех сторон снарядами, лодка медленно погрузилась под воду, до последнего ведя огонь. Затонувший «Сивуч» поспел подбить два эсминца и нанес урон крейсеру «Augsburg». Сильно поврежденный «Кореец» чудом вышел из боя и укрылся в Перновском бухте. Когда на горизонте показались немецкие крейсер и миноносцы, команда канонерки с офицерами высадились на берег.
Не имея представления, как обстоят дела на поле боя в Рижском бухте, командир «Корейца» дал команду взорвать судно. Этой же ночью затонул, напоровшись на мину, германский эсминец «S-31». Наутро немцы пытались блокировать вход в Перновскую бухту, затапливая на выходе из неё брандеры. Неприятель полагал, что эта бухта используется в качестве стоянки русских кораблей. Но эти предположения оказались ошибочными, а вся операция бессмысленной. Однако придясь к Пернову, миноносцы открыли огонь по городу, обратив народ в панику и устроив массовые городские пожары. После этих манипуляций немецкий флот вышел из Рижского бухты и отправился в море.
Расшифровка немецкой радиотелеграммы
Немецкий линейный крейсер «Мольтке». /Фото: war-book.ru
На следующий день была дешифрована радиотелеграмма от имени немецкого адмирала. Он доносил, что по причине наличия у русских подводных лодок и ввиду неблагоприятной погоды разрешено отказаться от операции против Моонзундского архипелага. Возвращение для блокирования Риги планировалось через 10 дней при поддержке усиленной партии тральщиков.
В итоге двухнедельные маневрирования противника, обладающего подавляющим силовым перевесом, оказались напрасными. В ходе рижской операции Германия потеряла десять миноносцев и тральщиков, выведенным из строя оказался крейсер-дредноут «Мольтке», с положительными повреждениями ушел легкий крейсер «Тетис». Тем не менее, русским показали, что никакие артиллерийские позиции с минными заграждениями не в состоянии застопорить хорошо подготовленный флот. Хоть победа формально осталась за Россией, сражение за Рижский залив указало на необходимость улучшать уровень подготовки офицеров и матросов.
Есть и другие, почти забытые страницы в истории русского флота. Почему-то и сквозь 100 лет не рассекретили битву «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой.