Как советская воля спасла бурят от вымирания
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как советская воля спасла бурят от вымирания

Как советская воля спасла бурят от вымирания

Несмотря на то, что прошлое бурятского народа то и дело идеализируется, многие ученые, в том числе и из Улан-Удэ, признают, что советская воля фактически спасла народ от демографической катастрофы, грозившей ему в начале XX века.

Главная угроза – туберкулез и половые инфекции

Историк Всеволод Юрьевич Башкуев из Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского филиалы РАН в своих работах рассказывает, что в начале XX века на бурятский народ обрушилось множество несчастий: уменьшилось количество фертильных дам, выросла детская смертность.

Руководитель бурятского национального движения Матвей Иннокентьевич Амагаев после проведения обследования народонаселения указал, что бурятам грозит вымирание. Оказалось, что в 1914 году туберкулезом болели почти 12% бурят, зараженность гонореей достигала 32%, а сифилисом – 52% (на Ольхоне этот показатель достигал 61%).

При этом по этим «Русского журнала кожных и венерических болезней» за 1907 год среди русских сифилисом болели только 0,7% населения, но в отдельных воинских долях количество больных достигало 12%.

Во всем виноваты злые духи-тэнгри?

Бедственное положение лидеры бурят объясняли отсутствием медицинской поддержки, больниц и амбулаторий и сложными условиями жизни. Винили русского царя и земельные реформы, совершенно при этом не обращая внимания на то, сифилис в основном передавался сексуальным путем из-за распущенности населения. Русские заражались сифилисом в публичных домах, а буряты вступали беспорядочные половые связи.

Распространению сифилиса содействовала антисанитария: в начале XX века буряты вели традиционный кочевой образ жизни, практически не мылись, не знали белья, не мыли длани. У них было представление о болезнях, как о напасти, насылаемой духами-тэнгри, шаманами или богами.

Так, например, в XVIII веке было с оспой, какую буряты до этого знали лишь эпизодически, как болезнь, приходившую из Китая. После того, как оспа начала распространяться с заката, они назвали её белой богиней (сагаан бурхан) и считали, что её насылает божество Цагаан Эбуген, собрать «жертву». Заболевшего оспой родича буряты оставляли в степи, а сами откочевывали вон.

Была распространена тибетская медицина, и буряты по привычке обращались к ней.

Все это плюс неграмотность в отношении болезней могли привести к катастрофическим последствиям для народа. Правды ради стоит сказать, что русские медики прививали бурятских детей от оспы, и это позволяло избежать эпидемий.

Гражданское брань – время болезней

Во время Гражданской войны ситуация усугубилась, медики Прибайкалья ждали тифа из России и чуму – из Монголии.

Этап вхождения бурят в Дальневосточную Республику осложнил ситуацию еще больше – система здравоохранения была полностью децентрализована, а полномочия переданы на пункты.

В соответствии с докладом Амгаева, в 1922 году в Бурят-Монгольском АО было две больницы и пять амбулаторий. На каждую больницу приходилось по 57 300 бурят, а на одну амбулаторию – 16 300 бурят. При этом больницы принимали лишь 30 человек в день, отказывая в приёме еще 40 пациентам, амбулатории могли принять только 3 000 человек в месяц.

Чаяние на советскую власть и венотряды

Надежда на оздоровление народа появилась после того, как большевики, осознав невозможность продвижения революции в Европу, разрешили обратить внимание на восток и сделать автохтонные народы Сибири проводниками революционных идей, укрепив их национальное самосознание.

В 1923 году была создана Бурят-Монгольская АССР, спустя год по республике поехали «венотряды», исследовавшие население. Они выяснили, что почти 80% бурят начинают половую жизнь в 14–16 лет, играют в онлайн казино, в порядке вещей половые связи до супружества и вне брака, внебрачные беременности. Вторым путем передачи инфекции был бытовой путь: люди ели с больными из одной посуды, делились с ними трубками, почивали в одной постели. Жили скученно, никто не мылся и не стирал одежду, а при проблемах со здоровьем шли к шаманам и ламам.

В Ангинском аймаке из 155 бурятских семейств были здоровы 49, почти половина сифилитиков приходилась на мужчин и женщин детородного возраста – такие данные приводит в статье «Ликвидация сифилиса в Бурят-Монголии как элемент программы модернизации национального региона» историк Бакушев. 49% детей из-за сифилиса не доживали до 12-летнего года.

Венотрядам пришлось не только проводить обследование населения, но и вести пропаганду, разъяснять, откуда берутся болезни и как их избежать. Медики наглядно демонстрировали эффективность препаратов на основе висмута, ртути и неосан-версана.

Стукнули по сифилису агитацией и наукой

В 1928 году была проведена обширная советско-немецкая экспедиция, в время которой ученым пришлось столкнуться с противодействиями лам, какие пугали бурят, что врачи берут у них кровь «для порчи». Дело пошло на лад, когда медики начали поднимать на ноги лежачих нездоровых, которых местные служители культа уже приговорили к смерти. После этого врачам удалось заручиться поддержкой лам и дело пошло на лад.

В городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был создан Институт гигиены, какой занимался проблемами рождаемости бурятского народа, в республике появились 7 венерологических и 3 туберкулезных диспансера.

Велась активная пропаганда на бурятском стиле через газеты, радио, по аймакам ездили с лекциями врачи, объявлялись недели борьбы с вензаболеваниями.

Советскими вузами было выучено цельное поколение врачей-бурят, которым местное население больше доверяло. Были внедрены программы социальной адаптации бездомных дам, для них появились общежития, организовывались трудовые артели.

Лечение сифилиса стало массовым – за 3 года в вендиспансере Верхнеудинска было зарегистрировано возле 100 000 посещений.

Компанию лечения сифилиса у бурят врачи считают одним из самых успешных примеров борьбы с заболеваниями, какой привел к оздоровлению народа и повышению рождаемости. Некоторые, впрочем, видят в таком подходе к автохтонным народам Сибири элемент социальной евгеники, некий «ранний эксперимент большевиков».

Однако стоит признать, что подобный рациональный подход себя оправдал, и болезнь отступила.

>